Конспект занятия по экологии
«Вежливые дети в лесу»
Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы;
Задачи:
уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
учить распознавать следы зверей и птиц;
развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных
воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.
ХОД
Актуализация знаний по теме.
Разгадывание загадки.
Слайд №1
Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима
Слайд №2
Беседа «Месяцы зимы»
- Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?
Сюрпризный момент.
- Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.
Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.
Беседа «Поведение животных зимой»
Вооспитатель: - А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
- А откуда вы об этом узнали?
- Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)
-Каких животных зимой можно встретить в лесу?
-Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Воспитатель; - Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.
- А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.
Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.
Рассматривание иллюстраций.
- Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.
- Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
- Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)
Презентация книжки.
- Давайте послушаем вас дети. Что же интересного вы узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Дети рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
- Давайте расскажем, где зимуют животные.
«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)
Разгадывание загадки.
- Послушайте загадку.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».
- Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался ( Слайд№14.)
Презентация книжки.
- А кто состовлял книжку-малышку про зайчика.
А где же у зайки домик? ( слайд№15)
- Чем он питается зимой?
- Почему он ходит в белой шубке?
Практическая работа «Украсим елочку».
- А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.
Дети сминают лист бумаги и салфетку.
- Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?
Разгадывание загадки.
- А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.
« Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»
Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16 ).
Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.
(слайд№17)
А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.
Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика.
Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.
Разгадывание загадки.
- Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».
А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)
Презентация книжки о волке.
- Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке.
Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)
Беседа «Рысь».
- А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?
Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.
Игра «Угадай, чьи следа».
- Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)
Беседа и презентация книги о медведе.
- Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)
Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?
Поля расскажи о своей книжке.
- Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.
Звучит песня «Сказки зимнего леса».