6
Логоритмическое занятие «Космическое путешествие».
Цель: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
формировать знания детей о космосе;
познакомить детей с планетами Солнечной системы знакомство детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
формировать умение подбирать однокоренные слова;
формировать умение подбирать признаки;
формировать координацию движения и речи;
формировать умение сочетать движение со звуком, слогом, фразой;
закреплять умение координировать движения с музыкой;
закрепить навыки правильного фонационного дыхания;
закрепить умение правильно брать дыхание во время пения;
развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе.
Коррекционно – развивающие:
развивать общую, мелкую моторику;
развивать фонематическое восприятие.
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать дыхание и голос, интонационную выразительность голоса, вокальные способности;
развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой;
развивать словесно – логическое мышление;
Коррекционно - воспитательные:
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать интерес у детей к науке астрономии.
Ход занятия.
Орг. момент.
Дети входят в зал под музыку становятся в шеренгу.
- Ребята, как вы думаете, на какой планете мы живем?
- Как называют людей, летающих в космос? (Космонавты). В космонавты берут здоровых и крепких людей. Летчику-космонавту приходится работать в невесомости, испытывать сильные перегрузки во время старта корабля и его приземления, поэтому космонавты долго тренируются перед полетом.
- Направо! Вокруг по залу Шагом марш!
Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.
Наш космический отряд.
Тройками становись. Перестроение в колонны по три
Выполняем упражнение.
1. Руки в стороны — к плечам, И.п. — стоя, ноги вместе, руки к плечам.
Дружно мы покажем вам. На счет «раз» — руки в стороны, на счет «два»
2. Руки ставим мы на пояс И.п. — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
И наклоны выполняем. Наклоны вправо и влево.
3.Руки за голову — и вот И.п. — стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч.
Наклоняемся вперед. Наклоны вперед, держа спину прямо.
4.Приседаем и встаем И.п. — стоя, руки на поясе. На счет «раз» — присесть,
И ничуть не устаем. руки вперед, на счет «два» — вернуться в и.п.
5.Раз - прыжок, два - прыжок, Прыжки на обеих ногах вправо-влево,
Ногу ставим на носок.
6.И опять шагаем, Ходьба на месте.
Ноги поднимаем.
На месте стой раз-два. Налево
- Вокруг по залу шагом марш. (построение в шеренгу)
Основная часть.
- На чем летают в космос? (На ракете).
- Построим ракету (приготовили руки)
Стихотворение с движениями
Мы построим, мы построим Ударяют кулачками друг о друга(4 удара)
Самый лучший звездолет:
Все проверим, все устроим Пальцы «колечками» (4 колечка)
И отправимся в полет. Руки подняты над головой, хлопки (4хлопка)
Та-та-та не страшна нам высота Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы
Ете-ете-ете – полетим в ракете Хлопки в ладоши (вправо – влево)
Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. Приставляют ладонь к глазам.
- Мы готовы к полету.
Фонопедические упражнения «Ракета»
- Проверим, все ли системы комического корабля работают исправно:
Проверяем топливо - руки на живот, вдох носом, на выдохе произносим «С-с-с».
Открываем и закрываем люки – делают руки вверх и вниз на звук «а».
Проверяем радио – произносят короткие острые звуки «у» в разных регистрах, вед. показывает высоту звука.
Включаем двигатели – произносят «р» вращают кулачками перед грудью.
Ритмическая игра – распевка «Космос»
- Возьмем инструменты (палочки)
- Сначала я исполню ритм, потом вместе, слушаем.
(Дети отстукивают ритм деревянными палочками и пропевают попевку)
Сначала логопед, потом вместе с детьми.
ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет
Ета-ета-ета – вот наша ракета
ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ
Ля-ля-ля – до свидания, Земля.
-Убрали инструменты
- В космосе все находится в состоянии невесомости.
- Как вы понимаете это слово? Невесомость - это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле как рыбки в аквариуме. Нет ни верха - ни низа. Пролитая вода собирается в шар, а не разливается лужицей и висит в воздухе.
- Что надевают космонавты для того, выйти в открытый космос? скафандры.
- Для чего он нужен? В нем мы сможем дышать кислородом в открытом космосе и для тепла.
- Мы в невесомости, передвигаться тяжело, движения замедляются, потому что земное притяжение очень слабое.
Упражнение на координацию движений «Невесомость».
Дети медленно встают и становятся в шеренгу.
(Медленная музыка)
В невесомости плывем,
Мы под самым потолком.
Дети расходятся по залу и, стоя, на месте на одной ноге, имитируют
движения тела в состоянии невесомости, делая медленные подъемы рук в
стороны — вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях.
Упражнение повторяется при смене ноги.
А теперь возвращаемся на корабль.
(Дети садятся на стулья).
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать (Звёзды)
Звезда (какая) – маленькая, блестящая, мерцающая, серебристая, волшебная, путеводная, раскаленная, холодная.
- В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезда – это небесное тело, которое состоит из раскаленного газа. Звезды зарождаются в космическом пространстве из сгустка межзвездного газа. Сгусток начинает вращаться с очень большой скоростью, и постепенно увеличивается в размерах в несколько раз. Внутри него температура достигает колоссальных значений – несколько миллионов градусов, и он начинается светиться – так происходит зарождение новой звезды.
Наука, которая изучает звезды, называется астрономия. В переводе с греческого «астра» – это звезда. Астрономы наблюдают за звездами при помощи специального и очень мощного прибора – телескопа.
Ближайшая к нашей планете звезда – Солнце, которое во много раз больше Земли. Из-за его яркого света днем мы не можем видеть других звезд, потому что они находятся дальше и их свечение не такое яркое. На самом деле в нашей галактике есть звезды, которые светят во много раз ярче Солнца, однако они находятся очень далеко от земного шара.
Назовите родственные слова к слову "звезда" – звездный, звездочет, звездолет, звездочка, созвездие, звездопад.
Игра «Звездочки» Слова и музыка М. Картушина (ноты)
Дети встают в 3 кружка, взявшись за руки, идут по кругу под песню
1. В небе звездочки блестят, Дети идут по кругу, соединив правые руки
(«звездочка»).
Весело сверкают,
И с ребятами они
Поиграть желают. Кружась, идут по «орбите»
2. Ну-ка, звездочки, светлей Легкий бег врассыпную.
На небе засияйте,
Звездную карусель
В небе начинайте. (Говорят.)
Раз-два-раз! Раз-два-раз! хлопают в ладоши над головой.
Созвездье мы найдем сейчас, находят созвездия.
Дети быстро встают на свои места и образуют «звездочку».
- Только ли звезды на небе сияют? (Среди звезд есть планеты)
(Картинка планеты Земля)
- Посмотрите на нашу планету. Какая она? (Голубая, так как на планете много воды, напоминает шар, но она немного сплюснута с полюсов)
- Какие еще планеты вы знаете? перечисляют
Игра «Планеты, стройся!»
Вариант 1
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун,
Он восьмой идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Взрослый - «Солнце», остальные дети – «планеты». У детей медали- планеты У «Солнца» медаль звезды. При чтении стихотворения «планеты» выстраиваются по порядку.
Вариант 2
Звучит «космическая музыка» дети-планеты кружатся по залу. Солнце в это время меняет место нахождения. Как только музыка заканчивается, «планеты» выстраиваются около «солнца» в нужном порядке.
Подвижная игра «Звездочет».
(Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее «звездочет» с мячом в руках, декламируя считалку вместе с детьми и задевая их рукой.)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий — раз,
Венера — два — с,
Три — земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон...
Кто не видит — выйди вон!
(На последнее слово «звездочет» останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. Звездочет держит в руках мяч — «планету». Кто из соревнующихся добежит и возьмет «планету» первым, побеждает и становится «звездочетом».)
Итог занятия
Хоть и грустно нам,
Но пришла пора прощаться
И на Землю возвращаться.
Космонавты по местам!
Займите свои места в ракете.
Упражнение на развитие слухового внимания “Приземление”
Дети под быструю музыку бегут по залу, подняв руки и сцепив пальцы в “замок” (ракета летит), с замедлением музыки дети замедляют темп бега и опускаются на одно колено на окончание звучания (ракета приземлилась).
Релаксация (под спокойную музыку).
- Наше большое космическое путешествие закончилось.
Психогимнастика «Слушай команду». (СЛ 3)
Цель игры: Развивать активное внимание.
Педагог договаривается с детьми о том, что, они будут ходить по комнате, но когда они услышат команду «Ракета», дети должны встать прямо, ноги вместе, руки подняты вверх и сомкнуты над головой, ладони вместе; на команду «Луна» - встать прямо, руками сделать круг перед собой и покрутиться на месте. Затем начинают игру — дети идут по кругу и выполняют команды.