- Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Измерение длины и ширины»
Цель: Создание условий для развития умения измерять протяженность с помощью условной мерки.
Задачи:
-познакомить детей с приемом сравнения длины и ширины листа условной меркой,
-способствовать развитию логического мышления, внимания;
-воспитывать интерес к математике, знакомить с элементарными способами измерения.
Раздаточный материал: лист белой бумаги, линейки на каждый стол, сантиметр, набор цифр от 1 до 10, игрушки- персонажи сказки «Репка» разного размера.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо из страны математики. Им срочно нужна наша помощь. Ребята,нас так много, начем удобней добирать будет?
Ответы детей.(самолет, поезд, машина, автобус).
Воспитатель: давайте на поезде. Но,чтобы сесть в автобус нужно сесть на свои места,нам нужно назвать цифру вашего места. До скольки мы умеем считать?
Дети: до10.
Воспитатель: начинаем рассаживаться я говорю цифра 1 и занимаю первое место,кто садиться за мной?
Дети по очереди называют цифры и выстраиваються в цепочку друг,за другом.
Воспитатель: все заняли свои места отправляемся.
Прибыли. Присаживайтесь за столы,сейчас узнаем чем же нам помочь.
Сегодня я хочу рассказать вам сказку про репку, но сказку не простую, а с математическими заданиями.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет дед за репку, а вытащить не может. Позвал дед бабку. А бабка и говорит: «Дед, если ребята выполнят мое задание, то помогу тебе».
Устный счет.
«Сосчитай и скажи».
Сейчас я ударю в бубен, а вы, закрыв глаза, на слух, должны определить, сколько ударов вы услышали, и показать мне цифру на карточке.
«Кто за кем стоит»
Кто по счету стоит первый в сказке? Кто второй? А кто последний?
Сколько всего героев в нашей сказке? (Шесть.)
Молодцы, справились с заданием.
Бабка: Спасибо, ребятки, выполнили задание. Помогу деду. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Внучка: Помогу вам, только пусть детки познакомят меня со способами измерения предметов.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы измерения предметов?
Ребята: линейка, сантиметр.
Ребята, у вас на столах лежат ленточки для внучки, давайте выберем самую длинную ленточку. Как будем выбирать?
Дети: Накладывать, прикладывать.
Внучка: Спасибо ребята, помогу я деду и бабе.
Тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. А жучка и говорит: Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть ребята со мной отдохнут.
Физкультминутка: (изображают движения по тексту)
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я долго прыгал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Жучка: Спасибо, что отдохнули со мной. Помогу тянуть репку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. А кошка и говорит: А пусть ребята измерят лист бумаги с помощью мерки.
Воспитатель: Ребята, в Древней Руси существовали свои способы измерения, свои мерки. Это локоть- длина от локтя до кончика среднего пальца, сажень- это размах рук от большого пальца одной ладони до большого пальца другой ладони, и пядь- это расстояние от большого пальца до мизинца. Но у всех людей руки разной длины, и тогда люди придумали одинаковую меру, и назвали ее меркой. У нас с вами меркой будет служит красная полоска. Сначала давайте вспомним, где у листа находится длина, а где ширина. (Воспитатель показывает, а ребята отвечают.) Для начала измерим длину листа. Укладываем полоску- мерку на листе до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Сколько мерок у вас получилось? А теперь точно также измерим ширину. Сколько мерок у вас получилось?
Мы с вами пользовались маленькой меркой. А теперь возьмем мерку синего цвета. И снова измерим длину и ширину. Что получилось? Одинаковые результаты?
Ребята: Нет.
Воспитатель: А почему, как вы думаете? (Красная мерка короче, чем синяя, поэтому красных мерок больше, чем синих. Синяя мерка длиннее, чем красная, поэтому синих мерок меньше, чем красных.) Значит, чем длиннее мерка, тем количество мерок меньше, и чем мерка короче, тем мерок больше.
Кошка: Молодцы, теперь и я знаю, как пользоваться меркой.
Позвала кошка мышку. А мышка и говорит: помогу вам, если отгадаете мои загадки:
- На сосне выросло 2 яблока, а на березе 1 груша. Сколько всего фруктов выросло на деревьях?
- Сколько ушей у двух мышей?
Мышка: Молодцы, вы все правильно сказали.
Воспитатель: Тянут- потянут и вытянули репку.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? А какие трудности у вас были?