Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Транспорт»
Прышко Валентина Николаевна, ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23», учитель-дефектолог , г.Белгород
Предмет (направленность): дошкольное образование
Возраст детей: старшая группа
Место проведения: класс индивидуальной слуховой работы
Цели:
- учить детей самостоятельно пользоваться словами и фразами, усвоенными на занятиях;
- обогащать словарь за счет включения в него слов, отражающих видо-родовые отношения (обобщающих слов);
- продолжать учить детей отвечать на вопросы о предметах и их назначении;
- продолжать учить детей аналитическому чтению слов и фраз и письму печатными буквами.
2) воспитывать интерес к занятиям, дисциплинированность, чувство товарищества и взаимовыручки;
3) развивать слухозрительное, слуховое восприятие, связную речь, навык аналитического чтения и списывания печатного текста.
Оборудование:
а) демонстрационный материал: картинки, таблички;
б) раздаточный материал: тетради, простые карандаши, индивидуальные карточки на печатной основе.
Словарь: машина, пароход, поезд, самолет, светофор. Это транспорт. Машина едет. Самолет летит. Лодка плывет.
Ход занятия.
Оргмомент
(на слух, за экраном)
- Руфина. (- Я, Руфина)
- Иди сядь первая.
-Алиса. (Я, Алиса)
- Иди сядь вторая.
- Будем заниматься.
- Будем говорить.
- Будем думать.
- Будем читать.
- Будем писать.
- Будем играть.
II. Основная часть.
Сюрпризный момент
(Стук за дверью. «Приезд» мальчика Саши)
- Ребята, кто там? Сейчас посмотрим. К нам гости. Кто это?
(- Это мальчик)
- Это мальчик Саша приехал к нам на занятие посмотреть, как вы занимаетесь. Поздоровайтесь с Сашей.
(- Привет, Саша)
- Девочки, Саша привез вам задания. Давайте посмотрим…
2. Речевая зарядка со словом «машина»
машина
а и____ а
ма ши____ на
маши_____ на
машина
- Хорошо говорят девочки, молодцы!
3. Складывание разрезных картинок
– Саша, что ты еще приготовил ребятам?
(Разрезные шестисоставные картинки: самолет, поезд)
- Кто быстро и правильно соберет картинки?
-Руфина, что у тебя? (поезд)
- Алиса, а что у тебя? (самолет)
- Девочки, а теперь послушайте, у кого поезд (на слух, за экраном)?
- У кого самолет? (на слух, за экраном)?
- У кого поезд?
- Скажите, самолет, машина, поезд…что это?
- Это транспорт (все вместе хором, по одному, хором)
- Молодцы, девочки, Саше понравилось, как вы справились с заданием. Но у него еще есть для вас вот такие картинки.
4. Дидактическая игра «Что летит, что плывет, что едет?»
На индивидуальных листах картинки. Нужно соединить простым карандашом, что едет, что летит, что плывет.
- Молодцы, девочки, справились с заданием!
5.Работа на индивидуальных листах на печатной основе.
(На листах изображены картинки: машина едет, самолет летит, лодка плывет. Дети должны сделать подписи к картинкам).
- Что нарисовано у Руфины? (Самолет летит)
- Что у Алисы? (Поезд едет)
- (На слух) А теперь слушайте: У кого «Поезд едет?» У кого «Самолет летит?»
- Девочки, Саша хочет посмотреть, как вы умеете писать. Давайте сделаем подписи к картинкам. Руфина, что ты напишешь? Алиса, а что ты напишешь? Пишите.
- Прочитайте, что вы написали…
(- Я писала…)
- Девочки, Саше очень понравилось, как вы написали фразы, он вам дарит подарки (наклеиваем на работы наклейки с машинками)
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Ох, устали мы писать (потягиваемся).
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем (переминаемся с ноги на ногу).
КРАСНЫЙ свет нам «СТОЙ!» - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно.
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперед (наклоны)
Влево, вправо поворот (поворот туловища)
Вот и ЖЕЛТЫЙ загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем (рывки руками перед грудью),
Начинаем, детвора!
Вот ЗЕЛЕНЫЙ загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой - правой, левой - правой,
Смело мы идем вперед.
Светофор – помощник славный,
Уставать нам не дает!
6. Дидактическая игра «Третий лишний»
- Девочки, Саша хочет с вами поиграть. Будем играть?
(- Будем играть)
- Подойдите к компьютеру. Тут на картинках транспорт. Вам нужно угадать: что едет, что летит, что плывет. А еще нужно убрать лишнюю картинку. (Презентация «Транспорт. Третий лишний»)
III. Заключительная часть.
- Что мы делали на занятии?
(- Мы занимались, говорили, читали, писали, играли)
- Саша очень рад был познакомиться с вами, он мне шепнул, что вы все молодцы, хорошо занимались и выполняли его задания. А теперь попрощайтесь с Сашей, он поедет к другим ребятам, с ними поиграет.
( - Пока, Саша!)
Литература и ссылки:
Головчиц Л.А., Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Москва, Просвещение, 1991.
Зыков С.А., «Звездочка», Москва, Просвещение, 1992.
Корсунская Б.Д., «Читаю сам (1 часть), Москва, Просвещение, 1999.