СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме: "Крахмал и его свойства" для детей 8-10 лет

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия у детей 8 -10 лет  расширятся знания о крахмале, его свойствах. Большое внимание на занятии  уделятся проведению экспериментально - опытной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "Крахмал и его свойства" для детей 8-10 лет»

План – конспект занятия

по дополнительной программе «Лаборатория естественных наук»


Тема занятия: Крахмал и его свойства.

Цель исследования:  изучение свойств крахмала.

Задачи:

·  уточнить и расширить знания о крахмале;

·  познакомиться с его свойствами;

·  развивать любознательность, познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать;

·  формировать способность к познанию окружающего мира;

·  уметь делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.

Возраст детей: 8 – 10 лет.

Оборудование: микроскопы, 5 бутылочек с крахмалом подписанные,5 бутылок с водой, 5 баночек для анализов с крахмалом подписанные, 5 ложек, 10 стаканов, 5 баночек с раствором йода, 5 пипеток, 5 воздушных шариков, 5 помпонов из пряжи, 5 маркеров.

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, ещё в начале года я обещала вам провести занятие в вашей школе, в кабинете «Точки роста». Сегодня мы наконец-то я исполнила своё обещание. Предлагаю вам пройти по кабинету и посмотреть, что в нем есть интересного.

Дети делятся своими впечатлениями.

  1. Повторение пройденного материала

Педагог: Давайте вспомним, чем занимались на прошлом занятие.

Дети: делали неньютоновскую жидкость из крахмала.

Педагог: В чём особенность этой жидкости.

Дети: Неньютоновская жидкость – это вещество, которое меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на нее. Названная так в честь английского физика  Исаака Ньютона.

Сегодня мы продолжим изучать свойства крахмала.

  1. Экспериментально – опытная деятельность

Определение свойств крахмала

Опыт №1. Изучение физических свойств крахмала

Для опыта потребуется: крахмал, микроскоп.

Фиксирую на доске свойства крахмала.

  • Рассмотрите крахмал невооруженным глазом.

- Какого он цвета? (Белого)

- Определите запах крахмала (не имеет никакого запаха)

- Попробуйте на вкус. Имеет ли он вкус? (Безвкусный)

- Попробуйте потереть его пальцами. Что вы ощущаете? (Поскрипывание. Предполагают причину появления звука - «трение частиц»)

  • Рассмотрите крахмал под микроскопом.

-На что похоже? (На  зернистый порошок)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: крахмал – это сыпучий порошок белого цвета. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. Крахмал не имеет никакого запаха; вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип. Этот звук создаётся при трении крупиц друг о друга, они достаточно тверды и не разрушаются при таком воздействии.

Опыт №2. Растворимость крахмала в воде

Для опыта потребуется: крахмал, стакан, ложка.

  • Возьмите ложку крахмала и размешайте его в стакане с холодной водой. Что происходит? (Порошок не растворяется.) Сначала вода помутнела, но через некоторое время весь крахмал осел на дне стакана.

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.

  • Демонстрация опыта. Делает педагог. Беру ложку крахмала и размешаю его в стакане с горячей водой.

Посмотрите на крахмал в стакане с горячей водой. Что с ним произошло? (Он растворился и превратился в клейстер). Где мы используем это свойство крахмала? (Для склеивания, накрахмаливая белья, при приготовлении желе, киселя и других блюд)

Вывод: при нагревании взвесь крахмала в воде превращается в вязкую массу (клейстер).

Опыт №3. Взаимодействие крахмала с йодом

Для опыта потребуется: 2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка и ложка.

Налейте воду в два стакана. В один стакан добавьте немного крахмала. Затем в каждый стакан я добавьте по 5 капель йода. Что происходит? В первом стакане была чистая вода. После добавления йода она пожелтела. Во втором стакане, где был крахмал, появилось синее окрашивание

Вывод: при взаимодействии крахмала с йодом происходит химическая реакция и образуется новое вещество сине-фиолетового цвета. Это качественная реакция на крахмал, химики используют ее для обнаружения крахмала.

Опыт №4. Игрушка-мнушка из воздушных шариков и крахмала

Для изготовления потребуется: воздушные шарики, картофельный крахмал, воронка, пряжа, маркер.

С помощью воронки в воздушный шарик засыпал крахмал, завязал узел на шарике. Маркером нарисовал на шарике личико из пряжи делаем волосы.

  1. Итог занятия.

Педагог: Что вы сегодня узнали о крахмале?

Крахмал – порошок белого цвета. Он не имеет никакого запаха; вкус, свойственный, крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип, вызванный трением частиц.

Крахмал не растворяется в холодной воде. При нагревании взвесь превращается в вязкую массу (клейстер).

Крахмал при взаимодействии с раствором йода дает синее окрашивание.

  1. Рефлексия

«Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.


Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.


Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.



Занятие окончено. Всем спасибо!


















Порядок работы:

Наполняем шарик мукой или крахмалом

Несколько раз немного надуваем и сдуваем шарик.

Вставляем воронку. По мне, более удобной в работе оказалась пластиковая бутылка. В этом случае натягиваем шарик на горлышко бутылки.

- Насыпаем содержимое. Это может быть мука, крахмал или даже песок. Количество содержимого зависит от размера задуманной игрушки. В процессе наполнения помогаем карандашом и утрамбовываем (помните осторожно руками).


- Снимаем с воронки, выпускаем воздух и завязываем хвостик. Хвостик можно оставить, а можно и отрезать.

Рисуем рожицу и делаем прическу

Вот тут уже дело вашей фантазии и задумки. В интернете много образцов всяких забавных рожиц с разными эмоциями. Вот я нашла для примера:


Для прически можно использовать толстые нитки, узкие ленты или новогодний дождик. Можно даже прикрепить небольшой бантик на резиночке.

Вот и готов ваш неподражаемый Капитошка.