Название упражнения, Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент |
| Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет. Еще раз всем здравствуйте, меня зовут Валерия Вадимовна. Сегодня на занятии мы поговорим о природе и человеке. Но, прежде чем приступить к нашему заданию решим одно не большое задание. (Раздаю листочки с заданием) | |
Выход к теме |
| Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Выполните задание по инструктивной карточке. Давайте проверим, как вы выполнили задание, все вместе. | |
Основная часть |
Определение темы занятия | Послушайте одну легенду: «Давным-давно у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет, - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная». Итак, давайте попробуем определить тему нашего занятия. Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о природе и роли человека в природе, а также определим проблемы, связаные со здоровьем нашей планеты. (Солнце, воздух, вода и почва). Солнце, воздух, вода, почва – это окружающая среда. | Ответы детей. |
Изучение нового материала | А чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим схему «Значение природы для людей» в инструктивной карточке. Расшифруйте схему. Расскажите по схеме о значении природы для людей. Природа – это среда обитания человека; природа – это кладовая ресурсов, необходимых человеку для жизни. Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Давайте попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы, как влияет деятельность человека на природные процессы, на окружающую среду. Ученые, делая снимки нашей планеты, увидели тревожные факты. Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе. Просмотр видео фильма «Загрязнение воды» (2 мин 40 сек) Какие чувства вызвал у вас этот фильм? Давайте посмотрим на опыте, к чему может привести такое загрязнение воды. | |
Просмотр видео ролика «Экологические проблемы леса» | Какие экологические проблемы леса вы увидели? С чем это связано? Вы правильно назвали экологические проблемы леса – это вырубка леса, лесные пожары, загрязнение почвы нефтью, мусором. Все это связано с деятельностью человека. Знаете ли вы?... Учёными подсчитано: За один день на земле исчезает несколько видов растений и животных. Количество чистого воздуха постоянно сокращается из-за вырубки лесов, сгорания попутного газа и загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей. Осушение болот нарушает питание мелких рек, способствует высыханию леса, приводит к значительному увеличению лесных пожаров. Каждую минуту сокращается площадь леса и увеличивается площадь мусорных свалок. | |
Дидактическая игра «Хлопаем - топаем» | Сейчас мы поиграем в игру, если вы не согласны то – топаем, если согласны то – хлопаем в ладоши. Если я прийду в лесок и сорву ромашку? Если съем я пирожок и выброшу бумашку? Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Если ветку подвяжу, колышек подставлю? Если разведу костер и тушить не буду? Если сильно насорю, и убирать не буду? Если мусор уберу, банку закопаю? Очень я люблю природу, ей я помогаю. | |
Интересные факты. | Знаете ли вы за сколько лет разлагается мусор? Пищевые отходы – около месяца. Картонные коробки – около 3-х месяцев. Пластиковые бутылки – 180-200 лет. Алюминиевые банки – 500 лет. Стекло – более 1000 лет. Электрические батарейки – 110 лет. Консервные банки – 10 лет. Резиновые покрышки – 120-140 лет. | Ответы детей. |
Игра «Сортировка мусора» | На какие группы можно разделить отходы? Сейчас я вам раздам листочки бумаги, на которые будет изображен мусор, ваша задача в парах разделить его. Нужно будет вырезать ножницами. Желающие могут выйти к доске и рассказать, почему они там разложили мусор. | |
Первичное закрепление материала | Итак, давайте подведем итог всему сказанному. Человек своей хозяйственной и производственной деятельностью приносит вред окружающей природе. Может ли человек справиться с такими серьёзными экологическими проблемами? Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Созданы международные организации по охране природы. Это «Гринпис», «Международный союз охраны природы», Всемирный фонд дикой природы. Основная цель этих организаций — не только привлечь внимание к экологическим проблемам, но и добиться их решения. Посмотрите на карточку. Что вы видите? Правильно, это полезные для природы действия людей, назовите их. Пользуясь кодом, расшифруйте основное правило поведения человека в природе, которое мы могли бы написать на этой карточке. | |
Итоги занятия |
| Почему происходят экологические катастрофы? Что необходимо сделать человеку, чтобы их не было? Как каждый из нас может улучшить экологию города? Давайте выйдем все во двор, Очистим мы земной ковёр От мусора, нечистоты, Кругом посадим мы цветы. И станет больше доброты, Надежды, веры, теплоты. Любить друг друга нам всегда! Мы смоем грязь, уйдёт беда. Давайте вспомним слова писателя Михаила Пришвина «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!» | |
Рефлексия |
| У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Если вы считаете, что на занятии было интересно, и вы узнали много нового и можете поделиться этими знаниями с другими людьми, то выберите красный лепесток. Если же вы считаете, что вам было интересно, но много из того, о чем говорили на занятии вам было уже известно, то – жёлтый. Кто считает, что занятие было неинтересным и вас ничто не заинтересовало, тот выберет синий лепесток. А теперь соберём цветочки из выбранных лепестков. В ваших цветочках преобладают красные и жёлтые лепестки. Это говорит о том, что вы старались и заслуживаете высоких оценок. Цветы украшают природу, а ваши цветочки пусть украсят наше занятие. | |