СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Природа и Мы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии, посвященном экологии, ребята активно обсуждали важные проблемы, связанные с охраной окружающей среды. Они узнали о том, как человеческая деятельность влияет на природу и какие меры можно предпринять для ее защиты. В ходе занятия ученики делились своими мыслями о том, как можно сократить количество отходов, бережно относиться к ресурсам и сохранять чистоту в своих любимых местах отдыха. Они также познакомились с основными правилами поведения в природе, такими как не оставлять мусор, не тревожить животных и растения, а также уважать тишину и покой окружающей среды. Эти знания помогут ребятам стать более ответственными и заботливыми к природе, а также вдохновят их на активные действия по охране экологии в своем повседневном жизни.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Природа и Мы»»

Занятие по внеурочной деятельности «Юный географ»

Тема занятия: « Природа и Мы»

Цель: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.

Задачи:

  1. показать к чему приводит неразумное использование природных богатств;

  2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю;

  3. работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;


Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её  цели и задачи;

  • выбирать средства   и применять их на практике;


Познавательные УУД:

  • формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Ход занятия:

  1. Организация класса.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на очередном занятии внеурочной деятельности «Юный географ». И сегодня у нас не обычное занятие, сегодня присутствуют гости Поприветствуйте, пожалуйста, гостей, ребята.


Пусть будет удачным сегодняшний день,
Наполнен он будет моментами радости.
Пусть будет работать сегодня не лень,
Дела переделать без капли усталости.
Пусть он вас настроением одарит
Самым хорошим, веселым и бодрым,
Пусть он вас улыбаться заставит,
Пусть будет он легким, приятным и добрым

  1. Постановка проблемы. Целеполагание.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Ведь он дороже всех святынь.


  • О чём это стихотворение? (О природе)

  • С чем поэт сравнивает природу? (С храмом, светом)

  • Посмотрите на экран.

(Фрагмент видео о красоте природы)

(Звучит спокойная музыка)

  • Какие чувства у вас возникали во время просмотра видео?

( Музыку сменяет звук сирены)

  • Ребята, а что это за звуки? О чём они предупреждают?

  • Внимание на экран.

(Фрагмент видео «Природа в опасности»)

  • Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие? (Ответы детей)

  • Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

  1. Актуализация знаний.

  • По чьей вине страдает природа?

  • Кто может спасти её?

  • Глаза земли. Душа земли... Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей люди! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» Природа Земли больна, она гибнет.


  • Ребята, а что можете сделать для природы вы?

(ответы детей: уборка мусора, посадка деревьев, экологическое воспитание младших учащихся). Акция очистим берега рек.


  • У каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда»

  • Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Рощи сосновые, дубравы зелёные,

Бабочки пёстрые, птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним:

Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.


Учитель: Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо».

И сейчас мы познакомимся со знаками предупреждения. Представьте, что во время прогуливаетесь по лесу и встретили такой знак. Что же он означает и для чего он нужен?

(знакомство со знаками и правилами поведения, составление книги знаков предупреждения.)

Ученик 1 (Показывает первый знак ). Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.


Ученик 2 (показывает второй знак). Правило второе:

Не топчите цветы и грибы. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Ученик 3 (показывает третий знак). Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар.


Ученик 4 (показывает четвёртый знак). Правило четвёртое: Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.


Ученик 1 (показывает пятый знак ). Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов некоторые виды могут просто исчезнуть.


Ученик 2 (показывает шестой знак). Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.


Ученик 3 (показывает седьмой знак ). Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.


Ученик 4 (показывает восьмой знак). Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы.


Ученик 1 (показывает девятый знак). Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!


Учитель: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.


  1. Физ. Минутка. (Согласен с утверждением хлопаем в ладоши, не согласен топаем ногами)

На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой!

 Правильно? (Да)


2.Можно по лесу гулять Ветки с дерева ломать? (Нет)


3.Девочки цветочки рвали

 И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка!

Правильно? (Нет)


 4.Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой? (Нет)


 5.Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

 Ягоды собрали,

 Кустик  даже не сломали!

 Правильно? (Да)


 

  1. Закрепление изученного материала.

  • А сейчас ребята я предлагаю вашим группам выполнить задание (составить мини проект). Ваша задача будет заключаться в следующем, прочитать рассказ, найти ошибки, которые совершили дети в лесу, составить при помощи условных знаков, памятку правила поведения в лесу. Ну для начала давайте вспомним правила работы в группе. (вспоминают правила).



1 группа

«Правила поведения в лесу»

1. Прочитайте рассказ:

Воскресенье в лесу.

Веселой музыкой мы оповестили лес: мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к березовой роще. Стали часто попадаться грибы. Кто срезал грибы, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички в руках и положили обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится.

В лесу много муравейников. Иванов решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он тонкими палочками и начал протыкать муравейник.

С охапками лесных и луговых цветов мы возвращались домой.


  1. Найдите ошибки, которые совершили дети в лесу, составьте при помощи условных знаков, памятку правила поведения в лесу.

  2. Распределите обязанности. Оформите.

  3. Защитите свой мини-проект.

2 группа

  1. Прочитайте рассказ.

  2. Найдите ошибки, которые совершили дети в лесу, составьте при по мощи условных знаков памятку, правила поведения в лесу.

  3. Распределите обязанности. Оформите.

  4. Защитите свой мини-проект.


Защита проектов.


  • Молодцы ребята вы очень хорошо справились с заданием. И для вас всех приготовила вот такую памятку.



Когда зеленеет под солнцем трава

И кружатся в небе весёлые птицы-

Находятся сами для песен слова

И хочется счастьем со всеми делиться!



Песня

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив

«Песенка крокодила Гены»

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

  1. Подведение итогов.

  • Давайте вспомним, что мы узнали нового?

  • Чему научились?

  • Ребята, у вас на столах лежат лепестки, вы посовещайтесь и напишите на них пожелание ко всем людям, живущим на Земле. (3 мин.)

Затем один ученик выходит, читает и прикрепляет листочек к центру, чтобы получился цветик семицветик.

  • Понравились вам пожелания? Хотите, чтобы они сбылись?

  • А на следующем занятии мы с помощью волшебных слов «Лети, лети лепесток…» отправим наши пожелания, и они обязательно исполнятся.


  1. Рефлексия.

А теперь оцените свою работу. На доске изображено дерево, на котором нет листьев. Каждый из вас должен прикрепить на дерево только один листик.

  • Зелёный – вы довольны своей работой, у вас всё сегодня получилось.

  • Жёлтый – вы работали хорошо, но испытывали некоторые трудности и считаете, что могли работать лучше.

  • Красный – вы недовольны своей работой.