Конспект НОД «Русская изба загадками полна»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям Расширить представления детей о традиционном убранстве русской избы.
Задачи:
достопримечательностью – печью.
Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, загадкам.
Русским народным играм;
Расширять словарный запас по теме;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба", «Во что одевались на Руси». Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Участие в русских народных праздниках. Знакомство с традициями и обрядами. Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок. Знакомство с русскими народными играми.
Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба», ноутбук, интерактивная доска, проектор, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры, декорация «русская печь», русский народный костюм для хозяйки, угощение для детей, клубочек.
Ход занятия
I.Организационный момент
(Звучит музыка, в группу заходят дети, садятся на стульчики в полукруг, рядом с печью)
Хозяюшка: (приветствует детей) Милости просим, гости дорогие! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Здравствуйте! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка.
А вы, из каких краёв будете, как страна, называется в которой вы живёте?
Дети: Россия.
Хозяюшка: Ну, вот и познакомились.
II.Основная часть
Хозяюшка: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.
- Как назывались дома, в которых тогда жили люди?( назывались избами)
- Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.
- Кто из вас помнит, из чего строили на Руси избу? (из дерева сосны или ели).
- Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В избу вели деревянные ступеньки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. На Руси строили такие дома из деревянных бревен и дома называли избами. В них было тепло и уютно.
Хозяюшка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель (пряжу) с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Красный угол нарядно украшали.
- Что же значит название Красный угол? (означает «красивый», «хороший» и «светлый»).
- Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!
Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, что вы видите в избе? (печь, сундук, скамейки, столы, лапти, печка)
- Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка? (В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища).
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света.
Хозяюшка: Да. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светлее. Хозяева усаживались вечером около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяйка, например, пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. Печь тогда называли «печь-матушка», «печь-кормилица». Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей, на ней спали младшие детки и старики
- В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Конечно, для печи была нужна своя посуда. Это и чугунки разных размеров и противни, и чугунные сковороды. И, конечно же, инструменты для обслуживания печи: кочерга, ухваты, сковородники, деревянный каток, помогающий закладывать чугуны и сковороды в саму печь.
- Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Воспитатель: Конечно же, русская печь была душой дома. Её любили и берегли, и потому она так часто встречается в русских сказках. Давайте вспомним, в каких? («По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Баба – Яга», «Колобок»).
Хозяюшка: Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Вышла Настя погулять».
(дети с помощью считалки выбирают ведущего, играют в игру)
Хозяюшка: а вы знаете, что моя русская изба вся загадками полна!
- Отгадаете загадк, и вспомните, что же было в деревенской русской избе?
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт (печь).
Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит (Утюг)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).
Он как круглая кастрюля.
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок)
Воспитатель: Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.
Хозяюшка: Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. - Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). - Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки. - Подручный, это значит материал, который всегда под рукой. - Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. - Давно–давно были вот именно такие куклы. Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
- Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (ответы)
-Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой, и матушкой печкой. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. (изба, красный угол, печь, сундук, скамейки, стол, лапти, печка, прялка, кудель, ухват,..)
Хозяюшка: А теперь послушайте еще одну загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. (Самовар).
- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар, стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
- А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками.
(Дети проходят и садятся за стол, пить чай. Звучит русская народная песня).