Посмотрите, вот обычная восковая свеча. Она состоит из воска и фитиля. Воск – это вещество, которое при нагревании тает. Фитиль – это ниточка внутри свечи, по которой поднимается расплавленный воск. А теперь — внимание! — начнём эксперименты. Опыт 1. Что происходит со свечой при горении? Ход опыта: Учитель зажигает свечу. Дети наблюдают. Посмотрите на огонь. Он яркий, но не весь одинаковый. У основания он синий, а выше – жёлто-оранжевый. Почему? Это потому, что внизу пламя горячее. А вы видите, как воск начинает таять и стекать по свечке? Что стало с твёрдым воском? При нагревании воск плавится. Происходит изменение состояния вещества – из твёрдого в жидкое. Опыт 2. Погасим свечу банкой Ход опыта: Учитель накрывает горящую свечу стеклянной банкой. что случилось? Почему свеча погасла? Свеча гаснет без доступа воздуха. Воздух (а точнее, кислород) нужен для горения. Опыт 3. Воск и вода Ход опыта: На ложке расплавляют немного воска над свечой, потом капают каплю расплавленного воска в блюдце с водой. Смотрите, я капну немного воска в воду. Что происходит? Воск сразу затвердел! Почему так быстро? При соприкосновении с холодной водой расплавленный воск быстро остывает и снова становится твёрдым. Опыт 4. След от пламени на бумаге Ход опыта: Учитель подносит белую бумагу к пламени (не слишком близко), держит над свечой (так, чтобы образовался налёт). А теперь держим бумагу над пламенем — осторожно! Что появилось на бумаге? Это копоть. Горение не всегда бывает полным, и тогда выделяется сажа — маленькие частицы углерода. При неполном горении появляется копоть. Пламя может оставлять след. |