СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Введение в дополнительную образовательную программу «Рукодельница»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Введение в дополнительную образовательную программу «Рукодельница»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы













Конспект открытого занятия

«Введение в дополнительную образовательную программу «Рукодельница»









подготовила

педагог дополнительного образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна












станица Егорлыкская

2024г.

Пояснительная записка.


Данное занятие является вводным по дополнительной образовательной программе «Рукодельница» и знакомит обучающихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества, материалами и инструментами для работы, перспективами обучения. Широкое использование наглядных материалов (работы воспитанников и педагога, наглядные пособия, использование интернет-ресурсов для презентации темы), творческий практикум позволяют представить материал ярко, доступно и грамотно.

Тема занятия: «Введение в дополнительную образовательную программу «Рукодельница»

Тип занятия: вводное комбинированное (информативно-практическое)

Вид занятия: игра - заочное путешествие, творческий практикум

Форма организации занятия: коллективно – групповое.

Цель:

создание комфортных условий для формирования у ребенка мотивации к изучению техник декоративно-прикладного творчества для реализации творческих потребностей.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с деятельностью образовательной программы

- заинтересовать и привлечь детей в работу своего объединения

- познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;

-расширять знания о видах декоративно-прикладного творчества,

развивающие:

-способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,

-развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик;

развить интерес к декоративно-прикладному творчеству

воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного

-способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры русского народа

Оборудование:

техническое оснащение:

  • мультимедийный комплекс (проектор, экран, компьютер);

  • музыкальный комплекс;

  • фломастеры, чистые бейджи.

дидактический материал:

  • выставка работ обучающихся прошлых лет;

  • заготовки для изготовления куклы-колокольчик

Ход занятия.

1. Приветствие. Психо – эмоциональный настрой:

-организация внимания:

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Викторовна.А приехала к вам из ст.Егорлыкской. А работаю я педагогом в ЦВР и сегодняя стану вашим экскурсоводом! Нам предстоит необычное путешествие! Но сначала давайте с вами познакомимся поближе. Пожалуйста, возьмите на ваших столах фломастеры и бейджи, разборчиво напишите свое имя и прикрепите так, как вам удобно. Итак, мой бейдж напоминает вам мое имя и отчество, а я вижу ваши имена!

- объявление темы и цели занятия, мотивация:

Педагог. И сейчас мы отправляемся с вами на экскурсию в мир рукодельного творчества.

А что такое рукоделие?

Дети (приблизительные ответы).Рукоделие – это то, что можно делать самим, своими руками из разных материалов.

Педагог. Правильно.  Рукоделие – это вид творческой деятельности человека, по-другому – это увлечение или хобби, приносящее и положительные эмоции, и удовольствие. А еще это отличный способ совместного и полезного времяпровождения в кругу друзей.

Я расскажу вам о своем объединении «Рукодельница», о разных видах рукоделия, которым могу вас научить. Впереди нас ждёт много нового и интересного. Всегда есть чему научиться, удивиться самому и удивить близких.

Педагог.  Каждому из вас приходилось не раз дарить и получать подарки. Особенно приятны подарки, сделанные своими руками и только для тебя или, наоборот, для того человека, которому вы хотите его подарить.

Презентация (презентация, представление выставочных работ и творческий практикум).

А сейчас представим, что мы находимся на огромном тихоокеанском лайнере и впереди уже видны острова Посмотрите, нас приветствует прекрасная страна Япония - страна восходящего солнца. Она известна на весь мир такими видами рукоделия как оригами, икебана, бонсай, канзаши и многое другое. Жители Японии  - тонкие ценители красоты. Именно они являются основоположниками техники под названием  "кинусайга (слайды 3,4 .)

Кинусайга — это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Японцы очень бережливы, поэтому в древние времена хозяйки не выбрасывали старые кимоно. Часто поношенную вещь перешивали в одежду для ребенка. Оставшиеся лоскуты шли на изготовление кукол, оберегов, подушек. Но даже самые маленькие обрезки не выбрасывали, а собирали для создания небольших картин. Такие работы  смотрятся не как соединение отдельных  лоскутков, а как  настоящая картина!

Выставка работ обучающихся

Дальше наш путь лежит на запад, в далекую Францию
Показ презентации

Мы можем стать художниками и создадим любые картины, только рисовать не будем. Хочу познакомить вас с технологией создания картин без красок, называется она — декупаж, что в переводе с французского означает вырезать.

У этого хобби появляются всё новые и новые поклонники, и неудивительно, ведь декупаж даёт возможность реализовать самые разные художественные задумки, при этом, не учась рисовать. С помощью этой техники можно преобразить разнообразные предметы — от мебели, вазочек и шкатулок до обуви, сумок и шляп.

Вышивка лентами, вот еще прекрасное рукоделие родиной которого считаются и Франция и Англия.

Даже сам король Людовик XV, очень любил вышивать и дарил придворным дамам собственноручно изготовленные вещицы. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам мира.

Вышивка лентами — это удивительный вид рукоделия. Научиться ему не слишком сложно — по крайней мере, это проще, чем в совершенстве овладеть искусством традиционной вышивки, например художественной гладью.

Вышивка лентами – это, пожалуй, один из самых красивых и романтичных видов рукоделия. Со стороны, кажется, что создавать такую красоту невероятно сложно и долго, однако, уверяю, что вышивание лентами под силу даже начинающим мастерам.

Англия – родина еще интересного вида народного творчества. Изонить.

Что такое изонить? Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Сегодня искусство изонити находит широкое применение для выполнения подарков и сувениров.

Пора нам и домой возвращаться, в Россию. Россия невероятно богата народными промыслами.

А какие вы знаете народные промыслы и виды рукоделия ? (Ответы детей)

Правильно: глиняные игрушки, деревянная посуда, расписные подносы и знаменитые платки, русские матрёшки и куклы- обереги: кукла-мотанка, кукла кубышка, кукла успешница, кукла колокольчик.

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

Творческий практикум.

Вам интересно узнать, как появилась кукла Колокольчик? Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения – кукла добрых вестей.

Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла ведь не рождается сама, её создает человек. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно.

Разве можно выбросить или испортить родительскую любовь, заботу и ласку?


Внимание! Несколько слов о технике безопасности! Как вы думаете, какие правила нам нужно соблюдать? (ответы детей)

Итак,

- будьте аккуратны в работе, не спешите;


4. Игровой перерыв (разминка), проводится перед творческим практикумом.

Каждый мастер во время работы тоже разминается.

Давайте попробуем! Работа у нас будет вооот такая широкая (руки в стороны),

вооот такая высокая (руки вверх), левый угол далекоооо ( потянуться влево-вверх),

правый угол еще дальше ( потянуться вправо-вверх)!

А потом мы свою работу помнем вот так (руки сцепить в замок и повращать в суставах),

и вот так выбросим! (кисти рук встряхнуть несколько раз).

Нет, ребята, мы с вами ни мять, ни выбрасывать свои работы не будем! Это только шутка – разминка!

Для начала рассмотрим технологическую карту изготовления куклы.


Технологическая последовательность изготовления куклы

  • 1 этап – у нас три детали в форме круга (нижняя, средняя и верхняя юбки куклы) из ткани разных расцветок

формируем голову и первую юбочку

2 этап - перевяжем нитками потуже

3 этап - формируем голову и вторую юбочку

4 этап - перевяжем нитками потуже

5 этап - формируем голову и третью юбочку

6 этап - перевяжем нитками потуже

7 этап –берем прямоугольный лоскут белой ткани для лица и рук куклы

формируем голову

8 этап - формируем рукава в форме фонарика.

9 этап – берем лоскут в форме треугольника для косынки желательно красного цвета оформляем косынку


Ход выполнения изделия

-Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Приступаем к работе.

Подготовим 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, диаметр первого 20 см, второго – 15см, третьего – 10 см.

В центр самого большого лоскута кладём ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее.

Поверх на голову надеваем второй круглый лоскут, перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький. Получается основа – куколка в трёх юбках.

Готовим руки, голову.

Квадратный лоскут складываем по диагонали, концы с двух сторон подворачиваем внутрь и перевязываем, чтобы получились ладошки.

Надеваем подготовленные руки - голову на голову куклы, поправляя внутрь свободные края (чтобы получилась рубашка), также перевязываем на шее.

Подворачиваем край лоскутка-платка, надеваем платок на голову и ведём концы под ручками назад, там завязываем.

В русском наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали, что он оберегает от сглаза и бед

Ребята, сегодня вовремя нашей экскурсии мы узнали какие виды рукоделия? (Ответы детей) Но это всего лишь часть того, что будем изучать в нашей программе …….Но это будут совсем другие истории!

5.Рефлексия.

Подводя итоги нашего занятия, я хочу задать вам вопросы. Но не спешите отвечать на них, подумайте! А когда решите, то дайте знак звучанием своего колокольчика. Если вас что-то смутило или не устроило, то ваш колокольчик молчит или звучит тихо. Если вам понравились, то колокольчик звучит громко.