Центр дополнительного образования «Точка роста»
естественно-научной и технологической направленности
на базе МОУ «СОШ п. Белоглинный»
Озинского района Саратовской области
Конспект «Знакомство с неньютоновской жидкостью»
Подготовил:
Педагог ДО Сариева Альфия Бакытжановна
Педагог-организатор Лукманова Аселя Булатовна
п. Белоглинный, 2022г
Тема занятия «Знакомство с неньютоновской жидкостью»
Цели:
формирование исследовательских умений обучающихся,
ознакомление обучающихся с необычными свойствами неньютоновской жидкости.
Задачи:
Развитие познавательной активности.
Стимулирование самостоятельности и активности детей.
Воспитание доброжелательного отношения, умения работать в команде, развитие коммуникативных навыков.
Структура занятия:
1 этап
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (слайд 1)
- Совершенно верно, это вода.
- О каких свойствах воды упоминается в загадке?
- Необходимо в парах заполнить таблицу:
Вопросы | Да/Нет | Свойство воды |
Имеет вода цвет? | | |
Прозрачна или нет? | | |
Имеет ли вода запах? | | |
Растворяет ли вода вещества? | | |
Можно ли очистить загрязненную воду? | | |
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?(описать) | |
2 этап
Постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы
-Предлагаю вашему вниманию отрывок из передачи «Галилео» (слайд 2, перейти по ссылке, включаем без звука)
- Что необычного увидели?
- Какого цвета была вода в бассейне? Почему такой цвет?
- Почему удалось пройти по воде? (выдвижение гипотезы)
Таким образом, гипотеза нашего исследования: молодому человеку удалось пройти по воде, потому что эта вода обладает особыми свойствами (слайд 3)
Итак, на сегодняшнем занятии мы подтвердим или опровергнем данную гипотезу.
3 этап
Исследовательский (групповая работа)
№1
Берем в равных пропорциях воду и крахмал, смешиваем в прозрачной емкости (слайд 4)
№2
Резко ударяем по жидкости указательным пальцем (слайд 5)
№3
Медленно погружаем палец в жидкость (слайд 6)
№4
В такую же емкость наливаем воду, опускаем деревянный брусок, пытаемся забить в него гвоздь (слайд 7)
№5
Опускаем деревянный брусок в раствор, пробуем забить гвоздь (слайд 8)
№6
Бросаем металлический шар (или шар из литой резины), т.е. достаточно тяжелый, по поверхности жидкости (слайд 9)
По ходу выполнения опытов заполняем таблицу (совместная деятельность с учителем)
Описание опытов | Получилось или нет | Результат |
№1 | | |
№2 | | |
№3 | | |
№4 | | |
№5 | | |
№6 | | |
- Во время опытов мы исследовали неньютоновскую жидкость.
- Какими свойствами она обладает? В чем отличие от обычной воды?
4 этап
Сообщение учителя о неньютоновской жидкости
В обычной жидкости, которая является однородной, вязкость зависит только от ее же собственной природы и температуры, но совсем не зависит от скорости. То есть, пока она течет при стабильной температуре и в отсутствии других внешних воздействий, ее вязкость не меняется. Такую жидкость называют ньютоновской, потому что ее законы открыл и описал великий физик Ньютон в XVII веке. Жидкости, которые не подчиняются этим законам, называются неньютоновскими. К ним относятся растворы крахмала в воде, лекарственные суспензии и эмульсии, а также обыкновенная жидкая грязь.
Посмотрите еще один отрывок из этой же передачи (слайд 10, перейти по ссылке, включаем без звука)
- Какой жидкостью заполнен бассейн?
- Правильно, неньютоновской. Мы в опытах тоже рассматривали неньютоновскую жидкость на примере раствора крахмала с водой.
- Почему же молодой человек сумел пройти по ней? Частицы крахмала набухают в воде, между ними образовываются физические контакты в виде хаотически сплетенных групп молекул. Такие связи называются зацеплениями. При резком воздействии прочные связи не дают молекулам сдвинуться с места, и система реагирует на внешнее воздействие как упругая пружина. При медленном воздействии зацепления успевают растянуться и разорваться. И молекулы равномерно расходятся.
Где в жизни применяют свойства неньютоновской жидкости?
К сожалению, пока эти свойства не нашли достойного применения. Но ученые-физики на основе неньютоновской жидкости пытаются создать «жидкую броню», новые бронежилеты, взрывозащитные контейнеры, защитное покрытие для автомашин (слайд 11)
5 этап
Результат исследовательской деятельности (итоги подводим совместно с обучающимися)
- Определим, какие результаты получили:
1. Познакомились с особенностями неньютоновской жидкости;
2. В ходе опытов выяснили, что при резком воздействии неньютоновская жидкость становится твердой, а при медленном воздействии ведет себя, как обычная жидкость.
3. Молодому человеку удалость пройти по неньютоновской жидкости, так как он действовал быстро, резко. А в это время неньютоновская жидкость становилась твердой.
4. Молодой человек учитывал особенности неньютоновской жидкости. Гипотеза подтвердилась.
Источники информации:
http://www.youtube.com/watch?v=unfbSxDLYi4
http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php
http://www.pravda.ru/science/eureka/inventions/14-07-2011/1083766-liqwor_bag-1/