СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты индивидуальных занятий по постановке сонорных звуков

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий по постановке сонорных звуков Р, Р`, Л, Л`. Индивидуальные занятия в старшей логопедической группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты индивидуальных занятий по постановке сонорных звуков»

Управление образования Администрации г. Долгопрудного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Долгопрудного

(МБДОУ детский сад № 15)















Конспекты занятий по постановке сонорных звуков Р, Р`, Л, Л`.
Индивидуальные занятия
в старшей логопедической группе детского сада





Подготовил: учитель-логопед
Христофорова С.В.















г. Долгопрудный

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы изза слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полторадва пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЕРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («тры-канье»). Это упражнение можно прорабаты-вать с помощью пальцев, если без них эф-фект не достигается (в большинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уз«дечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.

Язык «набухает», и слышится звукосо-четание тж (у некоторых детей сразу полу-чается сочетание тр) Зубы в упражнении от-крыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, посте-пенно увеличивая напор воздуха. Звукосоче-тание тж постепенно перейдёт в тр. Обяза-тельно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым.краям верх-них зубов. Под напором сильной струи воз-духа самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр."

Примечание.

1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выды хаемого воздуха.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи возду ха), язык же должен плотно прилегать к нё бу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мыщц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.

Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделён-ный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у неба.

Образец произнесения прямых слогов: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

тра — тро 

тра — тру 

тры — тра 

тро — тру 

тро — тры 

тру — тры 

тру — тро 

тры — тро

Образец произнесения обратных слогов:

а — тр —, о — тр —, у — тр —, ы — тр —, я — тр —, ё — тр—, ю — тр —, и — тр —, е — тр—.

атр — отр — утр

ытр — атр — отр

отр — ытр — утр 

атр — утр — ытр

ятр — ётр — ютр

ютр — ётр — ятр

итр — етр — ятр

етр — итр — ютр

ётр — етр — ятр

итр — ютр — етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вме-сто слога тра слышится слог тря), это озна-чает, что кончик языка смыкается с верхни-ми зубами. Для предотвращения этого необ-ходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание. Допускается первона-чальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к аль-веолам.

Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др.

1. С прямыми слогами тр:

а) с ударением на слоге: Образец: тр — ап, те-тр —адъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, трой-ка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

Образец: тр—а-ва, хи-тр—остъ, о-тр—у-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Тро-фим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гет-ры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

Образец: завтр—а, стр—у на.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры,

2. С обратными слогами тр:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

3. С прямыми слогами др:

а) с ударением на слоге:

Образец: др—ан-ка, ква-др—ат.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

Образец: др—у-гой, эска-др—а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по цен-тру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Пётр видел

Трофим поит лошадь из

Восталась одна страница.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тро пинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки —по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) раскатистый длительный звук р.

Образец: а—р—, о—р—, у— р—, ы—р—, я—р—, ё—р—, ю—р—, и—р—, е—р—.

ар — ор — ур — ыр 

ыр — ур — ор — ар

ер — ир — юр — ер — яр 

ар — яр — ор — ёр

ыр — ир — яр — ар

ер — ор — юр — ур

ер — ор — ор — яр

ёр — ер — ир — юр

Примечание. Выключение голоса не допускается. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплек-сом предыдущих упражнений. При произне-сении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т (д) уже отсутствует. Следовательно, необ-ходимо более тщательно тренировать произ-ношение слов и предложений со звукосоче-таниями тр и др.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: хо—р—, а—р—ка, фо—р—точка.

ар

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук.

ор

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор?

ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, де-журный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыр-кать, дырчатый.

яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, черный.

юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер.

ир

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

Образец: а—р—буз, ве-те—р—, о-гу—р—цы.

ар

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, кар-ман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан.

ур

Пурга, огурцы, шнурки.

ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Пёс Ба—р—бос и кошка Му—р—ка. Его—р— у по—р—тного.

Фёдор метёт двор, Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Пионер в форме. На стене кар-та. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: серп и молот. У Гер-мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огур-цы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яр-кие бабочки.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

Натрут морковь.

Захар держит

Чисти для борща 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

— Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вон мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. На-до на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слы-шаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р—. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, не-обходимо дополнительно проработать упраж-нение на произнесение звука р в обратных слогах.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: р— а, р — о, р — у, р—ы.

ра — ро— ру — ры 

ры— ру — ро — ра

ро — ры— ру — рй 

ру — ра — ро — ры

ра — ру — ро — ры

ро — ра — ры — ру

ру — ры— ра — ро

ры— ру — ра — ро

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: р—ак, го-р—ох, дво-р—ы, мака-р—о—ны.

ра

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, рав-ный, радость, раковина.

ро

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, роб-кий, ровный, рослый, розовый.

ру

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

ры

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

Образец: р—а-кета, Ве-р—а.

ра

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

ру

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

ры

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофё-ры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, пионеры, поми-доры, самовары, рыбаки, пёрышко.

3. Слова со стечением согласных.

Образец: вр—ач, кр—ошка.

бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра

Брат, браво, враг, врач, Град, грач, гранит, грамота, граната, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, направо, цифра, хранить, храпеть.

бро, вро, гро, кро, про, сро, фро

Брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, гром-ко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок, Фрося, фронт.

бру, гру, кру, пру, еру, фру

Брусника, груз, груша, группа, груда, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты.

бры, гры, кры, пры

Брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, Крым, закрыть, прыгать, прыжок,

4. Более трудные (с двумя звуками р).

Образец: р—азгр,р—, р—азмер—, пр—ор—убь.

Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, сортировать, красноармеец, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, шаровары, пробраться, разбирать, раскрывать, разрывать, разворачивать, разгружать, раздразнить, раздробить, распороть.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Юр—а на огор—оде. У гр—ача подбито крыло. У Р—омы фар—фор—овая чашка.

Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Ро-ма идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко бара-банит. Народы, хотят мира. Тропинка обрывается у оврага. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Поговорка.) Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора руба-нок и топор. На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой. С горы бежит ручей проворный. У Фёдора квартира на втором этаже. Зимой мы черпаем воду из проруби. В порту разгружают пароходы.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

Рома порвал рукав

Разноцветная в небе.

У Веры розовый и красный

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.

(Экскаватор.)

Крот

Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.

(А. Кондратьев.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.

Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»

Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу»,— второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.

Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». — «А-га!»— радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро. (Л. Толстой.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА Р

Мягкий звук р, как и мягкий звук л, обычно ставится по подражанию при усло-вии хорошего произношения твёрдого зву-ка р. Работа сразу начинается с произнесения слогов и слов, а затем предложений. Примечание. В упражнении кончик языка перестает вибрировать только после выключения голоса.

Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги со звуком р.

Образец: а — рь—, о — рь—, у — рь—, ы — рь—, я — рь—, ё — рь—, ю — рь —, и — рь—, е — рь —.

арь — орь — урь 

арь — ырь — орь

орь — ырь — арь 

урь — орь — ярь

ёрь — юрь — ирь 

ерь — юрь — ирь

ирь — ярь — орь 

юрь — урь — ерь

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: ко—ръ—, пес-ка—ръ—, бо—ръ—ба.

арь

Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь.

орь, ырь, ерь, ирь

Корь, якорь, зорька, горький, борьба, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, ширь, Сибирь, снегирь.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: р— я, р— ё, р—ю, р—и, р — е.

ря — ре — рю 

ри — ре — ря 

рё — ри — рю 

ре — ря — ри 

рю — ре — ря

рё — ри — ре

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: р—яд, гово-р—ят, Во-р—я, пр—ямо.

1. С ударением на слоге.

ря

Ряд, рябь, заря, моря, горят, заряд, моряк, наряд, ны-рять, терять, говорят, коряга, горячий, зарядка, корявый, дырявый, рядом, рябчик, порядок, нарядный.

2. Без ударения на слоге.

Боря, Варя, буря, гиря, варят, жарят, мерят, парят, ря-бина.

3. Слова со стечением согласных.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, пряник, хрящик, прятать, крякать.

Образец: гово—р—итъ, две-р—и, Гр—иша, бр—игада.

1. С ударением на слоге.

ри

Рис, ирис, Борис, Рита, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири.

2. Без ударения на слоге.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, токари, слесари, рисунок, коридор, верить, мерить, жарить, комарик, топорик, фонарик.

3. Слова со стечением согласных.

Крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, три-котаж.

1. С ударением на слоге.

Образец: о-р—ех, р—еч-ка, че-р—е-паха, вр—емя.

ре

Речь, репа, орех, рейка, речка, ребус, редкий, резать, резвый, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня.

2. Слова со стечением согласных.

Крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гребень, пресный.

рё

Образец: Се-р—ё-жа.

Орёл, берёт, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, рёва, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, серёжки, черёмуха.

1. С ударением на слоге.

Образец: гово-р—ю, ве-р—ю, бр—юки.

рю

Варю, горю, дарю, порю, сорю, горюю, борюсь, урюк, говорю, букварю, словарю, снегирю, пескарю, фонарю, ка-лендарю, рюмка.

2. Без ударения на слоге.

Верю, жарю, поверю, не верю, спорю, Борю, Варю, то-карю, пекарю, пахарю, слесарю, бирюза, рюкзак.

3. Слова со стечением согласных.

Крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Р—ита делает зар—ядку. У р—еки кудря— вые бер—ёзы. Бор—я смотр—ит календы—ръ.

У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесёт грецкие орехи. У Риты ва-режки дырявые. За рядом ряд идёт отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветёт сирень и черёмуха. Рядом с дерев-ней рисовые поля. На грядке растёт репа, редька и реди-ска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Се-рёжи в ведре много грибов. Андрюше примерим брюки. Над дверью горит фонарь.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

Боря нарезал арбуз на

 сидит на заборе.

У реки корявое

Ребята во дворе порвали

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы.)

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку —

Бросит корочки в корзинку. (А. Стародубова.)

Рак

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд —

Только задом наперёд.

(В. Орлов.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Октябрята

Мы весёлые ребята,

Мы ребята-октябрята.

Так назвали нас не зря

В честь победы Октября.

Все привыкли мы к порядку.

Утром делаем зарядку

И хотим отметку «пять»

На уроках получать.

(О. Высотская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Кормушка для птиц

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р — Р’

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ра — ря 

ро — рё 

ру — рю 

ры — ри

ря — ра

рё — ро 

рю — ру

ри — ры

ра — ря — ре 

ро — рё — ри 

ру — рю — ре

ре — ря — ра

ре — ры — ри 

ро — ре — ри

 

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

ра — ря

рад — ряд парад — наряд рады — рядом гора — горячий Нюра — Варя парадный — нарядный Жора — Боря дыра — дырявый кора — корявый играть — нырять

ро — рё

роза — берёза робкий — рёбрышко рожки — серёжки коровка — Бурёнка воронка — верёвка народ — вперёд морозы — берёзы порог — ларёк

ру — рю

руки — брюки беру — варю круг — крюк рубка — рюмка берусь — борюсь фрукты — урюк сахару — пахарю рукав — рюкзак стручок — крючок

ры — ри

горы — гористый рысь — рис куры — курица корыто — Рита пары — парить рычать — кричать пожары — пожарить шары — шарики рыбки — грибки комары — комарики

р — рь

жар — жарь хор — хорь дверной — дверь удар — ударь горка — горько букварный — букварь сыр — пузырь зорко — зорька январский — январь

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Брат чистит пряжку на ремне. Мама будет проверять мою тетрадь. Нюра и Варя рады, они сидят рядом. Всё у школьников в порядке — перья, ручки и тетрадки. В страхе спрятались вороны. Говорят, мой брат — герой. Красавица черёмуха над речкой расцвела. Серёжа взял свою тетрадь, озёра начал повторять. Хорошо играть нам в прятки на лугу среди травы. Идут полки за рядом ряд — на Красной площади парад. Осторожные берёзы прячут листья от мороза.

Загадки

Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Плетень.)

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

(Гнездо.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Рита наливает воду в

У тебя такие руки, что сбежали даже

Упражнение. Составить предложения по картинкам

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Как большой сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

(А. Барто.)

К морю

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот и вниз, за ним — второй, третий... Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь.

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и за-галдят: высоко, страшно!

Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Первый пингвин растопырит крылышки и вниз головой. И прыгают с кручи по очереди. Вынырнут из воды, на-берут воздуха — опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют. (Г. Снегирёв.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Детство

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной;

Вот, качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качусь я

Под гору в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех.

(И. Суриков.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Два Мороза

(Сказка)

Встретились два Мороза, два родных брата. Говорит один другому:

— Давай, брат Мороз — Синий нос, народ морозить. Отвечает другой:

— Отчего не поморозить? Бежим, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу — авось и встретим кого. Бегут Морозы, подпрыгивая. Слышат они, кто-то едет. С колокольчиками купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — за дровами.

Мороз — Красный нос за дровосеком побежал.

Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги — мне с ним не сладить.

Будь по-твоему, — говорит старший брат, Мороз — Синий нос.

К вечеру встречаются братья. Старший брат, Мороз — Синий нос, рукавицей об рукавицу похлопывает, а Мороз — Красный нос кряхтит.

— Ну, что? — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца?

— Заморозил, — говорит старший брат. Удивился Мороз—Красный нос.

— Как это тебе удалось?

— А я, — говорит Мороз — Синий нос, — забрался к нему в шубу, шапку и сапоги и пробрал его. Ну, а ты справился с крестьянином?

— Не я с ним, а он со мной справился!—говорит Мороз — Красный нос. — Морозил его по дороге, так он за санями бежит. Разве на бегу его заморозишь? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя прохвачу.

А как добрались до места, он стал дерево рубить, ма-хать топором. От работы ему всё жарче и жарче, всё с себя снял, рукавицы даже бросил! Забрался я в дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить.

А он кончил дрова рубить и давай меня поленом вы-колачивать. Здорово моим бокам досталось.

Старший брат и говорит:

— Молод ты, брат. Поживёшь и узнаешь, что топор лучше шубы греет.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй ; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка" («ков шик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как и в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.

Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л. Сделать язык «чашечкой» и поднять

его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз-

духа проходит в нос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы.

ла—ло —лу—лы 

лы — лу — ло — ла

ло—лу —ла—лы

ла — лы — лу — ло

лу— ла — лы— ло 

лы — ла — ло — лу

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударением на слоге.

Образец: зо-л—а, л—од-ка, бу-л—ыж-ник.

ла

Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, по-ломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.

лы

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

2. Без ударения на слоге.

Образец: Бе-л—а, го-л—ос, го-л—уб-цы.

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спе-лый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

3. Слова со стечением согласных.

Образец: кл—асе, ел—ушатъ.

бла, гла, зла, кла

Благодарить, глаза, гладкий, божгла, злак, Клава, класс, кладовая.

пла, ела, фла, шла

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, пла-ток, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, фла-кон, шла, вышла.

бло, гло, кло, пло, ело, фло, хло

Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок.

блу, глу, клу, плу, слу

Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клуб-ника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.

глы, злы, клы, плы, слы, тлы, хлы

Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Мама надел—а хал—ат. Мил—а пил—а мо-л—око. Вол—одя едет на вел—осипеде.

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ла-дони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свёклу. Мила видела слона. Слава идёт в кладовую за вёслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спе-лые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Дядя Лука копает клумбу

Володя и Слава плывут на

Клава мыла ладони

Собака унесла в чулан

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце напекло,

Одеяло потекло. (Снег.)

Кукла Мила

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые баш-маки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её и обувала. Мы-ла ей голову и чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.

Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Зима

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все — на лыжи и коньки!

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Ласточки в гостях

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В половине мая шёл плотный снег. Всё застудило, жизнь остановилась. Но весна была весной. Холод не холод, а птицы прибывали. Вот прокуковала кукушка; на болоте появилась выпь.

Как-то, подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

— А у нас гости, — сказал мой товарищ.

Какие гости в такие холода? Охотника, пожалуй, ещё могло сюда занести.

Я открыл палатку, и оттуда выпорхнуло с десяток ла-сточек. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Распахнул палатку:

— Пожалуйте, гости!

Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу. Желанные по-сланцы весны — милые птицы. Их можно было взять — ни одна из них не билась и не защищалась.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понят-но утром. Когда стало светло, оказалось, что на палатке сидела ещё одна ласточка. Это с ней ночью была беседа у ласточек.

Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас. (По К. Урманову.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

При произнесении звука л для ясности его звучания язык должен быть неподвижен.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а—л—, о—л—, у—л—, ы—л—, я—л—, ё—л—, ю—л—, и—л—, е—л—.

ал — ол — ул — ыл 

ыл — у л — ол — ал

ял — ёл — юл — ил — ел 

ил — юл — ёл — ял — ел

ал — ял — ол 

ёл — ол — ул

ил — ыл — ел 

ул — юл — ыл

ал — ял — ел

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: во—л—, по-ду—л—, ё—л—ка.

ал

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиал-ка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук.

ол

Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул

Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зев-нул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул.

ыл

Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

ял

Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся.

ёл

Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, ко-зёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.

ел

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хо-тел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко.

ил

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, ко-сил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жил-ка, пилка, поилка, косилка, носилки.

2. Без ударения на слоге.

Образец: ка-па—л—, ненави-де—л—.

ал

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал.

ул

Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

ял, ел

Веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

ил

Выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: у Вовы пена—л—. Петя мы—л— по—л—. Паве—л— работа—л— на сея—л—ке.

Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчёл. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил ёлку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На ёлке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Павел сел за

долбил кору.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Наш кот любит поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Загадка

Отстегал цо ушам,

Отхлестал по щекам,

Шапку с головы сорвал

И... удрал.

(Ветер.)

Уж

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой,

Он бы топнул, да не мог,

Потому что был без ног.

(Л. Керн.)

За ягодами

Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

Упражнение. Выучи наизусть стихотворение.

Солдатик

Солдатик

Оловянный жил.

Он пел,

Шутил и не тужил.

Он воевал,

Не уставал.

И падал сам,

И сам вставал.

И помнил он

Всегда в бою

Свою солдатскую

Семью,

Где был за всех

И за него

Стояли

Все до одного!

(В. Аушев.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Сел и съел

Пришёл Миша из школы. Ходил, ходил — всё хотел, что-бы кто-нибудь обратил внимание. Но все заняты. Подошёл Михаил к сестре и сказал:

— Сел и съел!

— А-а, ты, видно, конфету у меня взял?!

— Нет, — обиделся Миша и отошёл. Вошел он к отцу и тоже сказал:

— Сел и съел!

Отец недавно поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Михаил про него сказал, и ответил:

— Так, сынок, так.

— И ты ничего не понял, — вздохнул Миша. Пошёл Михаил на кухню и сказал своей маме:

— Сел и съел!

А мать поняла по-своему:

— У кого же ты пообедал?

— Ни у кого я не обедал, — ответил Миша. — Я о другом. Сел и съел...

— Не пойму никак...

— А чего ж тут не понять?—вмешался дедушка.—Всё ясно: «сел» без твёрдого знака, а «съел» с твёрдым. Обрадовался Миша, что дедушка его понял. (По Г. Савченко.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: пл—ыл—, пл—авал—.

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доло-жил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашёл и положил в банку много червей. В колхозе я молотил зерно и работал на веялке. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пёс. Кот ловил мышку, но не поймал — мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Володя поехал на

Михаил смотрел на

Павел ловил

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Елка

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

(С. Маршак.)

Белый цвет

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

(И. Токмакова.)

Рыболов

Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута.

Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Заяц белый

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: —

Я не бегал, я скакал.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить :

— Пусти меня. Волк сказал:

— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на ёлках всё прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на ёлку и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (По Л. Толстому.)

Почему облако от ветра убегает

Увидел Ветер Облако и позвал:

— Эй, белобокое, давай играть!

— Не желаю, — сказало Облако.

— Почему? — удивился Ветер.

— Поздно. Надо спать.

— А я день спал. Давай поиграем!

— Отстань от меня! — сказало Облако. Ветер обиделся:

— Не хочешь, — тогда держись! — и толкнул Облако в бок.

Качнулось Облако, побежало.

— Догоню! — шумел Ветер.

— Что делать? — подумало Облако. И опустилось на город, расползлось белым туманом.

Поискал, поискал Ветер, не нашёл Облака. Умчался. Но Облаку лучше не стало. Внизу на него мчался поток глазастых машин.

— Попалось тут, — испугалось Облако. Заплакало. Настала ночь, а Облако дрожало и плакало. Подняться

бы в небо, да силы не стало...

Вышло утром Солнце. Увидело Облако.

— Ты зачем здесь?

— Убегало от Ветра. Помоги мне!

Потянуло Солнце руками-лучами Облако. И подняло его в небо. Долго чистилось, умывалось Облако. А потом белое поплыло по небу.

С тех пор как Облако увидит Ветер, так убегает.

(По В. Бирюкову.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА Л

Мягкий звук л обычно легко ставится по подражанию при условии хорошего про-изнесения твёрдого звука.

При произнесении слогов соблюдать правило длительности. Голос выключается только после произнесения звука ль, при этом кончик языка отпускается от верхних зубов.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а—ль—, о—ль—, у—ль—, ы—ль—, я—ль—, ё—ль—, ю—ль—, и—ль—, е—ль—.

аль — оль — уль — ыль 

яль — ёль — юль — иль — ель

яль — юль— иль — ель

оль — ёль — аль — юль 

аль — яль — уль — Юль

ыль — иль — ель — аль

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: да—ль—, со—ль—, бу-ди—ль—ник.

аль

Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, пе-даль, фестиваль, пальма, мальчик, пальчик.

оль, уль

Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать.

ыль

Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный

яль, юль, иль

Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

ель

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы.

2. Без ударения на слоге. Оразец: па—ль—то.

аль

Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон.

уль, ыль, юль, иль

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

ель

Китель, табель, никель, шницель, дельфин.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: л — я, л — ё, л — ю, л — и, л — е.

ля — лё — лю

ли — ле — ля

лё — лю — ле 

лю — ля — ли

ле — лё — лю

ле — ля — ли

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец:

а) с ударными слогами: Л—ё-ша, кол-л—ю;

б) с безударными слогами: Ва-л—я, зе-л—ё-ный;

в) со сте-чением согласной: шл—япа, набл—юдать.

ля

а) Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска;

б) Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят;

в) для, пляж, бляха, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

ли

а) Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка;

б) лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан;

в) блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

ле

а) Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея;

б) поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход;

в) хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.

лё

а) Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт;

в) клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

лю

а) Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий;

б) колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец;

в) блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Л—юда мал—енъкая. Л—етит самол—ёт. У па—ль—то оторвал—и хл—ястик.

У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит ли-монад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели роди-тели. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Вертолёт летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Каждый ве-чер я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клёны и газоны сами поливали. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Взгляни на ма-леньких совят — малютки рядышком сидят. Пушки с при-стани палят, кораблю пристать велят.

Загадки

Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.

(Мороз.)

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,

Красную шапочку нашёл.

(Гриб.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Лесной светофор

Я бегу по солнцепёку,

«Стоп!» —сигналит мне

Лес уже неподалёку. малина

Вот кусты мелькнули мимо,

Красной ягодою спелой.

За спиной пчела пропела

(Т. Белозёров.)

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Дрова к зиме

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили полдвора,

Будут на зиму дрова!

(Г. Ладонщиков.)

Лисички

Среди лежавших листьев золотые шляпы.

Из травы лисички весело глядят;

Вот лисички-мамы, вот лисички-папы,

Рядом стайка жёлтых—маленьких лисят

А под ёлкой две лисички,

Две сестрички-невелички.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит;

— Ушки, ушкй, что вы делали?

— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ножки, что вы делали?

— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

— Глазки, глазки, что вы делали?

— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

— А ты, хвост, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплялся.

— А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой.)