КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Тема урока: «Значение и грамматические признаки глаголов».
Тема урока : «Значение и грамматические признаки глаголов».
Цели урока:
1) способствовать формированию грамматического понятия «Глагол», познакомить с грамматическими признаками глагола; обобщить знания учащихся, полученные ими по теме «Глагол» в 3-м классе;
2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;
3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.
Ход урока:
Организационный момент.
Посмотрите на доску, перед вами ключевые слова урока.
Выберите грамматические признаки, которые относятся только к глаголу.
Давайте с вами уточним, как изменяются глаголы.
Если все эти грамматические формы изменяются, то как их можно назвать?(непостоянные признаки глагола)
Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?
(слайд 2)
2.Чистописание
Ть ти чь
3. Развитие устной и письменной речи . Составление рассказа о глаголе по опорным словам.
Прочитайте, пожалуйста, четверостишие: (слайд 3)
«Но лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснётся,
душа поэта встрепенётся,
как пробудившийся орёл…»
(А.С.Пушкин)
- В каком значении употребляется слово «глагол»? (слайд 4)
- Если мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля , то мы увидим, что :
«ГЛАГОЛ означает - слово, речь, мысль…
А ещё : Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке».
-А если бы мы были авторами - составителями словаря ,что бы мы записали про глагол?
Письменный опрос по теме: Что мы знаем о глаголе.
-Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-Чем является в предложении?
-Как изменяется глагол?
-На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?
Взаимопроверка.
1.Часть речи.
2.Действие предмета.
3.Сказуемым.
4.по числам и родам.
5.Что делать? Что сделать?
4. Словарная работа.
- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом в начальной форме. (слайд 5)
Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать.
Идти, двигаться торжественно, важно - шествовать.
Испытывать желание, хотеть – желать.
Ярко блестеть, сияя переливчатым светом - сверкать.
Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то - шефствовать.
- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове.
-В какой форме стоят глаголы, которые вы записали? (в неопределённой форме). Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?, имеют суффикс « ть» )
- А я вас просила записать глаголы в начальной форме, а вы записали в неопределённой форме. Почему так получилось?
- Как ещё могут оканчиваться глаголы неопределённой формы? ( «чь»)
- Как пишутся глаголы, оканчивающиеся на « чь»?( с мягким знаком на конце)
- Вспомните глаголы, которые оканчиваются на « чь»?(
- Итак, расскажите всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола.
Вы сказали, что начальная форма глагола это неопределённая форма.
5. Языковая разминка.
-Запишите предложение: Стёкла дома сверкали от весеннего солнца.
- Выполните синтаксический разбор данного предложения.
- разобрать по составу слово «сверкали»
-В словарной работе мы записали сверкать, а в предложении – сверкали.
Что изменилось у глагола? (грамматические признаки)
В какой форме находится глагол «сверкали»
6. Повторение грамматических признаков глагола. (слайд 8) На доске записаны глаголы:
Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.
- На какие группы можно разбить эти глаголы? (эти глаголы можно разбить на 2 группы: глаголы, которые стоят в единственном числе и глаголы, которые стоят во множественном числе; а можно их разбить на 3 группы ( прошедшее, настоящее и будущее время).
1 вариант - распределите эти глаголы по числам;
2 вариант - распределите эти глаголы по временам. -Какие же грамматические признаки глагола мы уже знаем? (глаголы изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени – по родам).
- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в прошедшем времени.
-Что указывает на прошедшее время глагола? ( Суффикс «л»)
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?
8. Физкультминутка (релаксация) под музыку К.Глюка Жалоба Эвридика. Из оперы «Орфей и Эвридика».
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем( руки в сторону).
Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Все вам доброго!
9. Работа по рядам
Игра «Оживи картинку»
10. Повторение изученного.Работа в парах
- А теперь посмотрим, все ли могут правильно определять время глаголов.(слайд 11) Возьмите на парте карточку и исправьте ошибки.
Человек плыл - прош. вр.
Варенье кипит - буд. вр.
Бревно плыло - наст. вр.
Груша созреет - наст. вр.
Считать саженцы - буд. вр.
Рос гриб - прош. вр.
Дельный совет - прош. вр.
11. Игра с мячом:
- Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.
(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)
12.Итог урока.
-О какой части речи мы сегодня говорили?
- Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Как изменяется глагол?
13.Домашнее задание.
Дома вы выполните упр. 2 . в глаголах прош. вр. Выделите суффикс, определите род.
14.Рефлексия.