Конспект индивидуального логопедического занятия
на тему:
«Автоматизация звука [Ж] в словах с прямыми слогами»
Цель: автоматизировать звук [Ж] в словах с прямыми слогами.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять образ буквы Ж;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать навык образования форм мн. ч. имен существительных;
Коррекционно-развивающие:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звука [Ж] и готовить артикуляционный аппарат к постановке звука [Р];
- развивать фонематический слух: умение выделять звук [Ж] в слове;
- учить подбирать рифмы;
- развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятия;
- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ж] (см. приложения 1, 3, 4); игрушка «Жук»; буквы Ж, Ш (см. приложение 2); вязаный коврик, изображающий «полянку»; мяч; картинка-паз(зз)л (см. приложение 5).
Ход занятия.
Подготовительный этап.
Оргмомент. Цель - привлечь внимание ребенка, создать рабочее настроение и активизировать познавательный интерес.
Логопед: Здравствуй. Присаживайся. На прошлом занятии к нам в гости приходил Жук. Помнишь, как он разговаривал? (Он жужжал: ЖЖЖЖ.) Жук сегодня опять хочет поиграть с тобой. Он принес картинки. (см. приложение 1.- Картинки от Жука) Назови, что на них нарисовано и возьми себе только те, в названии которых услышишь звук [Ж]. (Ребенок называет предметы, сортируя карточки – тем самым логопед контролирует и оценивает уровень фонематического восприятия и навык произношения звука Ж в словах.)
Шар, жираф, шапка, жаба, шоколад, желудь, шахматы, жасмин, жук, шуба…
2. Объявление темы.
Логопед: Какие карточки ты отобрала? Повтори слова… Какой первый звук во всех словах? [Ж]. Вот об этом звуке мы и будем сегодня говорить.
3. Объявление цели. Активизация внимания к новому материалу.
Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [Ж] в словах. Давай сначала покажем Жуку, как ты научилась делать гимнастику для язычка.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, подготовка к дальнейшей работе над звуком [Р].
«Непослушный язычок», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка» (для закрепления навыка удерживать язык в спокойном положении, распластанным и удерживать его у верхних зубов); «Ириска», «Грибок», «Парус», «Гармошка» (для отработки подъема языка вверх и растягивания уздечки); «Футбол», «Фокус» (для выработки плавной, длительной струи, идущей посередине языка).
2. Повторение артикуляции звука [Ж] - для совершенствования навыка произнесения звука [Ж] и проверки осознанности действий ребенка.
В каком положении находятся губы?.. вытянуты вперед, «бубликом».
В каком положении находятся зубы?.. приоткрыты.
Где находится кончик языка?.. поднят вверх в форме чашечки.
Где находятся края языка?.. прижаты к верхним коренным зубам.
Какая струя воздуха?.. теплая.
В произнесении звука голос участвует?.. да, горлышко поет, звук [Ж] звонкий.
А какая буква обозначает этот звук? (см. приложение 2. – Буквы Ж, Ш) Выбери нужную, отдай Жуку. (Закрепление образа буквы Ж.)
Игра «Доскажи словечко». Цель: развивать фонематический слух и умение подбирать рифмы.
Логопед: Прошлый раз Жуку очень понравилось играть с тобой в рифмы, и он приготовил тебе новые загадки. Закончи предложения…
Жа-жа-жа – мы в лесу нашли… ежа,
Жу-жу-жу – молока дадим… ежу.
Же-же-же – живем на третьем этаже.
Жу-жу-жу – я на лавочке… сижу.
Жи-жи-жи – ты мне сказку… расскажи.
Же-же-же – мы приехали… уже.
Логопед: Наш гость принес тебе мячик для игры, но спрятал его и попросил сначала выполнить три задания. Первое – собрать все картинки на «полянке» и назвать предметы, которые там нарисованы.
4. Игра «Назови картинки». Цель: развитие навыка четкого произношения звука [Ж]в словах, обогащение словарного запаса.
(см. Приложения 3, 4).
Пижама, ножи, жакет, жеребенок, жабо, желудь, жало, живот, жилет, ежи, жар, жадина.
«Покажи картинку». Проверка понимания значения некоторых слов, развитие внимания и памяти.
Как называется острый носик у пчелы и комара? Жало.
Что раздулось у обжоры? Живот.
Как называют человека, который ни с кем не делится? Обжора.
Как еще можно назвать лягушку? Жаба.
Как называется большой кружевной воротник? Жабо.
Логопед: Молодец! Второе задание: на полянке очень высокая трава… Нашему Жуку неудобно ползать. Давай скосим эту траву…
5. Динамическая пауза. Цель: развитие крупной моторики и умения согласовывать слова с действиями.
- Упражнение «Косарь». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!». Повторить 7-8 раз в среднем темпе.
Логопед: И последнее, третье задание от Жука: нам надо напилить дров, чтобы он не замерз в своем домике…
- Упражнение «Пилим дрова». (Упражнение выполняется в паре.)
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и пооочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Жик, жик, жик». Повторять в течение 35-40 секунд в медленном темпе.
Логопед: Молодец! А вот и мячик. Давай поиграем.
6. Игры с мячом. Закрепление произношение звука [Ж] в словах с прямыми слогами, развитие лексико-грамматического строя речи.
- «Назови ласково». Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Жук – жучок
живот – животик
желток – желточек
жакет – жакетик
жила – жилка, жилочка
- «Один – много». Совершенствование навыка образования формы множественного числа имен существительных.
Жук – жуки
желток – желтки
пижама - пижамы
жилет - жилетка
живот – животы
желудь – желуди
Логопед: А теперь собери картинку и увидишь, кому очень понравилось, как ты сегодня играла и работала…
Собери пазл (паззл) (см. Приложение 4.). Развитие мелкой моторики, мышления, внимания. Закрепление образа буквы Ж.
Заключительная часть. Подведение итогов, релаксация.
С каким звуком мы сегодня играли? Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Что было трудным?
Ж Ш