СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для 3 – 4 классов на тему «Слова с противоположным значением (антонимы)».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и упражнения направлены на коррекцию нарушений лексико-грамматического строя речи и усвоение навыков практического словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для 3 – 4 классов на тему «Слова с противоположным значением (антонимы)».»

Конспект логопедического занятия для 3 – 4 классов на тему

«Слова с противоположным значением (антонимы)».

(Задания и упражнения направлены на коррекцию нарушений лексико-грамматического строя речи и усвоение навыков практического словообразования)

Цель:

Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.

Задачи:

  • учить подбирать антонимы к словам различных частей речи; расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы впредложениях;

  • расширение пассивного и активного словарного запаса;

  • дифференцирование частей речи;

  • развитие орфографической зоркости;

  • Развивать умения восстанавливать предложения, правильно употребляя антонимы;

  • Развивать память, внимания, мышление, речь, общую и мелкую моторику;

  • воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Педагогические технологии:

  • коммуникативная технология;

  • личностно-ориентированная технология;

  • игровая технология;

  • коррекционно - развивающая технология;

  • информационно-коммуникационная технология;

  • здоровьесберегающая технология.

Активные методы обучения:

  • коммуникативный;

  • частично – поисковый (при подаче большинства заданий: «оцени», «сравни», «найди», «подбери», «объясни»);

  • информационно – коммуникационный;

  • метод контроля, самоконтроля и взаимоконтроля выполненного задания.

Оборудование: картинки, карточки со словами-антонимами, мяч,таблицы,карточки с предложениями, тетради, ручки.

Ход занятия

I.Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сядьте ровненько. Проверяю порядок на партах, а вы приготовьтесь внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать.

– Я вижу, вы готовы к занятию.

Установка на правильную речь:

– Дети, какое основное правило речи мы знаем?

Дети хором отвечают:

а) Прежде, чем говорить, подумай.

б) Говори достаточно громко, четко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.

1. Рассмотрите картинки. Найдите среди них парные обозначающие противоположные предметы, явления, признаки. Соедините линиями полученные пары картинок. Все ли картинки соединились попарно? Сделайте вывод ко всем ли словам можно подобрать слова с противоположным значением.

Материал для карточек:



2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

– А как называются эти слова?

– Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.

– Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия: "Антонимы".

II. Основная часть

1.Рассмотрите парные картинки, ответьте на вопросы. Как называются слова, обозначающие противоположные качества, действия, признаки действия?

Материал для карточек:

Какое (-ой)

Дерево, куст?

Какой (-ая)

воздушный шарик,

тыква?



Какой грач, снег?



Какой (-ое)

чай, мороженое?



Что делает девочка, мальчик?

Что делает мужчина, продавец?

Что делает альпинист, водолаз?

Что делает ракета, самолёт?




2. Игра «Найди пару» работа с карточками.

Подбери к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением, соедините линиями нужные слова.

Материал для карточек:

длительный

темный


юг

закат

храбрый

скупой


верх

зима

искусственный

медлительный


восток

подъем

светлый

иностранный


спуск

запад

расторопный

трусливый


исток

север

отечественный

натуральный


восход

низ

ошибочный

кратковременный


лето

устье

щедрый

правильный





плакать

лениться


друг

потомок

цвести

веселиться


красавец

бедняк

потерять

разгораться


труженик

урод

трудиться

увядать


союзник

карлик

грустить

заканчивать


богач

враг

начинать

смеяться


великан

лодырь

угасать

найти


предок

противник



3.Прочитайте пословицы. Найдите антонимичную пару в тексте каждой пословицы. Подчеркните слова –антонимы.

Материал для карточек:

Антонимы – имена существительные

Слово – серебро, молчание – золото. Долг платежом красен.

Лето – припасиха, зима –прибериха. Делу время, а потехе – час.

День да ночь – сутки прочь. Нет худо без добра. Охота пуще неволи. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Утро вечера мудренее.

Ученье - свет, а не ученье - тьма. Не щади врага – сбережёшь друга. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не верь началу, верь концу.



Антонимы – имена прилагательные

Добрая слава лежит, а худая бежит. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

Глупый киснет, а умный всё промыслит. Старый друг лучше новых двух. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. С малыми детками горе, с большими – вдвое. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.

Антонимы – глаголы

Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Не нами началось, не нами кончится. По одёжке встречают, по уму провожают. За что купил, за то и продаю. Начал за здравие, кончил за упокой. Подальше положишь, поближе возьмёшь. Что посеешь, то и пожнёшь. Всё минется – одна правда останется. Взял лычко – отдай решето.

Антонимы – наречия

Вместе тесно, а врозь скучно. Дорого, да мимо, дёшево, да гнило. Говори меньше, а делай больше. Смолоду прореха, под старость – дыра. Мягко стелет, да жёстко спать. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.



4. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Подбор антонимов

к глаголам: нашел, уронил, насорил, закрыл, помирился, забыл, купил, взял;
к прилагательным: молодой, веселый, дорогой, горячий, горький, твердый;
к существительным: шум, мир, порядок, чистота, доброта, ночь, друг, правда.


5.Заполните таблицы, вписывая номера антонимичных пар, относящихся к определенным темам.



Материал для карточек:

Время

Пространство





1) рано – поздно 6) вправо – влево

2) утро – вечер 7) медлить – спешить

3) тогда – теперь 8) вечность – мгновение

4) высокий – низкий 9) ближний – дальний

5) здесь – там 10) глубокий – мелкий

Качества предметов

Чувства,

состояние человека





1) плотный – рыхлый 6)надежда – отчаяние

2) радоваться – грустить 7) плакать – смеяться

3) скука – веселье 8) мягкий – жёсткий

4) горячий – холодный 9) грязный – чистый

5) болезнь - здоровье 10) тяжёлый – легкий



6. Подбор антонимов с отгадыванием загадок.

- Давайте мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку:

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хотьлюблю мороз сама,
Потому что я _______________. (зима).

Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я ________________. (жара).

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ______________. (прохлада)

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудится лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж ________. (ночь)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это _____________. (плач)

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я _________. (конец)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь __________. (тишина)

Запишите слова – антонимы в тетрадь. Какой частью речи они являются?

Лето - зима, смех –плач, зной – прохлада, холод – жара, день – ночь, начало – конец, шум – тишина.

7. Работа с карточками. Верификация предложений.

У каждого ученика – карточка с набранными на ней предложениями под номерами. Ученики должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, возле номера предложения ставится знак «+», если неверно, то «–».

Материал для карточек:

  1. Слон большой, а комар маленький. (+)

  2. Дерево низкое, а куст высокий. (-)

  3. Работать легко, а отдыхать тяжело. (-)

  4. Днем светло, а ночью темно. (+)

  5. Дедушка молодой, а внук старый. (-)

  6. Самолет летит быстро, а воробей медленно. (-)

  7. Река узкая, а ручей широкий. (-)

  8. Зима холодная, а лето теплое. (+)

  9. Мышка пищит тихо, а петух поет громко. (+)

  10. Камень лёгкий, а пух тяжёлый. (-)

  11. Отец пожилой, а сын молодой.(+)

  12. Буратино грустный, а Пьеро весёлый. (-)

  13. Редька сладкая, а груша горькая. (-)

  14. Тополь высокий, а шиповник низкий. (+)

  15. Зима тёплая, а лето холодное.(-)

  16. Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно. (-)

Ученики читают и исправляют предложения со знаком «–», записывают исправленные предложения в тетрадях, подчеркивают антонимы.


8. Закончите предложения, подбирая антонимы к именам прилагательным.

Материал для карточек:

Снег белый, а сажа_______. Озеро глубокое, а пруд ________. Чай горячий, а мороженое ________. Смех громкий, а шёпот _______. Доктор Айболит добрый, а Кощей бессмертный ______. Клубника крупная. А земляника _____. У липы древесина мягкая, а у дуба _________. Карабас Барабас толстый, а Дуремар _______. Пиджак просторный. А брюки _______. Хлеб свежий, а булка ______. Газета свежая, а журнал ______. Солнце яркое, а луна ______.

9. Подберите нужные антонимы к многозначным словам.

Материал для карточек:

полный мужчина

полный стакан


редкий лес

редкий волос


толстый ребёнок

толстый журнал


тонкий лёд

тонкая работа


крупный орех

крупный ребёнок


мягкий хлеб

мягкий шаг


мелкий дождь

мелкий ручей


свободный стул

свободный костюм


пустой

худой


густой

частый


худой

тонкий


грубый

толстый


маленький

мелкий


тяжёлый

чёрствый


глубокий

частый


занятый

тесный





10. Итог занятия.

Скажите, что же это за слова – антонимы? (Антонимы – это слова с противоположными значениями).

– Приведите примеры пар антонимов.

(Дети приводят примеры)

– А какое задание вам больше всего понравилось?

Фоменко Валентина Ивановна,

учитель – логопед МКОУ Краснозерской СОШ № 1

Новосибирской области, р/п Краснозерское



9