Конспект логопедического занятия с нарушением чтения и письма, обусловленное ФФНР, 2 класс
Тема: ЗВУКИ (Ш), (Щ) И БУКВЫ Ш-Щ.
1. Дифференциация рукописных букв Ш- Щ в словах, словосочетаниях, предложениях.
2. Дифференциация звуков (Ш)-(Щ) в словах, словосочетаниях, предложениях.
Грамматическая тема: - Составление деформированного предложения.
| СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ |
| 1. Организационный момент. Психологический настрой «Энергетический круг» - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем лицом к друг другу и улыбнёмся! Разотрите ладошки, почувствуйте тепло — это ваша энергия!Представьте, что между ладоней маленький комочек тепла, погладим его! А теперь поделимся теплом друг с другом:передайте комочек и бережно примите! У нас получился «Энергетический круг». Пожелаем друг другу успеха! | |
1 | Развитие слогового анализа и синтеза. На экране (презентация) - примеры с зашифрованными именами. Задание: Решить слоговые примеры и сядьте на место. 1+1+1: Ира+Люда+шаман 2+1: гамак + симпатия 1+1: Ева+ горка 1+2+2: араб+ поле+Вася Какие получились имена? Ребята получают индивидуальные брошюры для работы. | Илюша Максим Егор Алеся |
2 | Определение темы занятия а) Сегодня я в своём почтовом ящике обнаружила конверт, а в нём ,,,,,,,,,,,,,,, отгадайте, что это? - Зачеркните синим маркером все цифры 3 - зелёным маркером все цифры 4. 43С34О4ОБ334Щ43Е44НИ34Е3 Б) На экране текст сообщения: Прочитайте сообщение и определите, какие ошибки допустили малыши. Ребята, давайте разберёмся, почему Малыши переставили буквы Ш-Щ и поможем им в поиске пропавших вещей. В) НА ЭКРАН ВЫВОДИТСЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Звуки (Ш)- (Щ), БУКВЫ Ш-Щ. Цель занятия: Будем учиться различать звуки (Ш)-(Щ) и Буквы Ш_Щ. Для чего нам это нужно? В своём сообщении гномы перепутали буквы Ш -Щ. Давайте вспомним, ребята, как пишутся эти буквы, в чём их сходство и различие. | Малыши перепутали в сообщении буквы Ш-Щ. Дети определяют тему занятия. Ставим цель: Учимся различать буквы Ш-Щ. Для того, чтобы правильно читать и писать. |
3 | Сравнение букв Щ-Щ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПИСЬМЕННЫХ БУКВ. А) Буквы ш-щ имеют сходство и различие в начертании. В чём сходство? У букв ш-щ одинаковые элементы —3 наклонных линии с закруглением внизу. В чём различие? У буквы щ- есть четвёртый элемент-петля. Б) Выбор символов для обозначения. Так как буквы ш-щ различаются количеством элементов, то цифрой 3 будем обозначать букву Ш, а цифрой 4 букву Щ. Г) Конструирование букв. Выберите нужные элементы и сложите буквы. - Для чего мы выполняли это задание? | Чтобы не ошибиться в написании этих букв. |
4 | Знакомство с героями занятия. А теперь, ребята, давайте узнаем, кто такие «Малыши из волшебного леса»? Перевёрнутое слово ГНОМ. (выводиться на экран) | |
5 | НА ЭКРАНЕ КАРТИНКА ГНОМОВ. Давайте узнаем как зовут каждого гнома. Прочитайте двустишия и образуйте от подчёркнутых слов-действий слова-предметы: имена наших малышей. Свой фонарик зажигаю. Путь-дорогу освещаю. На вопросы отвечаю, книги нужные читаю Я копаю день и ночь, клад найти совсем не прочь. Я играю и пою, музыку друзьям дарю. Я всегда готов шутить, радость всем друзьям дарить! Рисовать — вот мой каприз, ну а вам: портрет-сюрприз. В ИМЕНАХ КАКИХ ГЕРОЕВ МЫ НАПИШЕМ БУКВЫ ЗАНЯТИЯ? что делали в этом задании? Давайте оценим свою работу у кого не вызвало задание затруднений — красная звезда у кого были незначительные сложности — зелёная звёздочка кому было трудно выполнить задание — коричневая звёздочка Вывешиваю инструкцию по рефлексии на доску. | Светлячок Чтец Копатель Певец Шутник Рисовальщик Рисовальщик ( 4 элемента) Шутник. (3 элемента) Образовывали слова-предметы от слов-действий Дети в свои брошюрки вкладывают звёздочки. |
6 | А) Мы познакомились с ГНОМАМИ а теперь узнаем,кто похитил их вещи. НА ЭКРАНЕ СЛЕДЫ С ПЕРЕСТАВЛЕННЫМИ БУКВАМ НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЧУДОВИЩА. Б) Образование сущ. При помощи суффикса ИЩ Он огромный и всё у него большущее. Как мы скажем про его: -лапы -глаза -нос -уши -зубы - Что мы сейчас делали? -Какая значимая часть слова помогла нам образовать новые слова? - Давайте опишем чудовище, используя новые слова.
В) Составление предложений, используя союз А. Оцените свою работу | Чудовище лапищи глазищи носище ушищи зубищи Образовывали слова. Суффикс ИЩ. Чудовище- большущий. У него не лапы, а лапищи. и т.д звёздочки |
7 | Составление деформированного предложения. Я надеялась, что вы откликнитесь на просьбу гномов. Отправим им ответ. НА ЭКРАНЕ СЛОВА И МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Что нужно сделать?
ПОМОЩЬ СПЕШАТ РЕБЯТА НА МАЛЫШАМ К | У детей перед глазами слайд. Составить предложение, опираясь на модель. РЕБЯТА СПЕШАТ К МАЛЫШАМ НА ПОМОЩЬ. |
8 | Развитие пространственного представления и слогового синтеза. НАЭКРАНЕ ИГРА «ИДИ ПО СТРЕЛКЕ» | ПУТЕШЕСТВИЕ |
9 | Посмотрите на стрелки, определите направление каждой, и скажите, куда мы должны отправиться, чтобы помочь ГНОМАМ? Мы отправляемся в … Активизация словаря. Найдите в Толковом словаре Ожегова, а что же обозначает слово ПУТЕШЕСТВИЕ? А как мы назовём себя? | Дети находят в своих брошюрах и читают. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ |
10 | Развитие буквенного гнозиса и пространственных представлений.Обогащение словаря. А) На чём можно путешествовать? Б) На каком транспорте отправимся мы? НА ЭКРАНЕ ИЗОГРАФ «ШАР» В) Давайте подготовим шар к путешествию. Что нужно сделать? | Пешком велосипедом, поездом, самолётом, на автомобиле. На шаре. Сложить разрезную картинку. Коллективная работа. |
11 | Соотнесение букв со звуками.
А)Пока шар устремляется в высь, вспомним, какие звуки обозначают буквы Ш-Щ. АРТИКУЛЯЦИЯ Возьмите зеркала и произнесите звуки (ш)-(щ). РАЗНИЦА ПРИ АРТИКУЛЯЦИИ В ПОЛОЖЕНИИ ЯЗЫКА.. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ (Ш)- согласный, глухой, твёрдый. (Щ)- согласный, глухой, мягкий. | Разница при артикуляции в положении языка. Оба согласные и глухие. Звук (Ш)- твёрдый. (Щ)- мягкий. |
12 | Развитие слухового восприятия. А) Мы поднялись высоко в небо, прислушайтесь к звукам, которые доносятся до нас. Я буду называть звуки, слоги и слова, а вы заполните слева- направо таблицу знаком Х и точками. Если услышите звук (Ш)- точка, если (Щ)- Х. Ряд звуков: Ш Щ Ш Щ Ш ряд слогов: ШУ -ЩЕ-ЩА-ЩИ-ШЭ ряд слов: ШАГ- ШУТКА-ЩЕКА-ШИПЕНИЕ-ГЛУШЬ ШУМ- ШИНЕЛЬ- ЩУКА- ЯЩИК-ШОВ ШАПКА- МАШЕТ- ОВОЩИ- ХЛЕЩЕТ-ПАШНЯ Б) Изображение какого предмета получилось? Ключ поможет нам в дальнейшем нашем путешествии. Оцените, как вы выполнили это задание | Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. КЛЮЧ звёздочки. |
13 | Развитие внимания Ребята, давайте определим правильным ли курсом мы движемся. У нас верное направление. | В пустой клетке должен быть треугольник со стрелкой, направленной вправо. |
14 | Дифференциация букв ш-щ. А) НА ЭКРАНЕ ОБЛАКА. Меняется погода. Впереди ОБЛАКА. Надо быть осторожнее. В них спрятались буквы. Давайте определим, сколько букв ш и щ спряталось. | Дети работают в парах. Один ребёнок показывает букву Ш, называет звук, а другой считает, сколько раз назван звук, столько букв. Затем аналогичную работу проводит второй ученик с буквой Щ. |
15 | А) Развитие предметного гнозиса. Теперь стало хорошо видно, что там, внизу. Гномы оставили нам необычное послание, мы можем узнать, какие вещи похищены (наложенные друг на друга контуры предметов). | Дети называют предметы: ГАРМОШКА- ЩЁТКА-ПЛАЩ- ВЕШАЛКА-КЛЕЩИ-ШЛЯПА-ЯЩИК-ШПРИЦ-ШОКОЛАД |
16 | Различение Ш_Щ в словах. А) Дети получают индивидуальные карточку со словами, в которых пропущены буквы ш-щ и закодирован рисунок. - Вставьте в слова пропущенные буквы занятия, а в колонке вставленной буквы найдите числа, которые карандашом соедините на рисунке. У вас получится изображение предмета, в котором чудовище спрятало вещи гномов. Б) Запишите слово «мешок» в пустой строке таблицы. Какую букву написали в слове МЕШОК? - сколько элементов - назовите звук? Г)Для чего мы выполняли это задание. Проверьте себя и прикрепите звёздочку. | ДЕТИ РАБОТАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНО Чтобы правильно произносить слово и чтобы значение слова было верным. Звёздочка. |
17 | Преобразование слов. Работа со словами-паронимами А) Шли, шли мы и пришли к жилищу чудовища, а что это за жилище,вам подскажет ключ. Прочитайте слово по отмеченными знаком Х буквам. НА ЭКРАНЕ КОД И КЛЮЧ. - какую букву напишете в слове ПЕЩЕРА? Количество элементов? - какой звук обозначает. Б)Мы близки к конечному пункту нашего путешествия. Но Чудовище отдаст вещи только после выполнения задания. Перед вами ещё одна загадка. - что нужно сделать, чтобы понять, какие слова зашифрованы? ПЛЮ3 - ЧА4А - ПОМЕ4АТЬ - ЗА3ИТА - ПРО4ЕНИЕ - В)Слова определены, а теперь нам нужно превратить каждое слово в другое, заменив букву Ш на Щ и наоборот. В) Игра с мячом. ПЛЮШ-ПЛЮЩ ЧАЩА-ЧАША ПОМЕЩАТЬ-ПОМЕШАТЬ ЗАШИТА-ЗАЩИТА ПРОЩЕНИЕ-ПРОШЕНИЕ Г) Найдите и прочитайте значение непонятных для вас слов. | Коллективная работа к ПЕЩЕРЕ Заменить цифры буквами: Цифру 3 на букву Ш Цифру 4 на букву Щ ПЛЮШ ЧАЩА ПОМЕЩАТЬ ЗАШИТА ПРОЩЕНИЕ |
18 | А) Задания выполнены. Гномам надо возвращаться в свой волшебный лес, только вот обувь Малышей во время путешествия пришла в негодность. Давайте подарим им новые башмачки. Найди каждому гному его пару, вставь пропущенную букву и прочитай получившиеся словосочетания. Б) Какое правило вы должны применить при написании слов: ОСВЕЩАЮЩИЙ ИЩУЩИЙ | ЧТЕЦ - УМНЕЙ - ИЙ РИСОВАЛЬЩИК - - ИКАРНЫЙ СВЕТЛЯЧОК — ОСВЕ — АЮ — ИЙ ШУТНИК - СМЕ - НОЙ ПЕВЕЦ - ИГРАЮ - ИЙ КОПАТЕЛЬ - И - У - ИЙ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ А, У. |
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ - Давайте, ребята, объясним гномам, в чём была ошибка в их сообщении? - какие буквы сравнивали? - Какие элементы нужны для буквы « Ш» ? «Щ»? - какая разница в артикуляции звуков (Ш)-(Щ). -при характеристике звуков в чём различие? Ребята, давайте оставим свои впечатления о путешествии и прикрепим ещё по одной звёздочке к своим фотографиям. Красная — я легко справлялся со всеми заданиями, мне понравилось путешествие; зелёная — некоторые сложности встретились на моём пути. коричневая — Эта дорога была сложной для меня. | Дети прикрепляютзвёздочки. |
Презентация "Открытое логопедическое занятие 2 класс, группа ФФНР. Тема: Звуки [Ш]-[Щ]. Буквы Ш-Щ"