- Я сейчас отправляюсь в путешествие, если вы любите путешествовать, подсоединяйтесь ко мне
- На чем любите путешествовать? (ответы детей)
- Отгадайте, на чем мы будем путешествовать сегодня:
Летит в космической дали
Вокруг Земли, других планет (фото корабля 1)
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них (фото корабля 2)
Как на ладошке:
Степной простор, (фото корабля 3)
Морской прибой,
А может быть и мы с тобой! (космический корабль) (фото корабля 4)
- Занимайте места! Каждый свое! А как вы определите свое место?
(дети садятся на стулья, на которых написаны номера и имена детей, стулья расставлены перед настенным телеэкраном )
- Закрывайте глаза! Начинаем обратный отчет 10 9, 8…..0, пуск!!! (выключить свет, выложить на
середину солнечной системы плоскостное изображение солнца и включить световую установку) (фото коcмоса)
- Поздравляю, отлично взлетели, мы в космосе! (дети открывают глаза, направить луч света на солнце)
- (дети слышат голос Солнца)
- Я Солнце – ваша звезда! (фото солнца) Приветствую вас в своей солнечной системе
Солнечная система – это город, в котором живут планеты. У каждой планеты есть своя улица,
а где вы живете космонавты? (дети называют планету Земля, город, страну, домашний адрес 2-3 человека,
воспитатель помогает формулировать ответы детей) Я приглашаю вас на экскурсию по моему городу,
который называется Солнечная система (далее общение ведет воспитатель, дети подходят с воспитателям к орбитам )
- Как много улиц, чтобы не заблудиться, давайте их пронумеруем. Космонавты с 1 по 9 место
помогут это сделать. От куда начнем, от центра или к солнцу (если дети затрудняются,
воспитатель помогает рассуждать: как строиться город от центра, растет, расширяется, расстраивается… и
дети выкладывают цифры на орбиты планет).
1. МЕРКУРИЙ (улица 1) (дети сидят)
- Смотрите, смотрите, перед нами планета Меркурий (фото планеты Меркурий)
- Она находится на первой улице.
- Назовите первый звук в слове Меркурий (ответ).
- Назвали ее в честь бога торговли Меркурий, а почему, никто не знает (фото бога и знака Меркурия)
- Астрологи эту планету обозначают вот таким знаком.
- Поверхность Меркурия твердая, пустынная, там нет ни воздуха, ни воды,(фото планеты Меркурия)
- Днем она обжигается лучами, а ночью замерзает.
- Давайте, ее сфотографируем (дети имитируют фотографирование, сопровождая звуком, это выполняют
при каждом фотографировании всех планет)
- Выкладывайте на улицу, на которой живет Меркурий, а чтобы не забыть название планеты
подпишем (1 ребенок выкладывает фото, 2 ребенок табличку с названием, 3 ребенок – знак; и так выполняется каждый раз)
2. ВЕНЕРА (улица 2) (дети сидят)
- Наш полет продолжается! На какую улицу? (ответ: вторую)
- Открыть иллюминаторы! Приближаемся к планете, которая названа в честь богини Весны,
Любви и Красоты Венера! А вот и ее знак! (фото знака и планеты Венеры)
- Назвали планету земляне (фото землян),
- Когда еще не было космических кораблей и телескопов, а без них Венера с Земли казалась
ярко-голубой звездочкой, которую можно было видеть в темное время суток (фото звездочки)
- Вот как выглядит планета вблизи (фото планеты)
- Это каменистая раскаленная пустыня, можно печь пироги. Температура всегда одинаковая
+ 470С. Солнце всходит на западе, а заходит на востоке. И идут дожди, но не такие как
на Земле, а кислотные.
- Вы запомнили, как называется эта планета? (ответы).
- А чтобы лучше запомнить, мы прохлопаем ее название и сосчитаем слоги (хлопают, считают,
дают ответ ).
- А фото на память ? (дети имитируют)
- На какой улице живет планета? (ответы) (выкладывают фото, знак и название планеты)
3. ЗЕМЛЯ (улица 3) (дети сидят)
- Пролетаем нашу планету (фото планеты Земля),
- Как она называется?
- На какой улице живет?
- Какие у нас соседние улицы? (ответы: планета Земля, живет на третей улице, соседи 2 и 4)
- Летим на четвертую улицу!
4. МАРС (улица 4) (дети сидят)
- (фото планеты Марс) Это планета….? Похожа на….? Чем похожа….? (ответы: Марс, похож
на Землю, возможно, там есть жизнь, нашли микроорганизмы, есть равнины, времена года…)
- Там есть загадочные борозды (фото борозд)
- Откуда они появились? (высказывания детей)
- Ученые предполагают, что это каналы или русла рек, в которых нет воды уже много
миллионов лет, а может быть есть в почве планеты, ученые это скоро выяснят.
- Красноватый Марс хорошо виден с Земли. (фото бога планеты Марс),
- Считали что красный цвет, это цвет крови и назвали планету в честь древнеримского бога
войны Марс, (фото знак планеты) вот знак этой планеты.
- Сфотографируйте планету (фото планеты Марс) (дети имитируют и выкладывают на орбиту фото планеты, знак,
название планеты)
- Самое главное забыли, на ней еще есть вулканы, хотите посмотреть? (фото космоса)
Опыт №1 «Вулкан»
(опыт-шоу «Вулкан»: опустить в аквариум с водой вылепленный из пластилина вулкан 10х10см, внутри
которого пузырек, наполненный спиртовой тушью и закрыт пробкой с отверстием. Дети наблюдают извержение
вулкана: тушь клубками выходит из пузырька)
5. ЮПИТЕР (улица 5) (дети не садятся)
- Будьте осторожны, приближаемся к гиганту (фото планеты Юпитер)
- Не покидайте корабль, а то вас притянет как магнитом, планета большая, гравитация
мощная.
- Вы в этом убедитесь сами. Вот вам карта планеты, по этому маршруту будем обследовать
Планету Опыт № 2 «Карта Венеры» (дети делятся на пары, каждая пара получает большой круг с нарисованным
маршрутом и двумя магнитами, дети в паре выполняют задание по очереди)
- Кто желает рассказать о результатах обследования планеты (рассказывает заранее подготовленный
ребенок): Это самая большая планета, из далека она кажется полосатой, а в центре планеты
красное пятно (фото красного пятна), почему красное и из чего оно состоит, не знает никто, но
есть предположение, что это не утихающий ураган. Юпитер не совсем шар, он вращается с
такой силой, что сплющивается у полюсов (фото Юпитер - сплющенный) (далее беседу ведет воспитатель)
- Вы почувствовали силу притяжения, планета притягивает к себе все с такой силой, что
может расплющить корабль.
- У Юпитера нет твердой суши, она состоит из газовых облаков
- Названа планета в честь главного бога света (фото планеты Юпитер, бога и знак), а это ее знак
- Сфотографируйте планету (фото планеты Юпитер)
- На какой по счету улице живет Юпитер? Найдите название планеты среди табличек
(дети выкладывают планету, знак, название планеты)
(фото космоса) ФИЗМИНУТКА «ЗАПОМИНАЙКА»
(дети произносят стишок и повторяют за воспитателем движения)
Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс, пять Юпитер, шесть Сатурн, А еще Уран, Нептун и конечно же Плутон, наше Солнце чемпион
6. САТУРН (улица 6) (дети сели)
- Летим на самую интересную планету Солнечной Системы, это ее знак (фото знак планеты Сатурн)
- С Земли он выглядит желтоватым и потому его назвали именем бога Посева
(фото планеты Сатурн с богом посева)
- Видно издали казалось, что вся планета засеяна пшеницей (фото планеты Сатурн)
- Это вторая планета гигант. Чем она отличается от других планет? (ответ: есть кольца)
- Расскажу секрет: это не кольца(фото планеты с кольцами), а огромное количество больших и
мелких камней, они вращаются вокруг планеты с такой скоростью, что сливаются в единую
массу и издалека кажутся кольцами. Мне только не понятно, почему они не падают?
(предположения детей, объяснения…)
- Не верю! Докажите что не падает!
Опыт № 3 «Кольца Сатурна» (2 девочки доказывают: крутят обручи, в конце обручи падают на пол)
- Ну вот, упали, а у Сатурна не падают, почему?
(ответ: потому что девочки перестали крутить обруч, а Сатурн не перестает их крутить)
- Такую интересную планету хочу сфотографировать (фото планеты Сатурн)
УРАН (улица 7) (дети стоят)
(дети не успели сесть на стулья, как услышали стук в дверь, передают посылку: большой кусок льда, завернутый
в фольгу, приклеенназаписка с названием планеты, так, чтобы дети ее увидели не сразу)
- Что это, откуда, от кого? (дети щупают, осматривают, высказывают предположения…, находят записку и
делают вывод, что посылка с планеты Уран.)
- Ой, да это же следующая планета, на которую мы должны лететь (фото планеты Уран с кольцом)
- Планета названа в честь бога Неба и астрологи обозначают ее вот таким знаком (фото знак)
- Интересно, что нам прислали? (высказывания детей) (развернуть фольгу и положить лед на поднос)
- Вот это, да! А почему кусок льда, а не мороженное? (высказывания детей: на планете лед…)
- Да, планета ледяная и на ней очень холодно. Давайте ее сфотографируем, возьмем табличку
с названием и выложим на улицу под номером……(добавляют дети: 7)(выкладывают на орбиту)
- С какой планетой она схожа и чем схожа? (ответ: с Сатурном, кольцами)
- Кольца эти едва заметны, и планета не вращает их вокруг себя, а на них как бы катиться
лежа на боку (воспитатель имитирует движением вращение планеты, дети повторяют)
- А на что похож наш подарок с Урана? (ответ: на айсберг)
- Интересно, а этот кусок льда утонет в воде или будет плавать как айсберги на Земле?
Опыт № 4 «Айсберг» (дети подходят к столу, на котором стоит ведро с водой, воспитатель опускает кусок льда в воду)
- Почему он не тонет? (ответы детей: это лед, а лед не тонет, потому что там есть
пузырьки воздуха, он не тяжелый)
- Я забыла, на какую по счету улицу мы отправляемся далее? (ответ: 8)
8. НЕПТУН (улица 8) (дети садятся на стулья)
- На ней живет Нептун, так назвали зелено-голубую планету и астрологи изображают вот
таким знаком (фото планеты Нептун, знак)
- Названа она именем бога морей и океанов (фото бог планеты Нептун)
- Поверхность планеты голубая – это лед (фото планеты Нептун)
- А если посмотреть в телескоп, то зеленоватая, потому что окружена газовыми облаками
зеленого цвета.
- На планете дуют сильные-сильные ветра, таких нет даже на Земле.
- Фотографируйте красивую планету и выложите с надписью на 8 улицу (дети выкладывают на
орбиту фото, знак, название планеты)
ПЛУТОН (улица 9) (дети сидят на стулья)
- Приближаемся к улице под номером….(добавляют дети: 9) (выключить свет, объектив закрыть рукой)
- Ничего не вижу, солнце плохо освещает самую далекую планету Плутон (фото планеты Плутон)
- Ой, какая маленькая, как ее можно еще назвать (ответы: крошечная, малюска, миниатюрная,
карликовая, лялешная, махонькая …)
- Правильно, (фото телескопа 1)
- Ее можно рассмотреть только в самые мощные телескопы (фото телескопа 2)
Чтобы глаз вооружить и с планетами дружить (фото телескопа 3)
Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный…… (телескоп) (фото телескопа 4)
- У меня есть почва с этой планеты, давайте ее, рассмотрим Опыт № 5 «Почва с Плутона»
(опыт проводится стоя, каждый ребенок берет маленькую миску с песком и рассматривает и отвечает на вопросы)
- Какая почва? Какого цвета? (ответ: сыпучая, белая, слегка желтая)
- Какие частички? (ответ: мелкие, маленькие)
- Давайте посмотрим под лупой, что видите? (дети берут лупы и рассматривают)
(ответы: частички кажутся камушками, лупа увеличивает)
- Вот такая почва на этой планете.
- Назвали планету именем бога подземного царства и ада (фото бога планеты)
- И правда, на планете адский холод (фото планеты Плутон),
- Как вы думаете, почему? (ответ: дальше всех от солнца, не прогрета)
- Сделайте снимок карликовой планеты (дети фотографируют, выкладывают на орбиту фото и название)
- Вот знак планеты (воспитатель дает карточку со знаком планеты Плутон)
- Совсем недавно ученые решили, что поторопились назвать Плутон планетой, потому что
очень много в Солнечной Системе таких же крошечных образований (фото карликовых планет)
10. ЗЕМЛЯ (улица 3)
- На какую еще планету мы забыли залететь? (ответ: Земля, на 3-ю улицу)
- Так это же наша планета, полетели домой! Рассаживаемся на свои места и начинаем
обратный отсчет 10, 9,8…..1, 0 пуск!
- Вот таким знаком обозначают астрологи Землю (фото знак планеты Земля)
- А какая наша планета, расскажите! (фото Земли) (ответы: есть растительный и животный мир,
северный и южный полюса, времена года, день, ночь, суша, горы, равнины, вулканы)
- Какая планета больше всего похожа на нашу Землю, в чем схожесть? (ответы: есть
равнины, вулканы, времена года)
- Сфотографируйте Землю (дети выкладывают последнюю планету, знак и название)
- А мне все-таки интересно, почему из космоса наша Земля кажется голубой? (ответ: много
морей и океанов)
- А вы любите купаться? (ответ)
- Вы замечали, что на дне вода холодная, на поверхности теплая, почему?(предположения детей)
- Интересно, а почему вода не перемешивается? (предположения детей)
- Я могу это показать! Опыт № 6 «Речка» (воспитатель проводит опыт: показывает 2 пузырька, дети
определяют в них температуру; затем воспитатель в аквариум с комнатной температурой опускает одновременно
1 пузырек с ледяной водой и 1 с горячей, вода в пузырьках окрашена разным цветом; горячая вода устремляется
вверх, холодная вниз)
- Вот почему вода не перемешивается, потому что холодная вода тяжелее и идет на дно.
- На всех улицах города побывали? Как называется этот замечательный город?
11. КОСМИЧЕСКИЙ ОБЕД «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА» (дети стоят)
- Что-то я проголодалась! Пора подкрепиться космическим обедом. На обед сегодня блюдо
под названием «Солнечная Система». Приготовили космические тарелки и ложки, готовить
будем вместе (на столах стоят подносы, на них: нарезанные апельсины (Солнце), киви (Земля), виктория (Марс),
банан (Венера), яблоко (Юпитер), виноград белый (Нептун) и красный (Меркурий), груша с зубочисткой (Сатурн),
кусочки пастилы с зубочисткой ((Уран), зерна кукурузы (Плутон), крупинки кондитерского украшения (звезды).
- Я думаю, что апельсин будет Солнцем! (фото всех планет с названиями)
- Фотография вам поможет приготовить обед (дети на своей тарелке выкладывают обед, рассказывают
какой планетой назвали тот или иной фрукт и рассаживаются за столы, во время еды звучит стихотворение
«Планета»)
- Совсем и не заметили, как приземлились на Землю.
- Вам понравилась путешествие, дома своим близким расскажите, что нового узнали и
поделитесь своими впечатлениями.
Асбестовское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 56» Асбетовского городского округа
Организация непосредственно-образовательной деятельности
познавательно-речевое направление
с элементами экспериментальной деятельности
по формировании целостного представления о мире
для детей от 6-т лет до 7-ми лет
ТЕМА: Экскурсия по Солнечной системе
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.02.2013г
ВОСПИТЕЛЬ: Н.М.Голубева
г. Асбест 2013 г.
Задачи:
1. Продолжать формировать коммуникативные способности: умение работать в паре,
без конфликта находить свое место на стуле, принимать высказывания других детей и
выслушивать их
2. Углубленно расширять знания детей о планетах солнечной системы (Планеты Венера,
Меркурий. Юпитер, Сатурн Уран, Нептун, Плутон)
3. Учить использовать ранее полученные знания для сопоставления с новыми знаниями,
делать сравнение (Марс и Земля: времена года, равнины, вулканы, микроорганизмы;
Сатурн и Уран: кольца; Земля и Нептун: дуют ветра)
4. Познакомить с астрологическими знаками планет
Предварительная работа:
1. Наличие знаний о Земле: рассматривание иллюстраций планеты, восход и заход солнца,
суши, морей и океанов, смена времен года, растительный и животный мир (чтение рассказов,
просмотр видео фильмов, фотографий, атласов, энциклопедий)
2. Рассматривание планет солнечной системы
3. Наличие знаний о планете Марс: внешний вид, характеристика (рассматривание иллюстраций,
видео фильмов)
4. Заучивание стихотворения «Запоминайка»:
Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс, пять Юпитер, шесть Сатурн,
А еще Уран, Нептун и конечно же Плутон, наше Солнце чемпион.
Наглядный материал:
1. Видео презентация планет, астрологические знаки, боги планет, космические корабли,
телескопы, Солнечная система, видео стихотворение…
2. Пронумерованные детские стулья с надписью имени ребенка
3. Фотографии планет
4. Таблички с названием планет
5. Карточки с изображением астрологических знаков планет
6. Карточки с числами от 1 до 9
7. Опыт №1 «Вулкан». Аквариум с водой, из пластилина форма вулкана, внутри баночка с
черной спиртовой тушью, банка закрыта пробкой, в пробке небольшое отверстие
8. Опыт № 3 «Кольца Сатурна». Обручи 2-3 штуки.
9. Опыт № 4 «Айсберг». Кусок льда завернутый в фольгу, ведро с водой
10. Опыт № 6 «Речка». Аквариум с водой комнатной температуры, 1 пузырек с водой,
окрашенной в синий цвет и 1 пузырек с горячей водой, окрашенной в красный цвет.
Для удобства можно пузырьки закрепить лежа на подставках.
11. Световая установка – 1 штука.
12. Магнитофон с звуковой записью голоса Солнца
13. Плоскостное изображение Солнечной Системы на полу: в центре Солнце, вокруг него круги
(орбиты) в количестве 9 штук.
14. Поднос для льда – 1 штука
Раздаточный материал:
1. Опыт №2 «Карта Венеры». Крышки от больших ведер, на них наклеен: маршрут
передвижения в виде различных линий, в середине красное пятно, космический корабль.
Два магнита, один с изображением смалика
1. Опыт № 5 «Почва с Плутона». Лупы, маленькие тарелочки с песком.
2. «Космический обед». Одноразовые тарелки и вилки. Фрукты нарезанные кружками:
банан, апельсин, киви, яблоко, груша с зубочисткой; целые ягоды: виктория, красный и белый
виноград; кусочки пастилы с зубочисткой, зерна кукурузы, кондитерское украшение
сходства
времена года | Земля Марс |
суша | Земля все кроме Юпитера |
равнины | Земля Марс |
вулканы | Земля Марс |
день ночь | Земля Марс |
дуют ветра | Земля Нептун |
идут дожди | Земля Венера |
| |
| |
| |
Физминутка
Раз – Меркурий
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
А еще Уран, Нептун
И конечно же Плутон
Наше солнце чемпион
Давай, давай еще быстрее повторяй