СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Деревья"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задачи: Совершенствовать навык аналитической деятельности, развивать фонематические представления.

Закреплять умения устанавливать ситуативные связи между предметами, решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ.

Развивать мышление, внимание, воображение на основе использования мнемотехники. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность, ответственность, активность, сохраняя интерес к логопедическим занятиям. 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Деревья"»

Тема: «По следам Лесовичка»

подготовительная группа

(использование мнемотехники и приёмов ТРИЗ на логопедических занятиях)


Цель: Дифференциация звуков Ч-Щ.


Задачи: Совершенствовать навык аналитической деятельности, развивать фонематические представления.

Закреплять умения устанавливать ситуативные связи между предметами, решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ.

Развивать мышление, внимание, воображение на основе использования мнемотехники. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность, ответственность, активность, сохраняя интерес к логопедическим занятиям.


Ход:

  1. Ребята, вы заметили, что как-то задержалась у нас зима, всё не сдаст свои права весне. Весна ещё очень слаба, всё не может окончательно проснуться. А хочется уже, чтобы по быстрей наступили тёплые, солнечные дни, растаял снег, зазеленела молодая листва на деревьях. А кто же поможет нам окончательно разбудить Весну? Я знаю – это Лесовичок. Он живёт в самой чаще леса, там же, где и Весна. Он-то нам и поможет. Но путь к нему не прост. Да и сам Лесовичок кому попало не показывается, а только тем, кто выполнит все его задания. Знаю я, что задания он спрятал в своих следах. И выполнять их надо строго по порядку. Вы не видели, случайно, следы Лесовичка? (ответы детей) Ну и наследил же он! Придётся выполнять его задания, чтоб добраться в чащу лесную. Вы готовы? Тогда ищите след с цифрой 1.

(по группе в разных местах разложены следы с цифрами)


  1. след 1: Назовите по порядку звуки в слове ЧАЩА.

Какие согласные звуки вы в нём услышали? (Ч, Щ)

Расскажите характеристику этих звуков

(звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой;

звук Щ - согласный, всегда мягкий, глухой;

анализ сопровождается выставлением схем на доску)

Сравните их (ответы детей)


  1. след 2: «Наоборот»

Логопед: Помогут вам ящичек и щепочки. Как вы думаете, почему именно эти предметы предложены для игры? Какие звуки вы услышали в слове ЯЩИЧЕК? Назовите место звуков в слове (аналогично в слове ЩЕПОЧКИ).

В ящичек будете складывать щепочки, меняя в частичках звук Ч на Щ и наоборот:

Кощ - …(коч), пуч - ..(пущ), моч - ..(мощ), бищ - .., дач - .., нащ - ..;

Чна - ..(щна), чно - ..(щно), чну - .., чни - .., чне - .., чня - …



  1. след 3: «Звуковой поезд» (аналитическая деятельность, подбор картинок к схеме слова)

Логопед: Вам необходимо рассадить пассажиров в вагоны. Помогут вам узнать место картинки в поезде схемы слов с расположением буквы.

(На доске вагончики, на которых буквами отмечено положение звуков Ч и Щ в словах. Дети находят соответствующие картинки и крепят их в вагончики).


  1. след 4: «Соедини нас»

(установление ситуативной связи между предметами на картинках из предыдущего задания)

Логопед: Вы должны объяснить, почему один предмет едет с другим вместе. Например: ящик едет с плащом, потому, что плащ можно аккуратно сложить в ящик. Следующий ребёнок связывает вторую и третью картинку и т.д.


  1. след 5: «Мои друзья»

(тренировка аналитического мышления, выделение общих признаков)

На столе разложены картинки. Детям даётся возможность выбрать любую.

Логопед: Я буду говорить, кто мои друзья, а вы должны поднять свою картинку, если она подходит к моим условиям.

- Мои друзья со звуком Щ.

- Мои друзья со звуком Ч.

- Мои друзья умеют двигаться.

- Мои друзья могут расти.

- Мои друзья умеют издавать звуки.

- Мои друзья съедобные.

- Мои друзья пахнут.

- Мои друзья нужны человеку.


Динамическая пауза (стоя в кругу)


Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

И в центр круга ты шагай.

Тому, кто справа подмигни.

Того, кто справа, обними,

Ну вот закончилась игра,

Вот так мы дружим все! Ура!


  1. след 6: «Шифровки» (кодировка и перекодировка информации, развитие образного мышления и речи)

Логопед: Вам необходимо выложить предложение с помощью символов. Они перед вами. Послушайте предложение.

- В чаще леса живут пять злющих волков.

Дети с помощью символов (схема предлога В, частые полоски на карточке (чаща), домик с двумя горизонтальными полосками под ним (живут), цифра 5, рожица с эмоцией злости, карточка с острыми зубами (волк)) выкладывают мнемодорожку.

Логопед: Назовите из этого предложения слова со звуками Ч, Щ (чаща, злющих).

Логопед: А теперь вы наоборот должны прочитать зашифрованное предложение, расшифровать его. (Логопед выкладывает схему предложения смволами).

- Четыре колючих ежа вышли из-за большущего пня.

Назвать слова со звуками Ч, Щ.


  1. след 7: «На что похож?»

(развитие ассоциативного мышления, метод «Мозговой штурм», составление сложноподчинённых предложений с союзом потому, что)

Демонстрируется таблица из 9 квадратов. В центральном квадрате – картинка щенка.

Логопед: Это щеночек. Какие звуки вы услышали в этом слове? В пустые квадратики вы должны положить символы предметов, с которыми можно сравнить щеночка.

(щеночек похож на одуванчик, потому, что такой же пушистый;

щеночек похож на дудочку, потому, что такой же звонкий и т.д.)

Логопед: В каких ещё словах слышатся звуки Щ, Ч? (ответы детей: мячик, одуванчик, дудочка).


  1. след 8: «Сказочки - загадочки» (развитие мышления, воображения)

На коллажах символами зашифрованы сказки «Рукавичка», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Аленький цветочек». Дети отгадывают сказку и определяют, в каких словах из названий сказок есть звуки Ч и Щ.


  1. след 10: «Выложи букву»

Детям предоставляется выбор материала, из которого они будут выкладывать буквы Ч и Щ (семечки, палочки, щепочки, пуговицы, косточки). Выложить буквы так, чтобы буква Щ была слева, а Ч – справа. В каких материалах присутствуют эти звуки?


  1. Логопед: Вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Справились отлично. Дошли до чащи лесной. А где же Лесовичок?

(вносится игрушка) Вот он.

Логопед: Как вы, ребята, попросите Лесовичка, чтобы он разбудил, растормошил Весну?

(творчество детей)

Надеемся, что Лесовичок выполнит наши просьбы, и Весна наконец-то победит холодную зиму.