Занятие «Путешествие в сказочную страну»
Цель: развивать образную речь детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Продолжать учить понимать и правильно объяснять переносное значение слов и словосочетаний, составлять краткие рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Учить представлять возможные звуки, запахи и тактильные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами, представлять прошлое и будущее объекта и отображать это во фразовой речи. Закрепить умение детей называть признаки и действия предмета, расширять представления о многозначных словах. Закреплять умение детей выделять объекты, изображенные на картине и устанавливать взаимосвязи между этими объектами.
Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, синтаксический строй речи. Упражнять в развитии дыхания, эмоциональной сферы, воображения и образного мышления. Развивать образную речь через ознакомление детей со сказкой. Развивать логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Формирование взаимопонимания, доброжелательности по отношению друг к другу и окружающим, активности, самостоятельности, инициативности.
Ход занятия
Ребята проходите, поздоровайтесь с гостями. Я рада вас всех видеть!
Упражнение « Поздороваемся»
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали
Другу отдали и улыбнулись!
Путешествие в сказку.
В тридесятом царстве, в тридевятом государстве……
Скажите, какое произведение начинается такими словами? (сказки). Почему они называются сказками?
Какие бывают сказки? (веселые и грустные, добрые и злые). Что происходит в сказках? Правильно ребята в сказках происходят чудеса.
Я предлагаю вам ребята отправиться в сказочную страну,
где нас сегодня тоже ждут чудеса.
Загляните ребята по очереди в шкатулку,
Я шкатулку отворю
Чудеса вам подарю!
Скажите, кого вы там видите? (в нем зеркальце, дети видят себя).
Вы увидели в нем себя, таких добрых и красивых, послушных и заботливых. И я думаю, что вы на протяжении всего путешествия останетесь такими, и будете делать только добрые дела.
Упражнение на дыхание.
Глазки закрывайте
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил – вдох носом выдох через нос со звуком - (ш)
В волшебную страну переместил.
«Логический коробок»
Ребята, мы действительно попали в сказочную страну! Кто-то оставил нам короб с сюрпризом, давайте определим, что в нем находится? Этот предмет круглый, может быть красным, желтым, зеленым – разноцветным; Каким может быть размером? (большим и маленьким). Можно потрогать рукой. Растет на дереве. (яблоко)
В какой сказке есть – яблоко? У нас яблочко не простое, а волшебное, хотите узнать в чем волшебство?
1,2,3,4,5
Будем яблочко катать
Ребята подойдите, возьмите волшебное яблочко и ладошкой покатайте его по тарелочке.
Катись, катись, яблочко наливное по тарелочке, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря.
Ребята посмотрите, произошло чудо, что ты видишь у себя на тарелочке?
(Мальвина стоит под дождем и она мокрая). Когда сильно идет дождь, как можно сказать? ….(льет как из ведра) и т. д.
Картинки:
Мальвина мокрая - льет как из ведра.
Иван Царевич скачет на волке - летит как стрела.
Карабас Барабас - позеленел от злости.
Волк врезался в дерево – искры из глаз.
Буратино с зарубленным носом – зарубить себе на носу
У бабы яги язык высунут спиралью - язык заплетается
«Баба яга». Ребята, а у меня появилась чудесная картинка. Как вы думаете, кто в ней живет?
Внимательно посмотрите на картину и назовите один объект который вы видите?
(вывешиваю названные предметы на звуковые часы, после объединяю стрелками объекты)
Назовите предметы, которые можно объединить и объясните, почему?
Я предлагаю вам «войти» в картину.
Вдохните глубоко, что вы чувствуете? Когда дотрагиваетесь до ели или до ежа, что вы ощущаете? Какие звуки вы слышите?
Ребята я слышу, как летит баба-яга. Какой звук как вы думаете, она издает?
Чистоговорки. Повторите за мной:
Га-га-га - летит бабушка яга
Ге-ге-ге - пришли к бабушке яге
Гу-гу-гу - не боимся мы ягу
Давайте покажем, какая баба яга.
Динамическая пауза « Баба яга» (В темном лесу есть избушка..)
«Волшебные предметы».
Ребята вот и баба яга. Какая она?
Почему она грустная?
Я знаю, почему она грустная, у неё в сундуке лежат волшебные предметы, которые утратили своё волшебство. Давайте ребята поможем бабе яге поменять волшебные предметы на предметы нашего времени.
Возьми один предмет. Назови его, какой это предмет? (волшебный).
Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы произошло волшебство? И т. д.
Гусли самогуды – магнитофон;
Ступа - превратилась в ракету, самолет..
Чудо-зеркало - телевизор, компьютер
Перо Жар-птицы - лампа
Сапоги скороходы - автомобиль.
Да ребята то, что было чудом раньше – сейчас обыкновенные вещи.
Молодцы ребята помогли бабе яге. Изменилось у неё настроение?
Со сказкой жалко нам прощаться,
И с бабкой ёжкой расставаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости звать.
Ребята, нам пора возвращаться, какие вы знаете волшебные слова, чтобы вернуться в детский сад?..
Глазки закрывайте
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил
В детский сад переместил.
Ну, вот мы и дома. Где мы ребята с вами сегодня были? Что вы видели? Что мы делали? Какие волшебные предметы мы видели?
Что вам больше всего понравилось?