МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5»
Мастер - класс
Жизнь и быт народов Сибири
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Бектяшкина Елена Дмитриевна
Северо – Енисейский
23.01. 2014 год
Тема: Жизнь и быт народов Сибири
Общепедагогическая цель: формирование интереса к истории «малой Родины», расширить представления детей об обрядах и традициях коренного населения Сибири.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с эвенкийской национальной культурой, предметами быта, традициями и обрядами, особенностями национальной одежды северных народов. Сформировать у детей представление о том, что особенности одежды эвенков отражают их быт и традиции, отметить её историческую целесообразность.
Обогащение словаря: регион, эвенки, тунгусы, стойбище, кумаланы (эвенкийские коврики, произведения искусства), каюр – человек управляющий оленями, собаками.
Активизация словаря: тайга, Красноярский край, Сибирь.
Развивающие: учить воспринимать музыку народов Севера, развивать внимание, логическое мышление, воображение, согласованность действий в играх, творческую инициативу в танцах. В ходе образовательной деятельности мотивировать детей к получению новых знаний о национальной культуре коренного населения Сибири.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории и культуре (обычаям, традициям, фольклору) народов Севера, через включение родителей в совместный образовательный процесс, формировать толерантное отношение к народам и культурам разных национальностей, проживающих на территории Северо-Енисейского района Красноярского края.
Планируемый результат: имеют представление об истории народной культуры и традициях Севера, его историко – географических и природных компонентов. Могут передавать в рисунке особенности народных костюмов.
Методы: Словесный (беседа проблемно-поискового характера), наглядно – познавательный (изучение иллюстраций, слайдов презентации, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов), практический (деятельность детей в беседе, играх, танцах), ведущий метод – игровой.
Подходы развивающего обучения во взаимодействии педагога с детьми: личностно - ориентированный, деятельностный, социо – игровой.
(флаг, герб, гимн) Северо-Енисейского района, рассматривание и обсуждение фотографий с изображением достопримечательностей района. Познавательные
Оборудование:
1. презентация «Жизнь и быт народов Сибири», музыка, песни эвенкийского народа;
2. фото - выставка «Моя малая Родина», библиотека фольклор «Сибирского народа»,
3. мини - музей «Истоки» пополнен экспонатами эвенкийской национальной культуры из музея истории золотодобычи – амулет, Куклы Сэвеки и Харги в эвенкийских национальных костюмах.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются на стулья полукругом лицом к стендам, на которых оформлена выставка «Моя малая Родина», на доске иллюстрации - животный мир Сибири.
Беседа с детьми о России, о своей малой Родине (местность, особенности климата, растительного и животного мира)
Воспитатель: (социо-игровой, проблемно-поисковый подход)
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему району, но сначала давайте вспомним:
- В какой стране мы с вами живём? Мы все с вами живём в России, поэтому кто мы с вами? (россияне)
- Россия - наша Родина, она очень большая, можно сказать необъятная. Наша страна Россия разделена на части. Эти части называются - регионы, видите, сколько их много. Мы с вами живём в регионе Сибири в Красноярском крае.
Ребята, посмотрите на карту, где находится наш Красноярский край? А какой по размеру? (большой) Каким цветом он обозначен? (зелёным)
А почему, как вы думаете? (в Сибири много деревьев – тайга)
- В нашем крае есть много городов и районов. В каком районе живём мы с вами? (В Северо-Енисейском).
Так вот ребята, Северо-Енисейский район - это наша малая Родина. Это район, в котором многие из вас родились, где выросли ваши мамы и папы. А чтобы ещё лучше узнать о нашем районе, о его истории я предлагаю вам отправиться в путешествие, согласны, тогда в добрый путь. Чтобы дорога была веселей, предлагаю послушать песню – гимн о нашем районе (дети идут за педагогом из группы в музыкальный зал) Входят в зал присаживаются на стулья и слушают гимн.
Звучит песня – гимн о Северо-Енисейском посёлке, на экране появляются слайды природа и достопримечательности района.
Ребята, мы с вами будем путешествовать по нашему району и беседовать, отвечать будет тот у кого в руках будет вот этот слиток золота, богатство нашего района, ведь недаром в песне наш Северо-Енисейский район называется земным самородком Сибири. Вам понятно почему? (земля нашего района богата драгоценным металлом, в районе добывают золото)
Просмотр презентации и беседа по слайдам.
Посмотрите, ребята, вот как выглядит карта нашего Северо – Енисейского района.
- Какие посёлки нашего района вам знакомы? Вы называйте, а я буду их показывать на карте (Тея, Вангаш, Брянка, Калами, Вельмо, Еруда, Енашимо, Куромба ).
- Скажите, ребята, как и где мы можем узнать о нашем районе? Что будем делать, для того чтобы узнать?
(Посещение музея, библиотеки, можно спросить у взрослых, посмотреть и почитать книги, по телевизору посмотреть, в газетах прочитать)
- Климат у нас в районе суровый. Зима снежная, суровая, морозная, продолжительная.
- А лето короткое, но зато день длинный, а ночи светлые, потому их и назвали белыми.
Но сейчас у нас зима, предлагаю вам поиграть в игру «Льдинки, ветер и мороз»
- Встаньте, пожалуйста, в пары и повернитесь друг к другу лицом. Вы все маленькие льдинки, хлопайте в парах в ладоши и говорите такие слова: Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь – дзинь… По сигналу «Ветер!», все льдинки двигаются по кругу и тихо договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку, по сигналу «Мороз!» Вы должны построить 3 большие льдины.
Выигрывает та льдина, которая быстрее и дружнее соберётся. Повторить 2 раз, а сейчас выигрывает та льдина, в которой больше игроков.
Всем спасибо за игру, присаживайтесь, пожалуйста, мы продолжаем своё путешествие.
- Разнообразна, причудлива и удивительна природа сибирской тайги.
- Между гор, тайги, степей течёт могучий …. (Енисей)
Давайте вспомним стихотворение: Пихты, ели, сосняки, лось рогатый у реки,
Куропатка бьёт крылом, по реке плывёт паром.
- Славится своими богатствами наша сибирская земля
Давайте их назовём, отвечать будем по очереди, говорит тот, у кого золотой слиток, передаём друг другу по кругу:
- Назовите, пожалуйста, деревья, грибы, ягоды, птиц которые встречаются в тайге. - Отгадайте загадку, что за птица, Днём спит, ночью летает, себе пищу добывает.
(сова) А сейчас играем и сове подражаем.
Дыхательное упражнение «Сова»
1.Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо. Руки опустить.
2.Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох ух – ух.
3. Сжать левой рукой правое плечо. Голову повернуть вправо и посмотреть через плечо. Руки опустить.
4. Руки развести в стороны, голову положить на грудь. Вдох, выдох.
- А теперь назовём зверей, которые живут в тайге……
После оленя, а сейчас играем и оленю подражаем
Ритмическое упражнение «Олень»
Ходит, бродит по тайге земли копытами касаясь,
(топают поочерёдно на каждое слово)
Олень - рогатый красавец (показать рога)
Зимой по снегу шёл олень и гулял он целый день
(топают поочерёдно на каждый слог)
Копытом снег он разгребал, мох - ягель он для пищи добывал.
(Движения, согласно текста, на каждое слово)
Воспитатель начинает рассказ о древнем народе - тунгусах позже они стали называться эвенками.
Много лет назад, когда ещё не было цивилизации в районе – не домов, не магазинов, не заводов, не фабрик, не транспорта, а одна тайга кругом. По нашей сибирской земле кочевал древний народ – тунгусы, вдоль реки Подкаменная Тунгуска, Вельмо.
Когда они останавливались на стойбище то жили в конусообразных жилищах, как они назывались? (чумы).
- Ребята как вы думаете, из чего делали своё жилище эвенки? (Из кольев, которые вбивали в землю в форме конуса, а сверху накрывали оленьими шкурами).
В центре чума устраивали очаг, над ним закрепляли горизонтальную жердь, на которую вешали котёл, вот так они готовили пищу. Как думаете, ребята, какая пища была у эвенков? Чем они питались?
Основная пища эвенков - мясо (диких животных, птица и рыба). Летом – оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук, пекли в золе пресные лепёшки. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком или солью.
Вокруг очага на земле размешались оленьи шкуры, на которых спала семья эвенков. Укрывались специальными ковриками - кумаланами. Эти коврики, изготавливались из шкур лобной части оленя, лося, которая различалась по цвету, и очень красиво сочеталась. Ещё кумаланы использовали при транспортировке на оленях или накрывали ими что – либо, то что перевозилось от стойбища к стойбищу.
Дикий олень стал для эвенков домашним животным, помогал им во всем. Его использовали при езде верхом, на санях, при перевозке грузов. Он был и пищей и одеждой, и транспортом, а также охранял семью своего хозяина.
- Основное занятие мужчин эвенков была – охота, передвигались они верхом на оленях. Как вы думаете, на какого зверя охотились мужчины? (оленя, лося, зайца, медведя, кабаргу)
- Дети эвенков играли в игры, подражая своим родителям, изображая охоту на животных, соревнуясь в борьбе, стрельбе, беге.
Предлагаю сейчас вам поиграть - игра «Каюр и олени»,
- Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. А летом несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето.
Ребята, а как вы думаете, почему эвенки кочевали, меняли место стойбища? Они зависели от природы, олень ведёт кочевой образ жизни, потому что ищет себе пищу. Основная пища оленя мох - ягель, если для оленя пища заканчивалась, приходилось менять место стойбища и останавливаться там, где было много ягеля.
- Чем же занимались женщины? (вместе с детьми собирали грибы, ягоды, травы, готовили пищу, выделывали шкуры, шили коврики – кумаланы, одежду).
- Одежда состояла из распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей.
Женщины украшали одежду полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой оленьим волосом, металлическими бляшками, бисером, изготавливали предметы из бересты, плели корзины, туески.
Мужчины, в свободное от охоты время занимались резьбой по кости и дереву, обработкой металла. Очень любил этот народ петь и танцевать. А в танце отражал все свои занятия – охоту, выделку шкур, передавал повадки животных, обращался к солнцу, прославлял животных - оленя и хозяина тайги медведя, а двигались все по кругу. Слушайте эвенкийскую музыку, танцуйте, так как вы её понимаете, что видите, то и показывайтее.
Можно в танец включить:
Дыхательное упражнение «Греем руки»
Дети греют руки по очереди и все вместе, произнося: «Х-х-х-х»
Танец под эвенкийскую музыку по воображению.
Послушайте, на нашу необычную музыку спешат гости, присаживайтесь, чтобы всем было видно и удобно.
Сюрпризный момент: Эвенкийский танец (три мамы в костюмах)
Теперь вы знаете, как танцует эвенкийский народ и как выглядит их одежда, в нашем районе каждый год проходит фестиваль «Сэвэки», если вы с родителями поедете на него, то будете понимать, о чем поют и что изображают в танцах исполнители.
На этом наше путешествие закончено, проходите в группу и свои впечатления от путешествия вы можете передать в своих рисунках.
Варианты:
Закончить ритуалом прощания «Улыбка»
Дети стоят в кругу, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки!» (Слова говорим сначала шёпотом, потом громче, 3 раз громко)
Пословицы, поговорки, наставления народов Севера - это отражение их нравственных ценностей.
В быстрой воде не задержится муть, в молодости — горе.
Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
Работящий дрова рубит вечером, а ленивый — утром.
Болтуна надо бояться так, как боится олень волка.
6