1.ОРГ. МОМЕНТ на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости: администрация школы, ваша первая учительница, классный руководитель и учителя, все те люди, которые любят вас и являются вашими друзьями. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции, улыбнитесь гостям. 2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Сегодня у нас присутствует ещё один гость – виртуальный Учёный Кот. Он много знает, потому что учится и использует каждую минуту с пользой. Он считает, что маленькое дело лучше большого безделья. Он всегда о чём-то думает и хочет выяснить, что вы знаете. Напишите на рабочих листах с изображением Учёного Кота своё имя и выполните задание по ранее изученному материалу. Ответь на вопросы. 1. Как называется основной закон страны, в которой ты живёшь? ______Конституция______________________________________________ 2. Назови вид семьи, в которой ты живёшь. ________________________ 3. Как называется кодекс, который гарантирует семье помощь государства? ______Семейный______________________________________________ 4. Перечисли ресурсы своей семьи финансы, материальные, трудовые______________________________________________________ 5. Как назывался свод житейских правил и наставлений на Руси с 16 века? _______«Домострой»_____________________________________________ заполняют рабочие листы - Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья) - С какими символами вы можете сравнить свою семью? ( сердце, дом, улыбка и т.д.) Семью можно сравнить с цветиком-семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках) - Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним. Вопросы к кластеру, на лепестках 1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья) 2. Как называется сборник законов? (кодекс) 3.Основной закон страны. (Конституция) 4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности) 5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность) 6. Как называются средства, ценности, запасы, возможности? ( Ресурсы) 7.Хозяйство страны в целом или его часть. ( Экономика) 3.МОТИВАЦИЯ главой « Семья», вам предстоит расширить свои познания по данной теме. Посмотрите на рисунки слайда и определите тему урока. Тема урока: « Свободное время». - Вам знакомы слова, связанные с данной темой? да - Какие ассоциации у вас возникают с этими словами? ( отдых, досуг, развлечение, любимые занятия и другие) - Запишите дату и тему урока в тетради. Записывают дату и тему урока зашифрованы на слайде. Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание поэта. «Ампы лзоныагенм — цвнргешмуя ориазсжтюяхжцицмио. Уохнмо щздаавтийсгидт догт гтгоцгжо, екдахкуохгцо нрноцдма нсшоуднецрхжбиумкыум увны шнцаупконлхнйяцентще неугцо....» « Мы знаем - время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым, вы наполняете его…» 4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Определите цели урока, используя алгоритм определения целей урока. - узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями. - понять: все новые термины, особенности отдыха, его влияние на развитие человека. - усвоить: материал урока. - умения: работа с текстом, наглядностью, дополнительными рубриками, со словарём, создание выставки поделок и т.д. 1. Путешествие в страну « Знаний и успеха». 2. Задания Учёного Кота: а)Работа по формулировке понятия « свободное время». б) Определение типов свободного времени. г) Описание увлечений людей. в) Создание мини-проектов « Дерево интересов» 3. Подведение итогов. 4. Домашнее задание. 5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. хочет пригласить вас в свою сказочную страну « Знаний и успеха». Но он не может определить в какую дверь нужно идти. Давайте ему поможем. Чтобы открыть ключом дверь, надо сказать пословицу о времени. Какие вы знаете? называют пословицы о времени. Давайте узнаем, что там за каждой дверью. 1 дверь страна Роботов. 2 дверь страна Страха и беспорядка 3 дверь страна Знаний и успеха. - В какой стране вы сегодня хотели бы оказаться во время урока? Учёный Кот приготовил для вас задания. Они лежат у вас на столах. Давайте их выполним. 1 задание Учёного Кота. Представьте, что вам поручили составить словарь. Но в нём отсутствует определение словосочетания « Свободное время». При помощи учебника (1 пункт стр. 40.) сформулируйте данное понятие. читают - Какой у вас получился ответ? (Свободное время – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Это время, которым ты сам распоряжаешься, распределяешь по своему усмотрению.) - Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? ( учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции) - Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия). - Сейчас мы посмотрим инсценировку про ученицу Наташу. Задумайтесь над тем, как она проводит своё свободное время. Инсценировка « Отдых Наташи» Наташа: Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой. Ой, мама пришла. Мама: Так, дочка, ты сделала уроки, ведь уже вечер? Наташа: Мне не хватило времени. Мама: Ты и уроки не сделала, и цветы не полила, ничего не читала, книги на полке стоят, собаку не отвела на улицу. А день закончился. Учитель: - Как вы думаете, умеет ли Наташа распределять свой время? (нет) - Что бы вы ей посоветовали? ( научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать трус с отдыхом) Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени: I тип: рекреационный – отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время. II тип: рационально-потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия. III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками. Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть. Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями. - Это какой тип отдыха? ( Деятельностный) Физминутка « Мы – граждане Земли!» 2 задание Учёного Кота. Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46, сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе? Определите данные занятия к определенному типу свободного времени. ( бал – рационально-потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.) А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия) Как называется увлечение человека? (Хобби) - Какие увлечения есть у вас? -Обратите внимание на выставку « Своими руками», сделанную вами и другими ребятами, а также взрослыми. ( комментирую) -Многие люди увлекаются рисованием картин из песка. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент об этом интересном увлечении. Подумайте, какую роль играет спорт в жизни человека? Видеофрагмент. Подумайте, какую роль играет спорт в жизни человека? Когда он является работой человека? 6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА. 3 задание Учёного Кота. На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки. Затем прикрепите их к « Дереву интересов». Работа по заполнению листочков своих увлечений. Прилепляют к « Дереву интересов» Вы справились с заданиями Учёного Кота. Молодцы! Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время мы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством. 7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ - Наш урок подошёл к концу, закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне хотелось… Оценки получают ученики, которые приняли участие в выставке « Своими руками», в инсценировке, а также те, кто очень активно работал на уроке. Кроме того, оценки получат все за проверочную работу, которую вы написали в начале урока. 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. запишите домашнее задание: 1. § 5. Вопросы « Проверим себя», рубрика « Учимся распределять время.» 2. По выбору – практикум – стр. 48 |