Открытый урок по познанию мира в 3 классе по теме: «Будем беречь здоровье».
Цель: уточнить и углубить знания учащихся о здоровье и факторах на него влияющих.
Задачи: дать понятие о здоровье и компонентах его составляющих; расширить знания учащихся о способах поддерживания здоровья; приобщать к здоровому образу жизни; активизировать познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: интерактивная доска, рисунки учащихся на тему: «Я здоровье сберегу», «Организм человека», тесты, плакат «Говорящая стена», листы с заготовками для выполнения групповой работы, сообщения учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Рано утром я встаю,
Солнцу, ветру улыбнусь.
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру
Всем здоровья я желаю
И улыбку всем дарю.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают ни при каких обстоятельствах.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим знания по пройденной теме, познакомимся с новым материалом. Я предлагаю вам всем принять активное участие в работе на уроке, выбрать «лидеров урока». Лексическое значение слова «лидер» вам уже знакомо.
На уроках напролёт Мы правила учили, читали и писали И немножечко устали. На уроке этом поработаем и отдохнём, Время с пользой проведём: О здоровом образе жизни поговорим И о том, как здоровье сохраним. Много правил уже знаем И в повседневной жизни применяем.
III. Работа по теме.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «Организм человека» 6 человек работают по тестам.
Фамилия, имя 1. Напиши названия внутренних органов человека--------------------------------------------------- 2. В чём значение кожи для жизни человека?----------------------------------------------------------- 3. Для чего служит скелет человека?--------------------------------------------------------------------- 4. Назвать органы кровообращения----------------------------------------------------------------------- 5. Перечислить правильно органы пищеварения:------------------------------------------------------ 6. Для чего служит кровь?----------------------------------------------------------------------------------
«Мозговой штурм»: -Как называется надёжный «плащ» человека, который никогда не мнется, не рвется, не пропускает влагу, холод и жару, и защищает организм от микробов? (Кожа). – Почему сороконожка из сказки застыла на радость злой жабе? (Стала задумываться о том, какую ей ногу поднять или опустить, т.е. о том, как работают её мышцы). – Сколько мышц управляют скелетом? (Около 600). – Какой надёжный каркас служит опорой тела? (Скелет). – Какие органы предохраняет грудная клетка? (Лёгкие и сердце). – Какой из внутренних органов похож на крылья бабочки? (Лёгкие). –Чем обязательно нужно пользоваться при мытье рук? (Мылом). – Сколько раз в день нужно чистить зубы? – Можно ли брать на руки и гладить незнакомую кошку или собаку? – Утреннее занятие физкультурой – это….зарядка. – Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Да). – Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет). – Правда ли, что каждый день нужно выпивать 2 стакана молока? (Да). – Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да). - Есть в кармане у меня, небольшая «простыня». Что это? (Носовой платок) - Посоветую я всем для зубов любимый крем. (Зубная паста). -3 сигареты выкурил Андрей - Закашлялся, как Бармалей! 4 - выкурил Серёжа. Хоть на 2 года он моложе. А нам не нужен никотин - Но как друзей нам убедить, Чтоб бросили они курит? Сколько всего сигарет выкурили ребята? (7). – Чем опасно курение для здоровья? (Наносит вред всему организму) – На сколько минут сокращается жизнь человека от 1 выкуренной сигареты? (На 15) – Посадили мы капусты 4 грядки, Значит, будет здоровье в порядке. На каждой грядке по 10 растений Мы посадили без сожалений. Все блюда из капусты Полезны всем и очень вкусны. Сколько растений капусты Всего на нашей даче Принесут нам здоровье и удачу? (40 кочанов капусты).
На интерактивной доске запись: Исключи: голова, туловище, руки и ноги (конечности), лёгкие. Голова, туловище, руки, ноги – это части тела. Лёгкие- органы дыхания. Обобщи: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, прямая кишка (органы пищеварения). Исключи: аорта, артерии, вены, капилляры, кровеносные сосуды, желудок. Обобщи: головной мозг, спинной мозг нервы (нервная система). Определи последовательность расположения органов дыхания: 4.бронхи, 2.гортань, 1. носовая полость, 3.трахея, 5.лёгкие.
-Мы закрепили с вами пройденные темы. Дальше мы будем говорить с вами о том, как нужно беречь своё здоровье. Тема на доске: «Будем беречь здоровье»
Получен от природы дар - Не мяч и не воздушный шар. Не глобус это, не арбуз - Здоровье. Очень хрупкий груз! Чтоб жизнь счастливую прожить, Здоровье надо сохранить.
-Ребята, что такое здоровье? Ответы детей. Здоровье для человека – самая главная ценность. О том, какое значение имеет здоровье, хорошо сказано в казахской народной пословице: «Первое богатство - здоровье». «Бірінші байлық денсаулық».
-Это великая ценность, подаренная человеку природой. Ребята, вы должны были выполнить работу, узнать, что такое здоровье, что относится к здоровью.
1 уч. Здоровье. Это зарядка, это розовые щёчки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и весёлые, когда мы дружим с витаминами, употребляем в пищу лук, чеснок, морковь, свёклу и всё то, что полезно для организма.
2 уч. Чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильным. Нужно ещё знать и выполнять правила личной гигиены и нормы культуры поведения.
-Какие правила личной гигиены вы знаете? А нормы культуры поведения? Влияют ли они на здоровье?
-Здоровье - самое важное условие жизни человека. Здоровье – это правильная, нормальная работа организма человека. Есть много способов укрепления и сохранения здоровья. Одним из них является здоровый образ жизни. Это самый главный способ. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – умение правильно жить, разумно относится к своему здоровью. Умение жить правильно приносит здоровье каждому человеку и обществу в целом. Каждый человек хочет быть сильным, красивым, умным и здоровым. Президент республики Н.Назарбаев в послании к народу «Казахстан – 2030» призывает нас беречь и сохранять своё здоровье на благо Родины.
-На наше здоровье влияет всё, что нас окружает: воздух, вода, еда, растения, музыка, работа и др. Какие же советы нам даёт доктор Айболит. 1. Работающие телевизор, компьютер и др. электроприборы делают воздух в комнате вредным. Совет: не включайте надолго электроприборы, чаще проветривайте комнату. Лучшее время для проветривания – раннее утро. 2. Много вредных примесей содержится в водопроводной воде, такой прозрачной на вид. Совет: пользуйтесь фильтрами для очищения воды, не пейте сырую воду из-под крана. 3. Есть всё подряд, тоже не стоит, ведь многие продукты не сочетаются друг с другом. Мясо можно есть только с овощами. Сладости нельзя есть сразу после обеда, а только через некоторое время. Совет: соблюдай гигиену питания. 4. Причина многих болезней - искривлённый позвоночник. Держите спину прямо! Совет: следите за своей осанкой! 5.Часто мы небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов. Во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до полутора миллионов микробов. Совет: выполняйте и соблюдайте правила личной гигиены. 6. Не забывайте мыть руки! Ведь большинство болезней так и называются – «болезни грязных рук». Совет: чаще мойте руки с мылом. 7. На наше здоровье положительно влияют природные факторы оздоровления: солнце, воздух и вода. Здесь совет у нас таков: Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья!
IV. Физминутка.
V. Продолжение работы.
-А вот какие советы вам хотят дать ваши товарищи, внимательно послушайте их. 1.Как проснёшься, так вставай Лени воли не давай. 2. Лучше больше поваляться. Полежать, покувыркаться 3. Подружитесь с чистотой, Руки мойте перед едой. 4. А зачем так часто мыться? Лучше ногти вы грызите, Пальцы в рот скорей тяните и облизывайте. 5. Зубы 2 раза в день щёткой три И снаружи и внутри. 6. Зубы можно и не чистить, Ничего – и так сойдёт! 7. Утром делай по порядку Физкультурную зарядку. 8. Ну кому она нужна? Проживём и так друзья! 9. Чистоту все соблюдайте, В доме чаще убирайте, Комнаты проветривайте. 10. Перестаньте убирать, Окна мыть, пыль подметать. И тогда во все уголки К вам заберутся пауки. 11. Не гнись за партой, ты дугой, Сиди прямее, дорогой. 12. Сиди, как хочешь - Ровно, криво, Можно даже полежать, Парта – это ведь кровать! 13. Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. 14. Не грызите лист капустный Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Да побольше! 15. Запомните совет полезный: Нельзя вам грызть предмет железный. 16. Чтобы зубы укреплять Полезно гвозди пожевать. 17. Навсегда запомните, милые друзья Не почистив зубы, Спать идти нельзя. 18. Зубы вы почистили И идёте спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. 19. Никотин – опасный яд. Это знает каждый. 20. Сигареты ты кури, Сразу станешь взрослым И снаружи и внутри!
Вместе: Вот и все наши советы, Их мудрей и проще нет.
-Чьими советами можно пользоваться, выполнять их? Почему?
Работа с пословицами. Вставить подходящие по смыслу слова, словосочетания: Грязь и неряшливость – путь …. Болен лечись, а здоров… Чистота – залог… Если хочешь быть здоров -… Чисто жить здоровым …. Здоровье на деньги …. (здоровья, к болезням, быть, закаляйся, берегись, не купишь).
VI.Работа в группах.
Разминка: улыбнитесь и скажите : «С-ы-ы-ы-ы-р», надавите на точку на кончике носа и произнесите: «Ха-ха-ха» сначала медленно, потом быстрее и быстрее. И ещё раз. Помните: смеются победители. 1 группа - подбирает слова-ассоциации к слову ЗДОРОВЬЕ. 2 группа - показывает с помощью правильно подобранных слов «ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ». 3 группа – «ПУТЬ К РАЗРУШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ».
Путь к здоровью
Путь к разрушению здоровья
переедание наркотики лень зарядка спорт алкоголь воздух никотин гигиена закаливание режим гигиена питания вода зарядка солнце витамины настроение таксикомания
Презентация своей работы. Вывод.
VII. Работа по учебнику.
- Вы знаете поговорку о здоровье: «В здоровом теле – здоровый дух». Откройте учебник на стр. 43, прочитайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится Грусть-тоска её боится.
-Что это? А почему именно к этому уроку нам загадали такую загадку? Свой урок мы начали с улыбки. Имеет ли улыбка отношение к здоровью? Здоровый человек весел, спокоен, деловит. У него и работа спорится, и в семье мир и согласие. Если человек болеет, ему не до работы, не до веселья. «Здоровье в труде и нет к нему другой дороги», - говорил один великий врач. Здоровье добывается трудом. Вы должны ответственно относится к собственному здоровью. Ваша первая задача – это научиться вести здоровый образ жизни. А что для этого нужно выполнять и соблюдать?
- Предлагаю вам правила и рекомендации для сохранения и укрепления здоровья: - составить правильный распорядок (режим) дня и выполнять его; - усвоить необходимые гигиенические навыки (сценка «Страшилка про Машу»); - правильно питаться: есть 4-5 раз в день, употреблять в пищу разнообразные продукты; - больше двигаться, делать физические упражнения, но помнить, что нагрузка не должна быть чрезмерной; - закалять организм воздухом, солнцем, водой; - отказаться от вредных привычек: не переедать, не смотреть подолгу телевизор, не ложиться поздно; - не курить, не употреблять алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества;
На пороге тысячелетия Наступает момент, когда Мы за всё бываем в ответе, Перелистывая года, Человек покоряет небо, Чудо техники изобретает, Но приобщившись к дурным привычкам О здоровье своём забывает. Мы читали с вами истории о Тазша-бала, как Сумурын уговаривал его попробовать кое-что интересное. Помните, чем закончилась эта история? – беречь себя от травм и отравлений; - научиться управлять своим настроением; - быть доброжелательным и вежливым с окружающими людьми.
-Соблюдайте и выполняйте эти правила и рекомендации. Это поможет вам уже сейчас готовиться к взрослой жизни и быть здоровым и полезным обществу и своей Родине.
-На странице 42 прочитать 4, 5 абзац, пометкой ! найти и выделить главную мысль этого абзаца.
VIII. Творческая работа.
-Мы с вами говорили о здоровье. Прочитайте, как мы произносим это слово на казахском языке: ДЕНСАУЛЫҚ. ЗДОРОВЬЕ – на каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З – зарядка, закаливание Д - доброта О - отдых, осанка правильная Р – режим, разминка О - овощи В - витамины Ь Е- еда, пища
IX. Обобщение.
- Итак, мы говорили, что для того чтобы быть здоровым – надо трудиться. Я тоже хочу вам посоветовать, пожелать:
-Я желаю вам, ребята быть здоровыми всегда, Но добиться результата Невозможно без труда. Постарайтесь не лениться – Каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться, Руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь Ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь- Это так поможет вам! Свежим воздухом дышите По возможности всегда, На прогулки в лес ходите, Он вам силы даст, друзья! Вот такие вот секреты, Как здоровье сохранить, Выполняйте все советы И легко вам будет жить!
X. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы работали с вами на уроке? Что вы запомнили? Что вам понравилось? Кто из вас хочет быть здоровым и почему? Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши родители? Может ли человек влиять на своё здоровье? Как? Что нужно постоянно делать, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье? Это формула здоровья, которую вывел старец Лукьян, а ему более 100 лет. ЗДОРОВЬЕ = сила,уверенность, активность, настойчивость, выносливость,оптимизм, удача, труд, спорт, закалка.
- Что вы написали о здоровье, узнаем, прочитав записи на «Говорящей стене». (слова-ассоциации к слову здоровье, пятистишье, рисунки к наиболее запомнившимся и понравившимся темам). А сейчас нужно выбрать и назвать «лидеров урока». Давайте вспомним с вами о нашей волшебной точке – ХЕ-ГУ(выполнить упражнение).
XII. Домашнее задание. Чтение текста на стр. 42, 43, ответить на вопросы.