«Изменение имён прилагательных по падежам»
Цели урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных
Русский язык, урок введения нового знания
Тема: Изменение имен прилагательных по падежам
Технологии: презентация к уроку.
Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:
об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Эмоционально-психологический настрой.
(На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.)
- Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Слайд 1
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Подарите друг другу улыбку. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения. II Подготовка к работе на основном этапе -Эпиграфом нашего урока будут слова известного русского писателя Л.Н.Толстого: «Труд будит в человеке творческие силы»
Слайд 2 -Как вы понимаете смысл этого высказывания? -Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие, а объектом исследования будут имена прилагательные. - Вашему вниманию я предлагаю иллюстрации. Показ иллюстраций
Слайд 3 -Что объединяет эти иллюстрации? (-из рассказов и сказок Толстого)
Слайд 4 - Имя этого писателя будет часто звучать на нашем уроке. -Что вы знаете об этом человеке?
Слайд 5 -В этом году Льву Николаевичу Толстому исполнилось бы 185 лет. III Минутка чистописания - Проведём минутку чистописания На доске: ( жи па де ) - Что вы можете сказать об этих соединениях? - Сколько слогов мягкого созвучия? - Запишите эти соединения, повторяя до конца строки. - Какое слово можно составить из этих слогов? (- падежи) - Это слово встретится в теме сегодняшнего урока. IV Актуализация опорных знаний
Слайд 6 -Что объединяет эти слова? ( прил, , число) - На какие группы можно разделить? Обоснуйте свой ответ. - Найдите лишнее прилагательное в каждом столбике. (- берёзовая, могучий)
Слайд 7 С прилагательными 1 столбика работают мальчики, второго – девочки. - Запишите их в тетрадь и выделите орфограмму. - Какое задание можно предложить к этим словам? Разберите по составу. Проверка. -Эти прилагательные вам пригодятся для дальнейшей работы. V Физминутка
Слайд 8 VI Открытие темы урока -А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Распределите между собой роли. На ваших столах карточки. Восстановите текст, используя опорные слова.
На партах карточки с заданием для парной работы. Усадьба Ясная Поляна находится в Тульской области Щёкинского района. Здесь родился и прожил последние годы жизни Лев Николаевич Толстой.
Приятно пройтись по ______________ аллее, полюбоваться красотой _____________ сада. ______________ мостик перекинут через __________ болотце. Хочется постоять в тени под __________ дубом. В __________ аллее старого парка можно найти могилу великого русского писателя.
Проверка
Слайд 9 Усадьба Ясная Поляна находится в Тульской области Щёкинского района. Здесь родился и прожил последние годы жизни писатель Лев Николаевич Толстой.
Приятно пройтись по берёзовой аллее, полюбоваться красотой фруктового сада. Маленький мостик перекинут через узкое болотце. Хочется постоять в тени под могучим дубом. В липовой аллее старого парка можно найти могилу великого русского писателя.
-С какими трудностями столкнулись при выполнении этого задания? (- Изменяли окончания прилагательных для связи слов в предложении)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (изменение по падежам (склонение) имён прилагательных)
- Назовите словосочетания с прилагательными, которые вы вставляли.
На доске и в тетрадях:
По берёзовой аллее
Фруктового сада
Маленький мостик
Узкое болотце
Под могучим дубом
В липовой аллее
-Что вы можете сказать о связи слов в этих словосочетаниях?
Вывод: прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя сущ.
- Определите падеж имен существительных.
- Что можете сказать о падеже имен прилагат.?
- Сделайте вывод.
СЛАЙД 10
В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ:
Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит. - Такая связь называется согласование. VII Итоговый контроль усвоения новых знаний. Дифференцированная работа Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности Задания напечатаны на карточках. На партах конверты разного цвета. Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его самостоятельно. ПРОВЕРКА (чтение текста)
Чудесная весна пришла в наш маленький городок. В голубом небе засветило яркое солнышко. На тёплой земле показалась зелёная травка. Лёгкий ветерок заиграл ветками высоких деревьев. - Определите падеж имён прилагательных.
VIII Итог урока.
- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
- Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения?
- Кого вы хотели поблагодарить за помощь?
IX Рефлексия.
- По какой теме мы работали?
- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?
(формулировки правил, понятий и т.д.).
- Где можно применить полученные знания?
-Что на уроке для вас было интересно?
-Кому вы хотите сказать спасибо?
- У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов.
- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.
- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите лучик оранжевого цвета.
- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.
- Прикрепите эти лучики вокруг солнышка.
(Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)
- Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в душе. Ведь мы его создали вместе.
Слайд 11