Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Урок «Деление ядер урана. Цепная реакция».
Учитель физики и информатики: Павлов Дмитрий Александрович
Вологда
2016
Павлов Дмитрий Александрович – учитель физики и информатики.
Физика
Планирование на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.
Класс 9 «Б»
Цепная ядерная реакция. Деление ядер урана.
Цели урока:
знать: пути и условия протекания цепной ядерной реакции;
уметь: рассказывать механизм деления ядер урана;
понимать: применение ядерных реакций.
Этапы урока.
изложение нового материала – 10 мин.
деятельность обучающихся – 5 мин.
дискуссия «Польза и вред ядерных реакций» – 8 мин.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Формы и методы работы: эвристическая беседа, тестирование, КОЗ (компетентностно-ориентированное задание) - обработка информации, письменные упражнения, фронтальный опрос.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Принципы обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой.
Технологии обучения: партнерская технология, здоровьесберегающая технология, информационные технологии.
Межпредметные связи: математика — применять формулы для расчета, биология и география — влияние результатов ядерных реакций на окружающий мир, химия — получение химических элементов в результате радиоактивного распада, расчет протонов, нейтронов и электронов (их кол-ва, массы)
УУД | Этап урока | Способ формирования |
Метапредметные - целеполагание -коррекция -умение вносить коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок -учитывать правила контроля и способа решений Коммуникативные: -овладение навыками проектной деятельности | 2 этап цели и задачи 4 этап первичное закрепление знаний и формирование умений их применения | Обучающиеся самостоятельно определяют цели, исходя из поставленной проблемы. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать свои действия в зависимости от полученного результата |
Коммуникативные - овладение навыками проектной деятельности | 2 этап – цели и задачи урока 3, 4 этапы работы в группе | Умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками: планирование способов работы, обмен знаниями, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Познавательные: -владение ключевыми понятиями -выдвижение гипотез и их обоснование -умение устанавливать причинно-следственные связи -уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных - несущественных признаков -умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях -овладение умением использовать необходимую информацию для выполнения учебного задания, интерпретировать полученные результаты, работать с таблицами -структурирование знаний; -умение использовать знаково-символические средства для решения задач; выдвижение гипотез и их обоснование | 1 этап – актуализация знаний, работа с рабочим листом | Повторение основных сведений о строение атома, Альф, бета, гамма – реакции. Самостоятельное внесение результатов анализа и синтеза информации в таблицу Рабочего листа. Формулирование правил смещения. Умение определять понятия. Уметь применять и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
Личностные: -способность к саморазвитию; -формирование мотивации к учебе -формирование границ собственных знаний и незнаний | 2-этап - цели и задачи урока; 6 этап - самооценка; 5-этап - домашнее задание. | Определяя цели и задачи, работая над заданием, обучающиеся на практике осознают необходимость овладения физическими знаниями. Контролируют и корректируют свои действия. Оценивают достигнутые результаты. |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:
1.Проверка правильности выводов по таблице. Демонстрация понимания сути вопроса, умение четко отвечать на предлагаемый вопрос.
2.Проверка понимания смысла физических моделей; умения различать влияние различных факторов на протекание изучаемых явлений, проявление явлений в природе и их использование в технических устройствах.
3.Проверка умения применять законы физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровнях.
4.Мониторинг работы и оценка личностных результатов во время консультаций.
5.Наблюдение за развитием коммуникативных навыков обучающихся.
6.Лист самооценки обучающегося.
Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
0. Организационный этап (между 1м и 2м звонком), 1 мин. | Организационно-психологический момент, возможность подготовить учащихся к работе на уроке | Вхождение в тему рока и создание условий восприятия нового материала |
1. Актуализация 6 мин. | Учащиеся по очереди выходят и строят цепочку распада (см. рис. 1) | Вспомним основные понятия темы. Выйти к доске и написать реакции распада, продолжить следующему. |
2. Фор-ие темы урока 3 мин. | Учащиеся предлагают решение творческой задачи, тем самым формулируется тема урока, о чем пойдёт речь. (Цепная реакция) Отвечают на вопрос (Уран) (Цели урока) (рис. 2.) | Демонстрирует и озвучивает задачу на слайде. Задает вопрос: а каком химическом элементе мы можем рассмотреть А почему? Какие задачи необходимо для этого решить? |
3. Изучение нового материала 23 мин. | Записывают в тетради, ведут эвристическую беседу | Демонстрирует материал по презентации |
Ученик показывает решение задачи за доской, остальные пробуют решить сами. В результате решения задачи приходят к выводу о энергетической ценности ядерной реакции при малом объеме. | Сравним объем нефти (основного горючего) и урана. За доской два ученика решают данную задачу. Открывают и сравниваем. |
Делятся на группы и ведут обсуждения о вреде и пользе ядерных реакций. | Ядерные реакции: польза или вред? Примеры (поднимите правую руку) Заполняю табличку в рабочем листе Обмениваются основными положениями |
4. Закрепление 5 мин. | В данных группах создают небольшой кластер или связь понятий (схема) в группах до 4 чел., также индивидуально, возможно написание синквейна. | Создает свой кластер/схему/синквейн Работаю в группах. Перед тем, как начать, вспоминаем основные правила работы в группах. |
5. Домашнее задание 2 мин. | Записывают, на слайде показаны темы проектов, комбинируют букву и цифру | Выдает темы проектов Темы: а) атомная станция; б) атомная бомбардировка Представить тему с точки зрения: 1. Вы – историк 2. Вы – военный 3. Вы – биолог 4. Вы – физик |
6. Рефлексия 1 мин. | Поднимают 2 руки – если было всё понятно 1 руку – если остались вопросы Кулачки (без рук) – если материал был сложный и требует дополнительной проработки. | Озвучивает способ рефлексии и делает вывод о проработанности темы. |
Рис. 1.

Рис. 2.


Рабочий лист
Актуализация
Тема урока_______________________________________________________
Основные понятия темы:
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________ -
Сравним V ________ и __________.
Итог урока – кластер, опорно-логическая схема, синквейн.
Синквейн
1 строка –заголовок, в который вносится
ключевое слово, понятие, тема синквейна,
выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка- фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, сущ-е.
Домашнее задание
Тема проекта__________________________
Темы: а) атомная станция; б) атомная бомбардировка
Представить тему с точки зрения:
1. Вы – историк
2. Вы – военный
3. Вы – биолог
4. Вы – физик
Оцените свою работу: