СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ФГОС От республики к империи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии с  требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ФГОС От республики к империи»



Сардина Галина Наримановна

МБОУ « Северная средняя общеобразовательная школа №2»

Учитель истории и обществознания

Предмет: история

Класс: 5

УМК: Всеобщая история., Ф,А,Михайловский.

Изд-во Русское слово, 2013 год.

Тема: От республики к империи.

Кол-во часов отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 59.

Цель: охарактеризовать предпосылки и причины установления империи; ознакомить учащихся с историческими личностями: Антонии, Октавиан и Клеопатре;

формировать умения работать с картой, текстом учебника, заполнять схемы; воспитывать интерес к истории.

Планируемые результаты: 

предметные: работа с исторической картой, анализ и обобщение ее данных; умение рассказывать о важнейших событиях, используя источники информации; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; 

метапредметные УУД:  умение формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления 

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Форма урока: комбинированный с элементами изучения нового материала.

Оборудование: учебник, дидактич. материал

ХОД УРОКА

Приложение №1.

  1. Орг.момент.

Добрый день, дорогие ребята!

Прил.№1

  1. Проверка домашнего задания.

Проводится тест. Прил.№2

Мотивационно-целевой этап.

Тема нашего сегодняшнего урока «От республики империи», записывают тему.



- Ребята, как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Как поставить цели к любой теме?

Называют схему: причины, ход, итоги

Раскрывают вопросы

1. Почему установилась империя? Что такое империя.

2. Как она установилась?

3. Что представляло собой управление Римом во времена империи? В чем отличие империи от Республики?

Какая форма правления вам нравится более? Объясните почему?

3. Каковы итоги установления империи в Риме?

- На уроке мы познакомимся с вами со многими интересными историческими личностями.

- Мы узнаем, что в деле установления империи свою роль даже сыграла женщина, и даже не римлянка, а египетская царица Клеопатра, которую считали самой красивой в мире. О ней даже Александр Сергеевич Пушкин писал стихи.

- Какие стихи Пушкина вам известны?

Прил.№3

Почему же царица Клеопатра поникла головой мы еще разберемся… А сейчас…приступаем к изучению новой темы.

Изучение нового материала.

- Мы готовы перейти Рубикон, отделяющий нас от новых знаний?

- Ну что ж, Элеа акта эст. Жребий брошен!

- Давайте для начала с вами выясним что такое «империя»

- Какое мы знаем однокоренное слово к слову «империя»? (Император).

После смерти Цезаря наибольшим влиянием среди солдат и народа пользовался консул Марк Антоний, который был другом и соратником Цезаря. Но в эти же дни приобретает известность ещё один человек – 18-летний Октавиан. Как вы думаете, почему?

Это был внук любимой сестры Цезаря, хилый и болезненный юноша. Во время убийства Цезаря он находился на Балканском полуострове. Где обучался военному делу.



- Кто же такой Марк Антоний ( дополнительный материал учащегося.)

Физминутка. Приложение №4

Представьте, что мы попали на заседание сената и стали свидетелями политических обсуждений будущего страны.

Через день после убийства Цезаря его друг консул Марк Антоний  созвал сенат: нужно было решить, что делать дальше.

- Многие сенаторы вначале с восторгом говорили о поступке убийц Цезаря, предлагали провозгласить их героями.

- Скажите, правы ли они были, провозглашая убийц Цезаря героями?

- Разве имеет кто-либо право убивать человека?

-Как бы сейчас отреагировали на совершенное деяние? Каким словом можно его назвать? (преступление)

Итак, представим, что вы все сенаторы, а Арина(ученица) – консул Марк Антоний.

Арина:

- Вы рады убийству Цезаря? Почему его убийство было в ваших интересах?

- Вы радуетесь убийству Цезаря, но выслушайте меня. Если признать, что Цезарь уничтожил свободу, и труп его бросить в Тибр, надо отменять все его распоряжения. Не так ли?

- Тебя Цезарь сделал консулом! А ведь ты так молод, что вряд ли заслужил эту честь!

- По милости Цезаря ты получил свою должность, и тебе придется отказаться от нее.

- Ты получил от Цезаря в управление богатейшую провинцию...

- Тебя он сделал начальником легиона...

- А тебя — жрецом.

- Вы все теперь лишитесь выгодных назначений, которые получили по воле Цезаря. А вы подумали, как поведут себя солдаты, если обещание Цезаря наградить их земельными участками не будет выполнено?

- Сенаторы вскочили с мест и закричали, что хотят оставить все по-старому.

- Было ли выгодно большинству сенаторов убийство Цезаря? Как вы думаете почему?

- А вы помните, что многие сенаторы были рабовладельцами? Было ли им выгодно установление империи?

- Но не будем забывать, что Цезарь был убит в сенате, Брут и его сторонники выступали против единоличной власти.

Найти на стр. 249-250 и записать три факта о каждом из них.

Соперники в борьбе за единоличную власть

1. Консул

2. Друг и соратник Цезаря

3. Опытный полководец, имел влияние на солдат и народ

1. Родственник Цезаря.

2. Хилый и болезненный юноша.

3. Цезарь объявил его своим приемным сыном и завещал свое имущество.

Класс делится на 3 группы:

1 группа: шансов было больше занять престол у Антония. Докажите это.

2 группа: шансов больше занять престол у Октавиана. Докажите это.

3 группа: Ради какой цели, как вы думаете им пришлось объединить усилия.?

Прежде всего, союзники начали борьбу со сторонниками республики. В людных местах были выставлены особые списки с именами врагов Цезаря. Все кто попал в списки объявлялись вне закона, за их убийство полагалась награда. Италия была залита кровью, озверевшие солдаты убивали людей в их собственных домах. В стране творил просто ужас.

В эти дни погиб великий оратор Цицерон — который был противником Марка Антония. Его отрубленная голова была выставлена на том месте, где он произносил свои пламенные речи. Это ему принадлежит фраза, что «история – это учительница жизни».

Так наследники Цезаря уничтожили своих противников в Италии и запугали ее население.

Прочитали стр 250-251 учебника.

Как вы думаете, почему победил Октавиан?

А давайте представим, что мы- это Октавиан. Нам нужно начинать свое правление. С чего бы вы начали. Какие мероприятия провели? Почему бы вы начали именно с этого.

Как же было на самом деле мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия. Давайте подведем итог по всему уроку.

- Как вы считаете, мы достигли наших целей?

Давайте проверим.

Что на уроке вам было не понятно?

Какой момент на уроке для вас был более интересным. Почему?

Д-з. Подготовить дополнительный материал о понравившейся вам исторической личности, изучаемого периода. Почему Вы выбрали именно эту личность. Составить кроссворд не более 6 вопросов.

Подготовиться к тестированию по главе.

Выставление оценок.

Всем спасибо за урок.