Зачётная работа по метапредметному модулю.
Составитель: Нитковский Михаил Николаевич,
учитель информатики
МАОУ СОШ №15/2 города Тюмени
Тема: Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Тип урока: урок обобщения материала.
Методы, формы: проектная деятельность обучающихся
Оборудование: компьютеры, мультимедиа, учебные плакаты наглядные пособия
Проблема: Как можно избежать нежелательного воздействие разных видов вирусов на компьютер
Цели:
Обобщить основные знания по теме «компьютерные вирусы и антивирусные программы»;
Углубить знания обучающихся о типах компьютерных вирусов
Развивать проектные, коммуникативные умения, творческое отношение к порученному делу.
Задачи:
Включить обучающихся в процесс обобщения знаний на основе подготовки мини- проектов;
Организовать презентацию проектов учащихся;
Продолжить формирование логического мышления, умения находить информацию и работать с ней
Формировать у обучающихся внимание, наблюдательность, интерес к изучению информатики и понимание необходимости знаний для правильного применения их в окружающем мире
Организовать дискуссию по обсуждению представленных проектов;
Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительными образовательными ресурсами в школе во внеурочное время и дома.
Подготовка к уроку:
Урок планируется как самостоятельная проектная деятельность учащихся. Перед проведением урока учитель предлагает тематику проектов:
Что такое вирус, а также типу компьютерных вирусов
Графическое представление вирусов
Борьба с вирусами
В соответствии с выбранной тематикой ученики разделились на группы: «Вирусы», «Программисты», «Антивирусы», которые рассматривают понятие «вирус» , проявления различных типов вирусов на компьютере, а также практические советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.
Для выполнения задачи, обучающиеся сами, планируют вид деятельности: изготовление схемы-сообщения, презентации, выпуск газеты или брошюры с советами.
В дальнейшем обучающиеся самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют поиск и сбор информации, ее анализ и представление, обсуждение плана эксперимента, подготовки необходимого оборудования для его выполнения.
Структура урока:
Вводная часть.
Выступления учащихся.
Обсуждения выступлений.
Рефлексия урока.
Подведение итогов урока, выставление отметок.
I. Вводная часть.
Учитель: Сегодня мы обсуждаем тему: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы.» Для этого мы разделились на группы «Вирусы», которые дадут понятие «Вирус» и расскажут о их типах, группа «Программисты» расскажут и представят презентацию о графическом изображении разных типов вирусов, и группа «Антивирусы» о борьбе с вирусами и раздадут памятки, которые сведут к минимуму возможность заразить свой компьютер. Чтобы группам приступить к выступлениям, давайте ответим на несколько вопросов:
В каком году произошла первая «эпидемия» компьютерного вируса и как он назывался? (1986, Brain)
Сколько вирусов известно на настоящий момент? (50 тысяч)
Выступления учащихся.
Выступление группы «Вирусы».
Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя.. о среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.
Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.
Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record – MBR). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster).
Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).
Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.
Выступление группы «Программисты» (демонстрируют презентацию)
Каждый тип вируса выглядит по-разному и сейчас мы вам наглядно это продемонстрируем в нашей презентации.
Группа «Антивирусы» (раздают памятки каждому обучающемуся о том, как не заразить свой компьютер)
Для защиты от вирусов можно использовать:
Общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователей;
профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом;
специализированные программы для защиты от вирусов.
Общие средства защиты информации полезны не только для защиты от вирусов. Имеются две основные разновидности этих средств:
копирование информации — создание копий файлов и системных областей дисков;
разграничение доступа предотвращает несанкционированное использование информации, в частности, защиту от изменений программ и данных вирусами, неправильно работающими программами и ошибочными действиями пользователей.
Советы в памятке:
1. Неплохо бы иметь и при необходимости обновлять архивные и эталонные копии используемых пакетов программ и данных. Перед архивацией данных целесообразно проверить их на наличие вируса.
2. Целесообразно так же скопировать на дискеты служебную информацию вашего диска (FAT, загрузочные сектора) и CMOS(энергонезависимая память компьютера). Копирование и восстановление подобной информации можно выполнить с помощью программы Rescue программного комплекса Norton Utilities.
3. Следует устанавливать защиту от записи на архивных дискетах.
4. Не следует заниматься нелицензионным и нелегальным копированием программного обеспечения с других компьютеров. На них может быть вирус.
5. Все данные, поступающие извне, стоит проверять на вирусы, особенно файлы, "скачанные" из Интернета.
6. Надо заблаговременно подготовить восстанавливающий пакет на дискетах с защитой от записи.
7. На время обычной работы, не связанной с восстановлением компьютера, стоит отключить загрузку с дискеты. Это предотвратит заражение загрузочным вирусом.
8. Используйте программы - фильтры для раннего обнаружения вирусов.
9. Периодически проверяйте диск программами -детекторами или докторами - детекторами или ревизорами для обнаружения возможных провалов в обороне.
10. Обновляйте базу антивирусных программ.
11. Не допускайте к компьютеру сомнительных пользователей.
Рефлексия.
Учитель: Сейчас я вам предложу из мешочка достать одну из шляп и подготовить ответ, соответствующей значению вашей шляпы. У меня синяя шляпа- данная шляпа даёт слово каждому, а также следит за соблюдением тематики нашего урока. Белая шляпа- вы говорите любой факты, которые запомнили на нашем уроке; черная шляпа- мыслит негативно она оценивает риски в будущем, красная шляпа- высказывает свои чувства насчет темы нашего урока, зеленая шляпа- отвечает за неординарные идеи, а желтая шляпа- мыслит позитивно, высказывая позитивные взгляды на проблемы.
Домашнее задание
Сообщение по данной теме.