СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" по ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в соответствии с ФГОС. Описание всех видов вирусов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" по ФГОС»

Зачётная работа по метапредметному модулю.

Составитель: Нитковский Михаил Николаевич,
учитель информатики
МАОУ СОШ №15/2 города Тюмени


Тема: Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Тип урока: урок обобщения материала.

Методы, формы: проектная деятельность обучающихся

Оборудование: компьютеры, мультимедиа, учебные плакаты наглядные пособия

Проблема: Как можно избежать нежелательного воздействие разных видов вирусов на компьютер

Цели:

  1. Обобщить основные знания по теме «компьютерные вирусы и антивирусные программы»;

  2. Углубить знания обучающихся о типах компьютерных вирусов

  3. Развивать проектные, коммуникативные умения, творческое отношение к порученному делу.

Задачи:

  1.  Включить обучающихся в процесс обобщения знаний на основе подготовки мини- проектов;

  2.  Организовать презентацию проектов учащихся;

  3.  Продолжить формирование логического мышления, умения находить информацию и работать с ней

  4.  Формировать у обучающихся внимание, наблюдательность, интерес к изучению информатики и понимание необходимости знаний для правильного применения их в окружающем мире

  5. Организовать дискуссию по обсуждению представленных проектов;

  6. Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительными образовательными ресурсами в школе во внеурочное время и дома.

Подготовка к уроку:

Урок планируется как самостоятельная проектная деятельность учащихся. Перед проведением урока учитель предлагает тематику проектов:

  1. Что такое вирус, а также типу компьютерных вирусов

  2. Графическое представление вирусов

  3. Борьба с вирусами

В соответствии с выбранной тематикой ученики разделились на группы: «Вирусы», «Программисты», «Антивирусы», которые рассматривают понятие «вирус» , проявления различных типов вирусов на компьютере, а также практические советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.

Для выполнения задачи, обучающиеся сами, планируют вид деятельности: изготовление схемы-сообщения, презентации, выпуск газеты или брошюры с советами.

В дальнейшем обучающиеся самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют поиск и сбор информации, ее анализ и представление, обсуждение плана эксперимента, подготовки необходимого оборудования для его выполнения.

Структура урока:

Вводная часть.

Выступления учащихся.

Обсуждения выступлений.

Рефлексия урока.

Подведение итогов урока, выставление отметок.

  1. I. Вводная часть.

Учитель: Сегодня мы обсуждаем тему: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы.» Для этого мы разделились на группы «Вирусы», которые дадут понятие «Вирус» и расскажут о их типах, группа «Программисты» расскажут и представят презентацию о графическом изображении разных типов вирусов, и группа «Антивирусы» о борьбе с вирусами и раздадут памятки, которые сведут к минимуму возможность заразить свой компьютер. Чтобы группам приступить к выступлениям, давайте ответим на несколько вопросов:

  1. В каком году произошла первая «эпидемия» компьютерного вируса и как он назывался? (1986, Brain)

  2. Сколько вирусов известно на настоящий момент? (50 тысяч)

Выступления учащихся.

Выступление группы «Вирусы».

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя.. о среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record – MBR). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

Выступление группы «Программисты» (демонстрируют презентацию)

Каждый тип вируса выглядит по-разному и сейчас мы вам наглядно это продемонстрируем в нашей презентации.

Группа «Антивирусы» (раздают памятки каждому обучающемуся о том, как не заразить свой компьютер)

Для защиты от вирусов можно использовать:

Общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователей;

профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом;

специализированные программы для защиты от вирусов.

Общие средства защиты информации полезны не только для защиты от вирусов. Имеются две основные разновидности этих средств:

копирование информации — создание копий файлов и системных областей дисков;

разграничение доступа предотвращает несанкционированное использование информации, в частности, защиту от изменений программ и данных вирусами, неправильно работающими программами и ошибочными действиями пользователей.

Советы в памятке:

1. Неплохо бы иметь и при необходимости обновлять архивные и эталонные копии используемых пакетов программ и данных. Перед архивацией данных целесообразно проверить их на наличие вируса.

2. Целесообразно так же скопировать на дискеты служебную информацию вашего диска (FAT, загрузочные сектора) и CMOS(энергонезависимая память компьютера). Копирование и восстановление подобной информации можно выполнить с помощью программы Rescue программного комплекса Norton Utilities.

3. Следует устанавливать защиту от записи на архивных дискетах.

4. Не следует заниматься нелицензионным и нелегальным копированием программного обеспечения с других компьютеров. На них может быть вирус.

5. Все данные, поступающие извне, стоит проверять на вирусы, особенно файлы, "скачанные" из Интернета.

6. Надо заблаговременно подготовить восстанавливающий пакет на дискетах с защитой от записи.

7. На время обычной работы, не связанной с восстановлением компьютера, стоит отключить загрузку с дискеты. Это предотвратит заражение загрузочным вирусом.

8. Используйте программы - фильтры для раннего обнаружения вирусов.

9. Периодически проверяйте диск программами -детекторами или докторами - детекторами или ревизорами для обнаружения возможных провалов в обороне.

10. Обновляйте базу антивирусных программ.

11. Не допускайте к компьютеру сомнительных пользователей.


Рефлексия.

Учитель: Сейчас я вам предложу из мешочка достать одну из шляп и подготовить ответ, соответствующей значению вашей шляпы. У меня синяя шляпа- данная шляпа даёт слово каждому, а также следит за соблюдением тематики нашего урока. Белая шляпа- вы говорите любой факты, которые запомнили на нашем уроке; черная шляпа- мыслит негативно она оценивает риски в будущем, красная шляпа- высказывает свои чувства насчет темы нашего урока, зеленая шляпа- отвечает за неординарные идеи, а желтая шляпа- мыслит позитивно, высказывая позитивные взгляды на проблемы.


Домашнее задание

Сообщение по данной теме.