1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? - Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»? -Каковы особенности басни? Задание на карточках. - Восстановите деформированный текст Басня – это короткий _______, в котором действуют ______________, а подразумеваются ___________. В баснях высмеиваются _____________ людей: _____________ _____________________. Басня содержит две части: ___________________ часть и _______. | Повторить термины по литературе. Выучить басню «Листы и Корни», рассказывать выразительно. Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Баснописец - тот, кто пишет басни Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. Мораль – нравоучительный вывод. Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют. Особенности басни: Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучительный вывод), Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых) Персонажи (герои) – животные Диалог (разговор двух или более героев) Разговорный язык |
3. | Определение темы и цели урока. | 1.Вступительное слово учителя. - Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова «Ларчик». -Какова ваша цель работы на этом уроке? | Определение цели урока самими обучающимися. Мы познакомимся с … Мы научимся читать .. , правильно говорить, Мы узнаем, о чём говорится в .. Мы должны понять, какой иносказательный смысл заключен в басне «Ларчик». |
4. | Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Учащиеся повторяют упражнение за дежурными по классу |
5. | Работа над темой урока. Басня «Ларчик». | 1. Выразительное чтение басни учителем. -О чем эта басня? -Почему нам смешно? -Какие слова вам непонятны? Запишите их лексическое значение. 2.Чтение басни учащимися. - Найдите главную часть басни – мораль. -Кто прочитает мораль этой басни? - Кого высмеивает И.А.Крылов? 3. Аналитическая беседа по содержанию. Игра «Лови вопрос». - Кто герои басни? -Опишите ларец. -Что говорит о себе механики мудрец? Как это его характеризует? -Как описывает Крылов работу механика? - Как окружающие следили за работой мудреца? 5.Работа над выразительным чтением басни. -У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение, выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышается, интонация понижается≥ -Найдите слова механики мудреца, при чтении передать хвастливость, высокомерие. | Критика мнимого (ложного) мастера, хвастуна. Механик старается, а ничего у него не получается. Работа с толковыми словарями. & Словарная работа: Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться) А ларчик просто открывался. хвастливых людей Механики мудрец, автор Дополните предложения: За Ларец он … , вертит .. и голову .. ; то .. , то .. , то .. пожимает. Механик … . Потел, … ; но наконец .. , от Ларчика .. и открыть .. . |
6. | Подведение итогов урока. | Вывод: -Что высмеивал Крылов в басне «Ларчик»? -Чему учат нас басни И.Крылова? -Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова. - Что такое крылатые слова? - Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. | Крылатые слова – это слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения. «А ларчик просто открывался» - так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. |
7. | Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» 4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…» | Заполняют бланк самооценки. |