СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Состав и структура хозяйства Казахстана" (9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок знаком о структуре экономике Казахстана.Что такое экономика, предприятие, учреждение удовлетворяющие спрос населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Состав и структура хозяйства Казахстана" (9 класс)»

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.

География 9 класс

ТЕМА УРОКА: Состав и структура хозяйства Казахстана


ТИП УРОКА: комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Создать условия для понимания структурных особенностей экономики Казахстана.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Сформировать понятия «Хозяйство», «экономика», «отрасль экономики», «Производственная сфера», «непроизводственная сфера», «межотраслевой производственный комплекс», «производительность уда», «себестоимость».

  2. Познакомить со структурой экономики Казахстана: экстенсивным и интенсивным путями развития экономики.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Способствовать развитию внимания учащихся.

  2. Содействовать развитию логического мышления учащихся.

  3. Развивать умение работать с источниками географической информации.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Содействовать экономическому воспитанию учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физическая карта Казахстана.

  2. Опорные конспекты и инструктивные карточки.


ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА:

Подготовка класса к работе на уроке, выяснение отсутствующих и причин их отсутствия. Проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.

2. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ:

  1. Выполнение теста по теме «Население Казахстана»

3. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

  1. Вводное слово учителя:

Мы с вами приступаем к изучению хозяйства Казахстана. А поэтому нам необходимо знать такие новые понятия, как «Экономика», «отрасль», «структура».Чтобы правильно управлять экономикой, нужно знать ее структурные особенности.

Задача нашего урока – познакомиться со структурой экономики нашей страны, с историей ее экономического развития.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Формирование основных понятий экономической географии

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться со структурой экономики Казахстана. Мы уже говорили в этом году, что такое экономика.

  • Кто помнит, что такое экономика, от какого слова произошло это понятие? (слово «экономика» произошло от греческого слова oikonomike, буквально – ведение домашнего хозяйства).

  • Что такое хозяйство Казахстана? (Это совокупность тесно связанных между собой предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей деятельностью определенный спрос населения).

Экономика имеет сложную структуру. Ее можно представить в виде нескольких уровней. Давайте посмотрим на схему экономики нашей страны.

  • Что представляет ее нижний уровень? (Предприятия и учреждения, удовлетворяющие спрос населения).

Предприятия – это фабрики, шахты, заводы, электростанции, крестьянские хозяйства. Учреждения – школы, больницы и т.д.. В Казахстане предприятия бывают частные, государственные, смешанные и иностранные. Предприятия объединяются в отрасли. Отрасль объединяет предприятия или учреждения, удовлетворяющие однородные потребности общества.

  • Какие же отрасли объединяет народное хозяйство Казахстана?

  • Отрасли объединяются в межотраслевые производственные комплексы. Межотраслевой производственный комплекс – это сочетание отраслей, имеющих устойчивые взаимосвязи и общий конечный результат производства.

  • Посмотрите по таблице, какие межотраслевые комплексы вы можете назвать? (Топливно-энергетический, машиностроительный, комплексы конструкционных материалов, аграрно-промышленный).

Изучая экономическую географию, мы будем изучать географию не отдельных отраслей, а географию межотраслевых комплексов.

  1. Понятие о производственной и непроизводственной сферах

Все хозяйственные отрасли объединяются в две сферы: производственную и непроизводственную.

  • Какие отрасли объединяет производственная сфера? (промышленность, сельское хозяйство, торговлю и общественное питание).

  • Какая отрасль производственной сферы является ведущей в хозяйстве? (промышленность).

  • Почему эта отрасль является ведущей? (Промышленность создает все необходимое для дальнейшего роста производства во всех отраслях).

  • Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (народное образование, культура и искусство, здравоохранение, управление, финансы и кредит).

  • Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? Почему? (Народное образование, так как оно способствует научно-техническому прогрессу).

  • Объясните, в чем различие между отраслями производственной и непроизводственной сферы? (Отрасли производственной сферы производят какую-либо продукцию, отрасли непроизводственной сферы ничего не производят, но они оказывают населению необходимые ему услуги).

  1. Структура хозяйства Казахстана

Структуру хозяйства отображает валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой внутренний продукт – это стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики за год, выраженная в долларах. Чем выше ВВП, тем крупнее экономика. Чем выше ВВП на душу населения, тем более развита экономика.

Хозяйство Казахстана имеет три особенности:

  1. Свыше половины ВВП дает третичный сектор.

  2. Пространственный рисунок хозяйства определяет «треугольник регионов»: Юг – Север – Запад.

  3. Экономика Казахстана имеет открытый характер.

  • Как вы понимаете слова «открытый характер экономики»? (Большая часть продукции реализуется на внешнем рынке).

  • По диаграмме определите, в какой же сфере – производственной или непроизводственной - занята большая часть населения Казахстана?

(В непроизводственной).

  • Хорошо это или плохо? (Непроизводственная сфера – это третичный сектор экономики, она хорошо развита во всех государствах, перешедших на постиндустриальный этап развития. В Австралии она развита еще больше).

  • А теперь давайте посмотрим на карту регионального валового продукта. Мы с вами уже знаем, что в Казахстане выделяют пять регионов. Какие? (Северный, южный, западный, восточный и центральный).

  • Какой регион Казахстана дает самый большой ВРП? (Южный).

  • А самый маленький? (Восточный).

  • А если посмотреть в расчете на душу населения? (Самый большой – Западный и Центральный, а самый аленький – Восточный, но Южный – не намного больше).

  • А как вы считаете, почему из расчета на душу населения в ВРП лидируют Западный и Центральный регионы? (Потому что в структуре ВРП в них преобладает промышленность).

Рост экономики осуществляется двумя путями – экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный рост экономики связан с вовлечением в производство новых материальных и трудовых ресурсов. Интенсивный – достигается обновлением оборудования, применением передовых технологий. Интенсивные факторы повышают эффективность производства, важным показателем которой является производительность туда, т.е. растет количество продукции, которую производит работник за единицу времени, а значит падают затраты на производство продукции, т.е. падает себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – это затраты на производство единицы продукции.

  1. Казахстан в мировой экономике

По международным меркам экономика Казахстана имеет средние размеры (49 место).

Растет значение Казахстана, как крупного мирового снабженца.

Казахстан – новый центр притяжения мировых инвестиций и иностранной рабочей силы.

Повышается роль Казахстана как транзитного транспортного коридора между Европой и Азией.

Казахстан – арена международного сотрудничества в решении общемировых проблем (освоение космоса, охрана окружающей среды).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Беседа по вопросам:

  • Что такое экономика страны?

  • Что такое отрасль народного хозяйства? Приведите примеры отраслей.

  • Какие отрасли объединяет производственная сфера? А непроизводственная?

  • Отрасли какой сферы преобладают в Казахстане?

  • Какая отрасль имеет самое большое значение?

  • Что такое межотраслевой комплекс?

  • Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. §14, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

  2. Выучить наизусть все понятия.

  3. Задание 1 в конце параграфа письменно.