Совместное открытие нового знания (24 мин) | - Откройте в учебнике карту природных зон на с.104-105. (слайд 4) - Найдите на карте в учебнике зону лесов. Проверьте друг друга. -Каким цветом обозначена зона лесов? - Зона лесов занимает больше половины территории России. На карте она тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. (учитель показывает на карте и комментирует) - На каких континентах расположена зона лесов? (Если же вы позабыли названия континентов, можете воспользоваться картой на стр. 96-97.) -В каком климатическом поясе мы с вами живем? - А что вы знаете о климате умеренного пояса? Есть ли здесь смена сезонов года (времена года)? - Что вы можете сказать о средней температуре, осадках и влажности в лесах умеренного пояса? - Ребята, мы живем на такой территории России, где растет очень много лесов. Деревья делят на хвойные и лиственные. (слайд 6) Сейчас послушайте загадку и попробуйте дать на нее ответ. Где на севере у нас, Полосой широкой, Скоростных нет автотрасс В далях синеоких? Что за хвойный густой лес, Труднопроходимый, Вырос прямо до небес, Весь необозримый? Где в Сибири нет полей, И коротко лето, Что считают на земле Легкими планеты? Где метет зимой пурга Как зовется лес? …
- По каким ключевым словам в загадке, вы поняли, что говорится о тайге?
- Если обратиться к этимологическому словарю русского языка, то с якутского «тайга», означает непроходимый, дремучий лес.
- Давайте посмотрим, какие деревья являются хвойными, а какие лиственными. (слайд 7) Назовите их среди перечисленных на слайде. - Проверяем наши ответы. (слайд 8,9,10) - Чтобы определить как растения и животные приспособились к жизни в лесу. Нам необходимо установить закономерности взаимосвязи погодных условий и жизнедеятельности живых организмов. (слайд 11) На слайде представлен текст, в котором пропущены слова. Ваша задача вставить их так, чтобы сохранить все причинно-следственные связи. «Климат в тайге_____, чем в тундре, нет____ _____, осадков _____→ растут деревья. Климат в северной части лесной зоны _____→ растут хвойные леса. Климат в южной части лесной зоны _____→ растут лиственные леса. - На слайде вы видите признаки, сейчас нам нужно распределить, какие из них относятся к приспособлению растений к смене времен года, а какие к жизни в лесу. (слайд 12) - Проверяем. (слайд 13) - Теперь давайте подумаем, какие животные, таким образом, приспособились к смене сезонов года? (на слайде изображения животных и способы приспособления к смене сезонов года) (слайд 14) - Друг без друга животные и растения не могут существовать. Объясните, как они взаимосвязаны между собой? - И последний пункт анализа – это деятельность человека. (слайд 15) - Как вы думаете, для чего человеку нужен лес? - У людей каких профессий деятельность связана на лесом? - Влияние деятельности человека на леса во всем мире огромно. Леса — важная часть экономики многих стран — производителей древесины, бумаги, строительных материалов и мебели. Но пагубное вмешательство человека в экосистемы лесов грозит им гибелью. Мы должны помнить об этой опасности и принимать все меры по охране и восстановлению лесов. | Открывают учебники, находят лесную зону. Сравнивают с картой на слайде. находят лесную зону и проверяют правильность соседа по парте. - зеленым цветом. - в Северной Америке, Евразии. - в умеренном климатическом поясе. - в умеренном поясе выделяются четыре времени года: зима, весна, лето, осень. - чаще всего холодная зима и тёплое лето. - Средняя температура зимой -150 (январь), в июле +200 - Леса умеренного пояса – это зоны с большим количеством осадков, высокой влажностью. - Тайга - на севере у нас, полосой широкой, хвойный густой лес, труднопроходимый, коротко лето, зимой пурга. Хвойные деревья: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Лиственные деревья: клен, липа, береза, осина. «Климат в тайге теплее, чем в тундре, нет вечной мерзлоты, осадков больше → растут деревья. Климат в северной части лесной зоны суровый → растут хвойные леса. Климат в южной части лесной зоны мягкий → растут лиственные леса.» улетают в теплые края: иволга, кукушка делают запасы на зиму: белка (шишки, грибы, орехи), мышь (зерно) имеют густой мех: лиса, белка, бурый медведь зимой впадают в спячку: бурый медведь. Растения являются средой обитания, жилищем для животных. – Животные питаются растениями. – С помощью животных происходит размножение растений. Высказывают свою точку зрения. - лесник, эколог, дровосек. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Научить по определенным признакам анализировать природную зону Развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений. Развивать кругозор, устную речь Развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений. Развивать кругозор, устную речь Формировать понятия «лесная зона», «тайга», «лиственные леса» Познакомить с видами лесов (хвойные, лиственные) и их особенностями Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Научить по определенным признакам анализировать природную зону Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Показать приспособленность живых организмов к условиям лесной экосистемы Научить по определенным признакам анализировать природную зону |