СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Экономика.Бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и закрепление ценностного отношения  учащихся к совместной деятельности при ознакомлении с понятиями "Экономика" и "Бюджет".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Экономика.Бюджет"»

Тема: «Экономика. Бюджет»

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с понятиями «Экономика», «Бюджет».

Задачи:

1.Сформировать знания учащихся в области экономики (бюджет, доходы, расходы) и навыки планирования своего бюджета и учёта денежных средств.

2.Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, устной речи; создать условия для развития коммуникативных навыков и навыков компьютерной грамотности.

3.Воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету, учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.

Формирование УУД:

Личностные УУД

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД

взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению,

обобщать полученные знания в процессе обучения.

Коммуникативные УУД

задавать вопросы, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

умение работать в группах, учитывая позицию собеседника.

Познавательные

способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение),

умение представлять информацию по предложенному плану

Оборудование к занятию:

-компьютер, интерактивная доска

-цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А4, ножницы.

Целевая группа: 8-9 лет (учащиеся 2 класса)





Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Введение в тему

А) Разгадать загадки и объединить их одной темой.

  • Люди ходят на базар: там дешевле весь …….. (товар)

  • На товаре быть должна обязательно …….. (цена)

  • Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой …. (вклад)

  • И врачу, и акробату выдают за труд …. (зарплату)

  • Мебель, хлеб и огурцы продают нам …(продавцы)

  • За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ….(кассир)

Б) О чём будет наш урок, вы скажите сами. Я назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока.

Экономика России, развитие экономики, части экономики, бюджет.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Где вы слышали эти слова? Где они вам встречались в жизни?
- А знаете ли вы что такое экономика? 

- Какую задачу на урок вы перед собой поставите?

В) Постановка проблемных вопросов

- Вот первый вопрос: Что такое экономика? Поразмышляйте сами, ответ запишите карандашом на листке. Даю вам 1 минуту

  • Теперь прочитайте соседу свои мысли, послушайте его мнение. Пара, которая закончит, возьмётся за руки и поднимет их вверх.

  • Кто хочет высказать свои мысли вслух?

  • Хотите узнать, угадали вы или нет?

Правильный ответ спрятан в кроссворде.

- Что же такое экономика?

-Правильно. Я дополню. Это слово пришло к нам из греческого языка. Означало оно «искусство введения домашнего хозяйства».

С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика.

Экономика есть и в нашем государстве, России. Сегодня мы говорим, что экономика – это хозяйство страны (вывешиваю на доску дополнение к слову «экономика» - хозяйство страны)

В тех листочках, где вы писали карандашом, допишите ручкой: хозяйство страны.

Г). Инсценировка сказки.

Объяснить, почему разные вещи производят разные люди, что это за сложная наука- экономика помогут нам герои книг “Экономика - детям” - труженица пчела, филин и мудрый сверчок

д) Просмотр стартового ролика (установочный диск: приветственное слово Хелпика, целевая установка на эффективную работу, Хелпик не может купить мороженого.)

3.Изучение темы.

А)-Чего у Хелпика не оказалось в кошельке? А почему их не оказалось?

(Скорее всего, он попросту. истратил все деньги и теперь не может купить необходимые вещи. А всё потому, что Хелпик не умеет правильно распоряжаться своим бюджетом)

Сегодня на занятии мы с вами узнаем, что такое бюджет и как правильно тратить деньги, чтобы их хватило на всё, чего хочется!

Бюджет – это смета доходов и расходов. В переводе с английского означает «денежная сумка». Бюджет представляет собой таблицу доходов и расходов за один и тот же период времени. Но чтобы наш бюджет(наша сумка) никогда не пустел, нужно правильно тратить деньги и всегда пополнять его новыми монетами.

Таким образом, бюджет – это план семьи. Он включает в себя источники доходов и расходов.(установочный диск: слайд с картинками сумки с монетами, кошелька с доходами и расходами)

– Что такое доход? (поступления денег в семью из разных источников, ими могут быть заработная плата мамы и папы, пенсия бабушки.)

– Что такое расходы? (затраты денег на товары и услуги, например на поход в кино или покупку компьютера)

– Какие потребности в вашей семье у мамы, папы, у вас? Можно их удовлетворить в течение месяца?

Б)Индивидуальная работа на листках.


Определить, что относится к доходам, а что к расходам. Хелпик приготовил список на листах, и нам нужно отметить расходы красным цветом, а доходы зелёным цветом.



4. Ролевая игра

А)Практическая работа в группах.

Каждой группе ( “семье”) надо будет расписать все возможные статьи доходов и все возможные статьи расходов на месяц. После обсуждения в «семье» сделайте записи на, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

Б) Обсуждение решений группами.

В)Выводы.

– Хватит ли доходов в ваших семьях?

– Что делать при незапланированных расходах?

Планировать бюджет очень просто. Например, перед походом в магазин напишите с мамой список того, что вам необходимо купить. Тогда вы не сделаете лишних и ненужных покупок, сможете оценить, сколько денег вы потратите.

-Кто-нибудь из вас пишет такие списки перед походом в магазин?

-Молодцы! Я хочу узнать, на чём, по вашему мнению, нельзя экономить?

(Установочный диск: Задание на выбор покупок, на которых нельзя экономить)


Учёные бы с вами согласились. Они подсчитали, что дети тратят очень много денег на чипсы, сухарики и жвачки. Я вам предлагаю экономить деньги на жвачке и чипсах, и тогда вы сможете накопить деньги на свою мечту! У вас есть мечта?

5.Работа в тетрадях




6. Практическая работа. Оригами «Кошелёк».



Изготовление из бумаги кошелька, в котором будем копить деньги на свою мечту.

7.Работа на компьютере.

Ребята! Хелпик просит вас помочь ему выбрать необходимые вещи для отдыха на море, для школы, для пикника

(Установочный диск: компьютерная игра «Помоги Хелпику»)

8.Рефлексия.

-Ребята, что вы сегодня узнали нового?

-Будете составлять списки полезных покупок перед походом в магазин?

-Будете ли копить деньги на мечту?

-На чём будете экономить?













Приложение.

Сказка “Рассказ труженицы- пчелы”

Пчела:

Мы живем в лесу: звери-птицы-насекомые. Каждому из нас - нужен дом, нужны еда и питье. Кроме того, лесным жителям надо защищаться от врагов: кому от охотников, кому - от мальчишек. А еще нужно все лесные новости узнавать, по лесу путешествовать, детишек уму-разуму учить. Не каждый лесной житель может со своими делами одинаково хорошо справиться. Даже у нас, пчел, на все дела времени и сил не хватает. Дом-то мы, конечно, сами себе строим и еду - нектар - сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни сил не остается. Так и у других лесных жителей на все времени не хватает. Вот и собрались мы однажды на лесной совет. Стали думать, как сделать нашу жизнь легче. Долго спорили, пока мудрый Филин не предложил:

Филин:

« Лягушки хорошо поют - у них это получается хорошо, пчелы - лучше других собирают мед, муравьи и бобры - строят дома, белки и ежи - заготавливают на зиму грибы, ягоды и орехи, зайцы - выращивают капусту и морковь. Пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего. А Сорока пусть разносит новости. Медведь охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит».

Пчела:

Так мы все и решили, и с того вечера все в лесу изменилось. Каждый из нас делает то, что у него лучше других получается. Мы, пчелы, собираем мед для всех лесных жителей, муравьи и бобры помогают нам строить и ремонтировать ульи, белки и ежи угощают всех ягодами, грибами и орехами, зайцы - морковкой и капустой, медведи пугают шалунов-мальчишек, Сорока рассказывает новости, Енот учит ребятишек. Каждый из нас прежде сам продавал то, что производил на базаре, но на это уходило очень много времени. Целый день торгуешь, а работа стоит. Вот и стала на базаре вместо нас, лесных жителей, лиса торговать - у нее это лучше других получается.

Сверчок:

Здорово вы в лесу все придумали. А люди тоже у вас научились, ведь и у них бывает, что у одного человека одно дело спорится, а у другого - другое. Вот и решили люди поделиться, кому что делать, то есть разделить свой труд по профессиям. И если все хозяйство любого государства представить как дерево, то у этого дерева есть части- веточки, они называются отраслями.

Сообщение учащихся о первых деньгах.



  1. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они обменивались друг с другом разными предметами. Первые деньги совершенно не были похожи на наши современные. В одних местах деньгами считался живой скот : овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба. На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.



2. Меховые деньги уступили соё место другим деньгам – ракушкам каури. Блестящие, лёгкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие страны Азии, Африки и Европы, и с помощью арабских купцов попали на Русь. Они не портились, не теряли вида и веса и помогали очень долго.



  1. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим. Деньги из металла были в виде брусков, колец, слитков, прутиков. Изготавливали их из серебра, золота меди и бронзы.



  1. Кусочки металла разной формы на Руси назывались гривнами. Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Слитки постепенно стали делать круглыми, как современная монета. Главной монетой на Руси была копейка – серебряная монета с изображением всадника с копьём.



  1. Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. А в России бумажные деньги появились при Екатерине 2. Их название «ассигнации». Первые ассигнации Екатерина 2 приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном облике.







Приложение2









Схема оригами «Кошелёк»