1Оргмомент Приветствие детей и гостей. -дорогие ребята, я рада приветствовать вас. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь ,пожмите друг другу руки. Поприветствуйте наших гостей. 2. Актуализация знаний -Ребята, на прошлом уроке мы с вами рассматривали притчу о добром самарянине. Давайте вспомним ее. -Что случилось с человеком, который шел из Иерусалима в Иерихон? -Кто помог ему? -Ребята, скажите, а как называют человека, который оказывает помощь бескорыстно? -Какое сердце у этого человека? Подберите синонимы. -Ребята, посмотрите на этого котенка, ему холодно, голодно, больно. -Какие чувства возникают у вас? Назовите слова синонимы. 3.Введение в тему -Ребята, предположите, о чем мы будем говорить на уроке? -Давайте посмотрим в учебнике, чему мы еще будем учиться сегодня? -Что означает слово милосердие ? слово сострадание? Мне кажется, значение этих слов вызывает у вас затруднения? -Давайте обратимся к словарю. Иоанн Кронштадский сказал: «Милосердие и сострадание- это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя, как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости». 4.Работа по новой теме урока -Ребята, а какими качествами , по вашему мнению, должен обладать милосердный человек? Из перечисленных слов выберите те, которые помогут вам рассказать о милосердном человеке. Поработайте парами, сообщите друг другу свое мнение и придите к единому решению. ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ, РАВНОДУШНЫЙ, БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ, ЩЕДРЫЙ, СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ, БЛАГОДУШНЫЙ, ЖАДНЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ. Дополните этот ряд. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. а)Вступительное слово учителя Милосердие одно из красивых слов на Земле. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит. Но любовь бывает разной. Бывает, при встрече с любимыми людьми, лицо озаряет улыбка и счастье. Но бывает любовь со слезами на глазах. Когда видишь чужую боль или горе, сердце сжимается от чужой боли. Но именно эта любовь подсказывает нам, что чужой беды не бывает. А встречались ли вам в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему? Расскажите. Одним из ярких примеров служат сестры милосердия. б)Савин Денис провел небольшое исследование и сейчас он поделится с нами полученной информацией. -Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям? Конечно, все мы должны это делать! На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание? В милосердии нуждаются: -животные -старики -родители -родные -сверстники -маленькие дети -Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им? -Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным? Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца. Старец Амвросий Оптинский сказал «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви» -Ребята, а как вы считаете, в каких делах может проявляться милосердие? в)Подумайте, кто в чем может нуждаться? Хлеб провинившийся Прощение голодный Утешение больной Здоровье обиженный Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что- нибудь хорошее. 5. Физкультминутка. Игра «Доскажи слово» Если вижу я беду, То я мимо ... (не пройду) Доброту не забывай, Людям смело... (помогай) В мире есть ещё слова, Нам их тоже знать ... (пора). Добрым словом не скупись, Сердцем слушать ... (научись 6. Продолжение работы над новой темой. -Ребята, подберите однокоренные слова к слову милосердие. -Одно из дел милосердия – милостыня. Что такое милостыня? Это помощь другому человеку из сострадания к нему. Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”. -Как вы понимаете это изречение? А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”. А теперь прочитайте стихотворение Полонского. Подумайте о каком качестве души говорится в этом стихотворении? Нищий Знавал я нищего, как тень С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил. Но все что в день насобирал Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как он сам. (Я.П.Полонский) А вы смогли бы поступить так же? Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянье Бедняк иссохший чуть живой От глада, жажды и страданья Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто- то камень положил В его протянутую руку. (М.Ю.Лермонтов) -Ребята, что вас удивило? Заставило задуматься? -Что вы можете сказать о нем? Какой это человек? К великому сожалению люди бывают не только добрые, но встречаются и жестокие. Но хочется надеяться, что хороших людей больше. Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить все ваши хорошие, милосердные, добрые дела, которые вы совершили в течении прошедшей недели. Запишите их пожалуйста на лепестках цветов, которые лежат у вас на парте. Работа с учебником Ответьте на вопрос 5.стр.59 Будем ли мы зачитывать ваши добрые дела? Почему? 7. Рефлексия. -Ребята у вас на парте лежат листочки, возьмите их и закончите, пожалуйста предложения. Если вам нужна помощь друга обратитесь к нему . В сострадании и милосердии нуждаются____________________________ Милосердие не выбирает людей по________________________________ Каждый человек обязан быть милосердным, потому что _____________________________________________________________ Составьте синквейн со словами: милосердие, сострадание, милость, милостыня. 8. Подведение итогов урока -молодцы , вы сегодня хорошо поработали 9. Домашнее задание : ответить на вопрос 3 учебника и приготовить проект «Учимся милосердию и состраданию» |