Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Разработка урока по истории
на тему: «Общий взгляд на Древнюю Грецию».
5 класс
к муниципальному семинару:
«Обучающие структуры, как инструмент повышения эффективности современного урока» для учителей истории и обществознания
Учитель истории и
обществознания:
Бань Виктория
Александровна
г. Лениногорск
2015 г.
Тема урока: «Общий взгляд на Древнюю Грецию»
Тип урока: повторительно – обобщающий урок.
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1 – 2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории Древней Греции научить выявлять главные черты античного Запада.
В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научить объяснять разнообразие древневнегреческих событий, связывая их в целостную картину мира.
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя процессы взаимовлияния событий Древней Греции, научить выявлять следствия для формирования общечеловеческой цивилизации.
Линии 4 – 5. Нравственное, культурное, гражданско – патриотическое самоопределение.
Уметь согласовывать свои действия с командой, давать и объяснять свои оценки значимости событий Древней Греции для современной цивилизации.
Обязательный минимум содержания: характеризовать цивилизацию Древней Греции.
Оборудование: учебник Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова История Древнего мира, карточки к схеме: управление древнегреческим полисом, картины с изображением храма Парфенона, карточки с заданиями: Боги Олимпа, греко – персидские битвы, презентация к уроку, проектор, ноутбук.
Используемые структуры: Конэрс, Таймд пэа шэа, Инсайд – аутсайд – секл, Си финк уандэ, Сингл раунд робин.
Ход урока:
План:
I. Организационный момент.
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы: Можно ли использовать достижения древних греков в современном мире?
III. Поиск решения проблемы.
Примерный вывод по проблеме: некоторые порядки Древней Греции сохранились и на сегодняшний день (суд присяжных, выбор должностных лиц, свобода слова, голосование, отчет должностных лиц перед гражданами), которые играют важную роль в нашем государстве. А достижения древних греков в архитектуре, живописи, литературе, философии, математике, истории заложили основы современной европейской культуры и цивилизации.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся с партнером по плечу, по лицу.
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Учитель: На предыдущих уроках мы много узнали о Древней Греции. Вспомните и назовите события истории Древней Греции.
(Зарождение демократии, Олимпийские игры, правление Богов Древней Греции, деятельность мудрецов, развитие культуры, войны с персами и др.)
Учитель: какое событие, на ваш взгляд повлияло на становление Древней Греции? Воспользуемся структурой Конэрс. Подумайте, напишите название своего угла на листке бумаги. Подойдите к выбранному углу. Найдите в своей группе ближайшего партнера, дайте пять своему партнеру.
- Слушаем следующий вопрос: «Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Будем обсуждать, используя структуру Таймд пэа шэа.
- По сигналу первые начнут свое обсуждение те, кто пониже ростом. Вам дается 20 секунд.
- А теперь время для второго партнера 20 секунд.
- Кто хотел бы поделиться своими мыслями или мыслями своего партнера?
- Посмотрите, сколько у вас мнений? Так какое событие повлияло на становление Древней Греции? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Каждое событие взаимосвязано между собой и играет важную роль в становлении Древней Греции.
Поблагодарите своего партнера и пройдите на свои места.
III. Поиск решения проблемы.
1. Формулировка темы и целеполагание.
Учитель: Тема нашего урока, какая будет, можете предположить? Слайд 2
- Какие учебные цели поставим перед собой? Слайд 3
(Выявлять и закреплять главные исторические факты и понятия античного Запада. Уметь анализировать процессы взаимовлияния событий Древней Греции, связывая их в целостную картину мира. Уметь согласовывать свои действия с командой, давать и объяснять свои оценки значимости событий Древней Греции для современной цивилизации).
- Какой проблемный вопрос можем поставить перед собой? Слайд 4
(Можно ли использовать достижения древних греков в современном мире?).
- Сравните свою точку зрения с предложенной проблемой, совпало ли ваше мнение?
- Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?
2. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 280 – 281, времени подумайте и определите по вектору времени, какую часть древней истории мы с вами изучили?
(Изучили первую цивилизацию Запада - древнюю Грецию).
- Какие охватывает века цивилизация Древней Греции?
3. Работа со схемой «Управление древнегреческим полисом»
Учитель: Ученики под номером 2, возьмите файлы с заданием №1, достаньте содержимое файла, разложите на столе.
Подумайте, обсудите с партнером по плечу, по лицу и составьте схему: «Управление древнегреческим полисом». Сделайте вывод о том, кто может быть назван гражданином полиса? На выполнение задания 1 минута.
Задаются проблемные вопросы:
- Кто стоял во главе полиса? (царь)
- Кого отнесем к должностным лицам и почему? (военный вождь, верховный жрец, верховный судья и др.)
- Кто может быть назван гражданином полиса? (все свободные люди). Слайд 4.
- Кто не являлся свободным человеком? (рабы).
По окончанию выполнения задания, учащиеся сверяются со схемой на экране. Слайд 6.
Вывод: В Древней Греции наблюдалось расслоение в обществе: на должностные лица, аристократов, демос и рабов. Следовательно, гражданином полиса мог быть только свободный человек.
5. Метод самооценки и взаимооценки.
Учитель: оцените работу своей команды по пятибалльной шкале, кто из вашей команды на ваш взгляд был самый активный участник?
6. Физкультминутка.
Учитель: Воспользуемся структурой Инсайд – аутсайд – секл.
Посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. Ученики буквы Б сформируйте внешний круг, участники буквы А – найдите своего партнера по лицу, сформируйте внутренний круг, дайте пять своему партнеру.
Учитель задает вопросы:
1. Почему в войнах греки победили персов? Время 15 секунд.
2. Какими качествами должен был обладать греческий воин?
3. Назвать мифы и легенды Древней Греции.
Поблагодарите своего партнера и пройдите на свои места.
7. Работа по картине.
Учитель: Воспользуемся структурой Си финк уандэ. Положите перед собой картину, внимательно рассмотрите ее, подумайте и запишите на листке бумаги ответы на следующие вопросы:
- Что вы видите? Слайд 8.
- Что вы думаете об этом?
- О чем это заставляет вас задуматься? На выполнение задания 1 минута.
- Воспользуемся структурой Сингл раунд робин.
- Проговариваем ответы по кругу один раз, начинает ученик под номером 1. Время на выполнение задания 20 секунд.
Вывод: Греки много времени посвящали строительству храмов, отдавали в дары свои сбережения, украшения на обустройство и украшение города, внесли большой вклад в становление древнегреческой культуры.
8. Работа со словами: «Боги Олимпа».
Учитель: Ученики под номером 4 возьмите на столе карточку с заданием номер 3, прочитайте своей команде признаки, по которым вы должны не только вспомнить Бога, но и назвать покровителем чего он является, обсудите свои ответы с партнером по лицу. Время на выполнение задания 20 секунд.
1) Колесница, орёл, молния. (Зевс – бог грома и молнии)
2) Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)
3) Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)
4) Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)
5) Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)
6) Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)
7) Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)
8) Кифара, лавровый венок (Аполлон – бог покровитель искусства)
9) Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)
10) Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)
11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)
12) Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов).
По ходу выполнения задания, учащиеся сверяются с ответами на экране. Слайд 10 - 21.
9. Основные битвы Древней Греции.
Учитель: Возьмите на столе карточку с заданием №4, подумайте и соедините стрелками те признаки, которые характерны той или иной битве, обсудите свои ответы с партнером по плечу. Время на выполнение задания 30 секунд.
По ходу выполнения задания, учащиеся сверяются с ответами на экране.
Слайд 23 - 25.
(Марафонская битва – 13 сентября 490 г. до н. э., местечко Марафон, фаланги, афинский стратег Милтиад).
(Битва при Фермопилах – весна 480 г. до н. э., Фермопильское ущелье, спартанский царь Леонид, афинский стратег Фемистокл, триер).
(Саламинское морское сражение - 28 сентября 480 г. до н. э., Саламинский пролив, Фемистокл).
Вывод: Объединение греческих полисов, стремление защитить свою Родину и свободу, умелые тактические действия, мужество и отвага греков помогло одержать победу над персами.
10. Метод взаимооценки.
Учитель: оцените работу своей команды.
Общий вывод по уроку: некоторые порядки Древней Греции сохранились и на сегодняшний день (суд присяжных, выбор должностных лиц, свобода слова, голосование, отчет должностных лиц перед гражданами), проведение Олимпийских игр, которые играют важную роль в нашем государстве. А достижения древних греков в архитектуре, живописи, литературе, философии, математике, истории заложили основы современной европейской культуры и цивилизации.
11. Рефлексия. Билетик на выход:
Учитель: Закончим наш урок, заполнив билетик на выход. Запишите на листке бумаги ответы на следующие вопросы:
- Что понравилось на уроке? Слайд 27
- Что повторили и что закрепили?
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
Домашнее задание: выберите одно из предложенных заданий:
1) Подготовить презентацию на тему: «Культура Древней Греции».
2) Составить кроссворд о Богах Древней Греции. Слайд 28
3) Написать эссе на тему: «Зарождение демократии и ее развитие».