СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему: "Общий взгляд на Древнюю Грецию" для 5-х классов с использованием Сингапурских структур, ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые Сингапурские структуры: Конэрс, Таймд пэа шэа, Инсайд – аутсайд – секл, Си финк уандэ, Сингл раунд робин.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Общий взгляд на Древнюю Грецию" для 5-х классов с использованием Сингапурских структур, ФГОС»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан











Разработка урока по истории

на тему: «Общий взгляд на Древнюю Грецию».

5 класс

к муниципальному семинару:

«Обучающие структуры, как инструмент повышения эффективности современного урока» для учителей истории и обществознания






Учитель истории и

обществознания:

Бань Виктория

Александровна









г. Лениногорск

2015 г.


Тема урока: «Общий взгляд на Древнюю Грецию»


Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 1 – 2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории Древней Греции научить выявлять главные черты античного Запада.

В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научить объяснять разнообразие древневнегреческих событий, связывая их в целостную картину мира.

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя процессы взаимовлияния событий Древней Греции, научить выявлять следствия для формирования общечеловеческой цивилизации.

Линии 4 – 5. Нравственное, культурное, гражданско – патриотическое самоопределение.

Уметь согласовывать свои действия с командой, давать и объяснять свои оценки значимости событий Древней Греции для современной цивилизации.

Обязательный минимум содержания: характеризовать цивилизацию Древней Греции.

Оборудование: учебник Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова История Древнего мира, карточки к схеме: управление древнегреческим полисом, картины с изображением храма Парфенона, карточки с заданиями: Боги Олимпа, греко – персидские битвы, презентация к уроку, проектор, ноутбук.

Используемые структуры: Конэрс, Таймд пэа шэа, Инсайд – аутсайд – секл, Си финк уандэ, Сингл раунд робин.

Ход урока:

План:

I. Организационный момент.

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы: Можно ли использовать достижения древних греков в современном мире?

III. Поиск решения проблемы.

Примерный вывод по проблеме: некоторые порядки Древней Греции сохранились и на сегодняшний день (суд присяжных, выбор должностных лиц, свобода слова, голосование, отчет должностных лиц перед гражданами), которые играют важную роль в нашем государстве. А достижения древних греков в архитектуре, живописи, литературе, философии, математике, истории заложили основы современной европейской культуры и цивилизации.


I. Организационный момент.

Приветствие учащихся с партнером по плечу, по лицу.

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель: На предыдущих уроках мы много узнали о Древней Греции. Вспомните и назовите события истории Древней Греции.

(Зарождение демократии, Олимпийские игры, правление Богов Древней Греции, деятельность мудрецов, развитие культуры, войны с персами и др.)

Учитель: какое событие, на ваш взгляд повлияло на становление Древней Греции? Воспользуемся структурой Конэрс. Подумайте, напишите название своего угла на листке бумаги. Подойдите к выбранному углу. Найдите в своей группе ближайшего партнера, дайте пять своему партнеру.

- Слушаем следующий вопрос: «Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Будем обсуждать, используя структуру Таймд пэа шэа.

- По сигналу первые начнут свое обсуждение те, кто пониже ростом. Вам дается 20 секунд.

- А теперь время для второго партнера 20 секунд.

- Кто хотел бы поделиться своими мыслями или мыслями своего партнера?

- Посмотрите, сколько у вас мнений? Так какое событие повлияло на становление Древней Греции? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Каждое событие взаимосвязано между собой и играет важную роль в становлении Древней Греции.

Поблагодарите своего партнера и пройдите на свои места.


III. Поиск решения проблемы.

1. Формулировка темы и целеполагание.

Учитель: Тема нашего урока, какая будет, можете предположить? Слайд 2

- Какие учебные цели поставим перед собой? Слайд 3

(Выявлять и закреплять главные исторические факты и понятия античного Запада. Уметь анализировать процессы взаимовлияния событий Древней Греции, связывая их в целостную картину мира. Уметь согласовывать свои действия с командой, давать и объяснять свои оценки значимости событий Древней Греции для современной цивилизации).

- Какой проблемный вопрос можем поставить перед собой? Слайд 4

(Можно ли использовать достижения древних греков в современном мире?).

- Сравните свою точку зрения с предложенной проблемой, совпало ли ваше мнение?

- Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?


2. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебник на странице 280 – 281, времени подумайте и определите по вектору времени, какую часть древней истории мы с вами изучили?

(Изучили первую цивилизацию Запада - древнюю Грецию).

- Какие охватывает века цивилизация Древней Греции?


3. Работа со схемой «Управление древнегреческим полисом»

Учитель: Ученики под номером 2, возьмите файлы с заданием №1, достаньте содержимое файла, разложите на столе.

Подумайте, обсудите с партнером по плечу, по лицу и составьте схему: «Управление древнегреческим полисом». Сделайте вывод о том, кто может быть назван гражданином полиса? На выполнение задания 1 минута.

Задаются проблемные вопросы:

- Кто стоял во главе полиса? (царь)

- Кого отнесем к должностным лицам и почему? (военный вождь, верховный жрец, верховный судья и др.)

- Кто может быть назван гражданином полиса? (все свободные люди). Слайд 4.

- Кто не являлся свободным человеком? (рабы).

По окончанию выполнения задания, учащиеся сверяются со схемой на экране. Слайд 6.

Вывод: В Древней Греции наблюдалось расслоение в обществе: на должностные лица, аристократов, демос и рабов. Следовательно, гражданином полиса мог быть только свободный человек.


5. Метод самооценки и взаимооценки.

Учитель: оцените работу своей команды по пятибалльной шкале, кто из вашей команды на ваш взгляд был самый активный участник?


6. Физкультминутка.

Учитель: Воспользуемся структурой Инсайд – аутсайд – секл.

Посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. Ученики буквы Б сформируйте внешний круг, участники буквы А – найдите своего партнера по лицу, сформируйте внутренний круг, дайте пять своему партнеру.


Учитель задает вопросы:

1. Почему в войнах греки победили персов? Время 15 секунд.

2. Какими качествами должен был обладать греческий воин?

3. Назвать мифы и легенды Древней Греции.

Поблагодарите своего партнера и пройдите на свои места.


7. Работа по картине.

Учитель: Воспользуемся структурой Си финк уандэ. Положите перед собой картину, внимательно рассмотрите ее, подумайте и запишите на листке бумаги ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите? Слайд 8.

- Что вы думаете об этом?

- О чем это заставляет вас задуматься? На выполнение задания 1 минута.

- Воспользуемся структурой Сингл раунд робин.

- Проговариваем ответы по кругу один раз, начинает ученик под номером 1. Время на выполнение задания 20 секунд.

Вывод: Греки много времени посвящали строительству храмов, отдавали в дары свои сбережения, украшения на обустройство и украшение города, внесли большой вклад в становление древнегреческой культуры.


8. Работа со словами: «Боги Олимпа».

Учитель: Ученики под номером 4 возьмите на столе карточку с заданием номер 3, прочитайте своей команде признаки, по которым вы должны не только вспомнить Бога, но и назвать покровителем чего он является, обсудите свои ответы с партнером по лицу. Время на выполнение задания 20 секунд.

1) Колесница, орёл, молния. (Зевс – бог грома и молнии)

        2) Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)

        3) Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

        4) Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

        5) Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)

        6) Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

        7) Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

        8) Кифара, лавровый венок (Аполлон – бог покровитель искусства)

        9) Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)

        10) Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)

        11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

        12) Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов).

По ходу выполнения задания, учащиеся сверяются с ответами на экране. Слайд 10 - 21.


9. Основные битвы Древней Греции.

Учитель: Возьмите на столе карточку с заданием №4, подумайте и соедините стрелками те признаки, которые характерны той или иной битве, обсудите свои ответы с партнером по плечу. Время на выполнение задания 30 секунд.

По ходу выполнения задания, учащиеся сверяются с ответами на экране.

Слайд 23 - 25.


(Марафонская битва – 13 сентября 490 г. до н. э., местечко Марафон, фаланги, афинский стратег Милтиад).

(Битва при Фермопилах – весна 480 г. до н. э., Фермопильское ущелье, спартанский царь Леонид, афинский стратег Фемистокл, триер).

(Саламинское морское сражение - 28 сентября 480 г. до н. э., Саламинский пролив, Фемистокл).


Вывод: Объединение греческих полисов, стремление защитить свою Родину и свободу, умелые тактические действия, мужество и отвага греков помогло одержать победу над персами.


10. Метод взаимооценки.

Учитель: оцените работу своей команды.


Общий вывод по уроку: некоторые порядки Древней Греции сохранились и на сегодняшний день (суд присяжных, выбор должностных лиц, свобода слова, голосование, отчет должностных лиц перед гражданами), проведение Олимпийских игр, которые играют важную роль в нашем государстве. А достижения древних греков в архитектуре, живописи, литературе, философии, математике, истории заложили основы современной европейской культуры и цивилизации.

11. Рефлексия. Билетик на выход:

Учитель: Закончим наш урок, заполнив билетик на выход. Запишите на листке бумаги ответы на следующие вопросы:

- Что понравилось на уроке? Слайд 27

- Что повторили и что закрепили?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?


Домашнее задание: выберите одно из предложенных заданий:


1) Подготовить презентацию на тему: «Культура Древней Греции».

2) Составить кроссворд о Богах Древней Греции. Слайд 28

3) Написать эссе на тему: «Зарождение демократии и ее развитие».