10 класс общественно-гуманитарного направления
Раздел – «Неметаллы и их соединения».
Урок №1Тема: «Общая характеристика неметаллов (положение в периодической системе химических элементов, закономерности изменения их свойств в ПСХЭ, главные физические и химические свойства, применение)».
Цели урока: изучить положение неметаллов в периодической системе; особенности строения атомов неметаллов; рассмотреть явление аллотропии на примере неметаллов; указать физические и химические свойства неметаллов; рассмотреть электроотрицательность элементов, как меру «неметалличности»; изучить водородные соединения неметаллов.
Развивающее значение урока: продолжить развивать умения и навыки учащихся работать самостоятельно с текстом учебника, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать монологическую речь, делать самостоятельные выводы и обобщать.
Воспитательное значение урока: продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением веществ. Воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.
Прогнозируемый результат: учащиеся обращают внимание на особенности строения атомов неметаллов, указывают их физические и химические свойства, дают характеристику водородным соединениям неметаллов.
Оборудование и реактивы: пк, интерактивная доска, указка, периодическая система Д.И.Менделеева, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь,
коллекция «природные соединения неметаллов».
Ход работы:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Мы закончили изучать раздел неорганической химии «Металлы и их соединения». Сегодня на уроке, мы рассмотрим положение неметаллов в периодической системе, установим закономерности изменения их свойств в ПСХЭ, укажем главные физические и химические свойства, применение.
II. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы:
- На какие 2 большие группы условно делятся все химические элементы? (ответ учащихся: на металлы и неметаллы).
- Каково положение в периодической системе металлов? (ответ учащихся: все металлы в основном располагаются в левой и нижней части периодической системы, из всех известных элементов, большинство (более 80) относят к металлам).
III. Изучение нового материала
- Положение неметаллов в периодической системе. Работа учащихся по периодической системе. Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу периодической системы, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.
- Особенности строения атомов неметаллов. Учащимся предлагают составить схемы электронных оболочек атомов неметаллов и разместить их в таблице. Учащиеся подчеркивают все закономерности в их строении. Цель работы: выяснить закономерности свойств элементов от их строения атомов. Ответы учащихся:
III A
|
IV A
|
V A
|
VI A
|
VII A
|
VIII A
|
B
1s22s22p1
2p1
|
C
1s22s22p2
2p2
|
N
1s22s22p3
2p3
|
O
1s22s22p4
2p4
|
F
1s22s22p5
2p5
|
Ne
1s22s22p6
2p6
|
2s2
|
↑
|
|
|
2s2
|
↑
|
↑
|
|
2s2
|
↑
|
↑
|
↑
|
2s2
|
↑↓
|
↑
|
↑
|
2s2
|
↑↓
|
↑↓
|
↑
|
2s2
|
↑↓
|
↑↓
|
↑↓
|
↑↓
|
|
↑↓
|
|
↑↓
|
|
↑↓
|
|
↑↓
|
|
↑↓
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть изображения можно закрыть “Шторкой” или высветить “Прожектором”.
Выводы:1.Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми электронов.2.Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны: меньший атомный радиус; четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.
Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.
Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства. Просмотр видеофрагмента понятие об электроотрицательности.
3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.
Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств.
- Ковкость отсутствует
- Блеска нет
- Теплопроводность (только графит)
- Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.
- Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)
- Агрегатное состояние:
- газообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, O3)
- твердое (Р, С)
- жидкое (Br2)
Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями. Просмотр видеофрагмента (аллотропия углерода)
Химические свойства неметаллов.
Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.) Осуществите превращения согласно схеме. Цель работы: совершенствовать навыки записывать уравнения химических реакций согласно схемам.


1уровень S SO2 SO3 Н2SO4


2уровень Р Р2O5 Н3РO3 соль


3 уровень сера сульфид цинка сероводород
оксид серы (IV)
Водородные соединения неметаллов.
В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их состав зависит от степени окисления неметаллов. Предлагаю учащимся составить формулы газообразных водородных соединений в виде таблицы. Цель работы: вырабатывать умение прогнозировать свойства элемента и его соединений в связи с положением элемента в периодической системе.
-4
|
-3
|
-2
|
-1
|
RH4 →
|
RH3 →
|
H2R →
|
HR
|
Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:
1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на ионы, проявляя кислотные и основные свойства.

2) Соединения, разлагаемые водой:
BH3 + 3H2O = H3BO3 + 3H2↑
3) Летучие водородные соединения
CH4, PH3, которые не взаимодействуют с водой.
По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения.
SiH4 → PH3 → H2S → HCl
Выводы:
- Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
- На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 3 до 8 электронов.
- Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
- Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
- Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.
IV. Закрепление изученного материала. Цель работы: закрепить знания о неметаллах.
1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____
2) Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах неметаллические свойства элементов ____
3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?
4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?
5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.
6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?
Азот
|
+6
|
Хлор
|
+5
|
Сера
|
+4
|
Кремний
|
+7
|
7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S —
2SO2 + O2 → 2SO3
S —
8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.
• 4 • 5 • 6 • 7
9) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..• серы • фосфора • кремния • хлора
10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:
. 2, 8, 7
Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной. Ответы учителя высвечиваются, когда он отодвигает «шторку».
1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы неметаллов в отличие от атомов металлов легко принимают наружные электроны, являются окислителями.
2) Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах возрастают.
В группах неметаллические свойства элементов уменьшаются с увеличением радиуса атомов.
3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?
SiO2----P2O5----SO3----CL2O7 усиливаются
4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента? НF---HCL----HBr---HI ослабевают
5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.
NaH, KH, HCL, HF
6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?
сера
|
+6
|
азот
|
+5
|
кремний
|
+4
|
хлор
|
+7
|
7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S —окислитель
2SO2 + O2 → 2SO3
S — восстановитель
8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно семи.
• 4 • 5 • 6 • 7
9) Наиболее электроотрицательными являются атомы хлора
• серы • фосфора • кремния • хлора
10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям: 2,8,7
Анализ проделанной работы, оценки за урок. Домашнее задание. § 18 Неметаллы, упр.1-3