1 | Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. -У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают листы самооценивания | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. | Ребята, давайте вспомним признаки делимости чисел и выполним задание , записанное на доске. Задание выполняем по вариантам. У вас на партах лежат карточки с числами , которые записаны на доске. Ребята, сидящие на 1варианте поднимут карточки с числами, которые делятся на 2 и 3 одновременно, на 2варианте – которые делятся на 5 и 9 одновременно. Задание на доске: 243, 378, 417, 675, 956, 720. (1вар---378 и 720; 2вар---675 и 720 ) Учитель задает вопросы по теме «Делимость натуральных чисел». | Учащиеся выполняют устно задание, поднимают карточки,сверяются с правильным ответом. Отвечают на вопросы учителя по теме «Делимость натуральных чисел». Каждый ученик фиксирует в листе самооценивания пункт «Повторение» . | 3 |
3 | Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока. | Задание записано на доске:. 15 * 11 Т 24 * 3 И 0 * 17 И 125 * 8 О 25 * 9 * 4 Н 520 : 10 Е 64 : 32 Б 51 : 17 О 40 * 60 П 1000 : 125 Р 25*5*2 Я 540:60 Д Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Понятие дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся) Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю | Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Понятие дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | 3 |
4 | Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. | У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин») - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью или дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 163-165 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Какое число называют рациональным? -Как называется числа в записи дроби? - Давайте подумаем, что показывает знаменатель, а что числитель? - Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта Самая известная из долей(дробей) – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Дробь называют “половиной”. Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Дробь называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится 1\4 или по-другому говорят “четверть”. - Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? - А сколько это минут четверть часа? - Итак, мы познакомились с такими дробями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие дроби, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть дроби пользуются словами “пятая”, “шестая”. А теперь вы прочитаете дроби,записанные на доске. - Дроби можно еще изображать на отрезках и на фигурах.. - Учащиеся вместе с учителем выполняют № 734 стр.166 учебника | -Апельсин - из долек -равные Доли - это равные части - на восемь - одну восьмую - 3 доли - учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби -учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя: -Число,которое можно записать в виде p/q,где p и q-натуральные числа называют рациональным числом. -Числитель и знаменатель - Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято - Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта  - Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. -Да, четверть часа, учебная четверть - 15 минут - Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4) -Читают дроби . - Учащиеся выполняют в тетрадях, а учитель на доске. | 13 |
6 | Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий | - Ребята по учебнику находим № 728 устно, №729 устно, № 735 устно, № 736 в тетрадях . - А теперь оцените свою работу. Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске) - Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6. -Запишите дробь, которую называют половиной, четвертью, третью. -Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину? Оцените свою работу. Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием. - Индивидуальные карточки. Уровень «3» Какая часть фигуры закрашена?  Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?
Уровень «4» Какая часть фигуры закрашена?  Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые? Уровень «5» В книге 160 страниц. Вика прочитала 1\2 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе? Готовый ответ учитель показывает на доске | - Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске. Самооценка учащихся. Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка. Отвечают на вопросы. По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя. | 15 |