СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по МХК по теме «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека, показать учащимся основные виды портретного искусства, техники выполнения портрета.

Образовательные: расширить знания о видах портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

познакомить с произведениями искусства, трудами великих людей.

Развивающие: художественное мышление, пространственное представление, умение анализировать произведения искусства;

развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес.

Воспитательные: эстетическое отношение к произведениям искусства;

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование:

-    для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия 

-    для учащихся: учебник, тетрадь.

Литература: Искусство, 8-9 класс, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МХК по теме «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»»

Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека, показать учащимся основные виды портретного искусства, техники выполнения портрета.

Образовательные: расширить знания о видах портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

познакомить с произведениями искусства, трудами великих людей.

Развивающие: художественное мышление, пространственное представление, умение анализировать произведения искусства;

развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес.

Воспитательные: эстетическое отношение к произведениям искусства;

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия

- для учащихся: учебник, тетрадь.

Литература: Искусство, 8-9 класс, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.













План оформления доски







3.

1.

2.





















1. Тема урока

2. Репродукции

3. Слайды





План урока 45 мин

1.Организационный момент (30 сек.)

2. Сообщение темы (30 сек.)

3. Вводная беседа (4 мин.)

4. Беседа по теме урока, объяснение нового материала (35 мин.)

5. Подведение итогов (5 мин)













Ход занятия

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Организация класса

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Петровна, сегодня я проведу у вас урок по искусству.

Приветствие

Сообщение темы.

Тема сегодняшнего урока:

«Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Слушают



Вводная беседа.

Что такое искусство?

Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Какие виды искусства вы знаете?

ВИДЫ ИСКУССТВА

Пластические, или пространственные (Изобразительные- живопись графика скульптура

Конструктивные- архитектура дизайн

Декоративно- прикладные)

Временные

(Музыка - вокальная, инструментальная

Литература - фольклор, проза, поэзия)

Пространственно-временные (театр, кино, танец)

Какие жанры вы знаете?

Пейзаж – изображение природы

Натюрморт – изображение предметов

Портрет – изображение человека


Какой из жанров появился раньше? (портрет)


Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др.

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова



Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков.

Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает?

Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.


Слушают, отвечают на вопросы.

Беседа по содержанию.


Что такое портрет?

Портрет (франц. portrait) – изображение определенного человека или группы людей.

Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами.

Запишим определения:

Парадный портрет— подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

 Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне

Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити.

Посмотрите на репродукцию портрета.

Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи.

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую очередь передать ощущение движения при устойчивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении образ дышит покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. (например, портреты Цезаря, Августа)

Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в. в.), когда главной ценностью в мире стал человек с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.

Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется Автопортрет.

Посмотрите на Автопортрет Альбрехта Дюрера.

Как вы считаете на кого художник похож?

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. 

Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют идеального человека того времени.

Работа Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»(На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью).

Работа Рафаэля «Мадонна Конестабиле»

(миниатюрное изображение Девы Марии и младенца Христа)

В XVII в. главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов.

Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни. (изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.)

На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не обычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами. (например «Мужской портрет с рукой на груди».)

Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо(стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту).

с его утонченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно-рассеянными образами.

Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др.легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.

Знаменитый «Жиль» Антуана Ватто (1684-1721), (живописца и рисовальщика, основоположника рококо) -портрет героя комедии дель арте Пьеро, которого французы называли Жилем. Здесь он изображен вне театра, отделился от остальных комедиантов и представляет собой не одну из масок, а личность, независимую от своих спутников.

Картина французского живописца Франсуа Буше «Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо». Портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под названием «Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с семнадцатилетней прелестной девушкой, красавицей Мари-Жанне Бюзо. Образ Мари-Жанне в дальнейшем творчестве Буше будет присутствовать на многих картинах живописца. Жена художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф, созданных Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью в ряде жанровых картин.


Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов.

В период романтизма(идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.)портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798—1863). Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.






Слушают, отвечают на вопросы.

Записывают определения в тетрадь.


Подведение итогов.


Наш урок подходит к концу и я попрошу ответить вас на вопросы:

1.Что такое портрет? Какие портреты бывают?

2. Почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? Что же передается в портрете?


Ответы

1.Портрет (франц. portrait) – изображение определенного человека или группы людей.

Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые.

2.В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.

Домашнее задание.




Подготовьте, компьютерную презентацию на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.