СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. "Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 5 класса на тему "Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК-"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. 5 класс. "Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК-»

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № ____ 5 класс Дата _________

ТЕМА. Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК-

Цель урока:

ознакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных

-ек- и –ик-; учить правильно писать гласные в суффиксах существительных  

-ек- и -ик; систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя существительное»;различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-;

развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль;

способствовать воспитанию бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи, взаимоуважению.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;

коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.

Предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: презентация урока; фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»; раздаточный материал: тесты, тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.

Сценарий урока

1. Мотивационный этап.

Русский язык – это огромная страна, давайте посмотрим, насколько хорошо мы эту страну знаем. Опираясь на карту, расскажите о любой стране Русского языка и её жителях (почему страна так называется, какая в ней столица, кто в ней живет и т.д.)

- Какую страну нам только предстоит изучить? (стилистику)

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (Я говорю вам фразу, а вы решаете, верно ли данное утверждение - да –нет)

1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета. (нет)

2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?(да)

3. Имена существительные изменяется по родам.(нет)

4. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.(нет)

5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.(нет)

6. Существительные ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.(да)

2.2. Проверка домашнего задания.

- С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке (ЧИК, ЩИК).

Приведите примеры слов с этими суффиксами из домашнего задания.

2.3 Тестовые задания. Проверим ваше умение применять данное правило на практике. У вас на столах листы с тестовыми заданиями по вариантам. Выполняете работу. (приложение)

3. Выявление затруднения.

На доске: извоз…ик, рассказ…ик, груз…ик, бетон…ик, зубоч…к, ковш…к.

Вставьте буквы, аргументируйте свой выбор. Какие слова вызвали трудности? Почему?

4. Разработка проекта, плана выхода из создавшегося затруднения.

- Определите самостоятельно тему нашего урока.

- Какие цели мы можем поставить для себя на уроке? (узнать правило правописания суффиксов; уметь применять новое правило на практике; уметь отличать эти суффиксы от других)

- В какой стране живут суффиксы –ек и –ик?

- Но мы должны уметь отличать разные суффиксы: -чик- и –ик.

(запись числа и темы в тетради).

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

5.1. Определите слова, в которых есть суффикс –ЧИК-:

Баклажанчик, помидорчик, перчик, огурчик.

5.2. Запишите следующие слова в столбик. Рядом запишите эти же слова в форме Род. падежа ед. числа

Гвоздик – гвоздика Карманчик - карманчика

Ящичек – ящичка Звоночек – звоночка.

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

5.3. Предлагаю просмотреть мультфильм, но без звука, после чего, я думаю, вы сами объясните мне, когда пишем суффикс – ек, а когда суффикс – ик. (просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

- Как же выбрать верный суффикс в слове? (обучающиеся делают вывод).

5.4. Составим опорный конспект, алгоритм, который поможет нам в выборе правильной гласной в суффиксе.

Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК

ЕСЛИ

при склонении слова гласная буква

ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ

ЕК ИК

Замочек – замочка ключик – ключика

Сыночек – сыночка шалашик - шалашика


6. Первичное закрепление. 

6.1. Пользуясь алгоритмом, объясните выбор гласной в суффиксе слов

бараш…к, кот…к,

6.2. Работа в парах. Вставьте буквы: зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к. Проверка.

ФИЗМИНУТКА

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

7.1. Самостоятельная работа. Вставьте буквы: Нос...к, носоч...к, зайч...к,  мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. (Слайд 14)

7.2. «ЛОВИ ОШИБКУ». 

Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик.

8. Включение в систему знаний.

Распределительный диктант (фотодиктант):

-чик

-ик-

-ек

пингвинчик

бегемотик

львёночек

попугайчик

ёжик

тигрёночек

крокодильчик

слоник

зайчоночек

9. Рефлексия. Оценивание.

- Какую цель ставили?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что вызвало особые затруднения?

- Где можно применить новые знания?

10. Домашнее задание: составить предложения или текст ( по выбору), используя слова с суффиксами –ек-, -ик-. Для сильных– составить кроссворд или написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.




Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»

1вариант

1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик,

4) объезд…ик

2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик,

4) спор…ик

3. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик,

2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

4. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик,

3) изво…чик, 4) прика…чик

5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»

2 вариант

1. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик,

3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

2. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик,

3) автомат…ик, 4) обман…ик

3. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик,

2) кровел…щик, 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

4. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик,

3) прока…чик, 4) лё…чица

5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик;

2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик


Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК


Работа в парах.

Вставьте буквы.

Зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к.


Самостоятельная работа.

Вставьте буквы: нос...к, носоч...к, зайч...к,  мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к.


«ЛОВИ ОШИБКУ».

Запишите слова, исправив ошибки.

 Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик.