Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: создать условия для ознакомления с фразеологизмами русского языка
Предметные УУД:
- содействовать усвоению классификации и объединения устойчивых словосочетаний в тематические группы;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- продолжать работу по формированию умения использовать синонимы и антонимы;
- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам и опорным словам.
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка, толерантному отношению к русской культуре.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: иллюстрации по теме «Фразеологизмы», знаки-символы, приложение на электронном носителе, цветные кружки для индивидуальной работы, смайлики для рефлексии .
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Я другу говорю: «Привет!»
А он в ответ: «Здорово!»
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.
Старшему, если встречаемся с ним,
первыми
«Здравствуйте!» мы говорим.
-А как еще можно поздороваться?
Вдаль идёт дорога -
Будет знаний много.
Так дерзай,
дружок, учись,
Не болтай
и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь- дорога нелегка
-Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.
(Проверяется наличие учебника, тетради с печатной основой, рабочей тетради, дневника, ручки, карандаша, линейки). Запишите число, классная работа.
Постановка учебной задачи.
Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.»
Беседа по содержанию, объяснение значения.
Чистописание:
е ее еее ееее еееее
( после написания строчки букв «е» «превратить» часть букв в «ё»
ел сел села сёла шёл идёт
- На какие группы можно разделить эти слова? Какое слово лишнее? Сёла – это существительное, остальные – глаголы)
ё моё твоё своё её неё
(К этой строчке - аналогичные вопросы)
-Составьте из двух первых сочетание, которое вы часто произносите -«ё моё». Кто сможет объяснить, что оно обозначает? (,,,) Обычно, это возглас выражения эмоций. Но оно непонятное, культурные люди не должные это сочетание употреблять. Вместо этого в русской речи существует очень много словосочетаний для выражения своего эмоционального состояния и для красоты речи(для подтверждения своих слов на уроке я буду так же использовать различные слова для оценивания и стимулирования учениц). Что это за чудесные слова? С некоторыми из них мы с вами познакомимся сегодня на уроке.
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр.44 и прочитайте упр.84.
(Ученики читают упражнение про себя, затем один ученик читает вслух)
- Кого называют словом тапир?
(- Это животное, у которого есть небольшой хобот. Нарисован в учебнике.)
- А что означает выражение повесил нос? (…)
Опустил нос. Опустил голову. Смотрит вниз.
- На самом ли деле грустит тапир?
( Нет. Он не грустит, просто он так выглядит с опущенным носом.
- В прямом или в переносном значении употреблено выражение повесил нос?
( В переносном. )
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как правильно в русском языке называются такие словосочетания, будем учиться отличать их от свободных словосочетаний, объяснять их значение и находить значение таких выражений в специальных словарях.
-Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.
Стр.44
ЗАМЕТЬТЕ: в языке есть устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое–либо слово, иначе изменится смысл: повесил нос – но развесил уши, прикусил язык – закусил удила, ни свет ни заря…Нельзя менять даже на родственные слова – люди не поймут. (Кот наплакал ; кошка наплакала- что верно?)
Объясняя значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. Такие сочетания слов по-другому называют фразеологизмами.
4. Наблюдения над фразеологизмами.
-Послушайте выражения и найдите в них фразеологизмы.
(На данном слайде используется фигурка грустного клоуна - любимого персонажа на еврейском празднике Пурим. Использование традиционных персонажей для игровых моментов крайне сложно по причине их «некошерного» положения. Под особенно строгим табу находится Пятачок)
Повесить портьеры, , повесить картину, повесить нос.
(Устойчивое словосочетание повесить нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя. Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо.
-Только с одним из слов русский народ составил так много интересных фразеологизмов. Но нам же хочется узнать как можно больше таких великолепных словосочетаний, делающую нашу речь богатой, красивой, умной... Все- все фразеологизмы запомнить невозможно. Где можно про них всё узнать?
- В таком случае можно обратиться к фразеологическому словарю. Есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой. Я принесла на урок большой фразеологический словарь для детей под редакцией Розе Т.В.. Он интересен тем, что в нем цветные страницы. Для каждой буквы – свой цвет. Например, все фразеологизмы, которые начинаются на букву А, размещены на розовых страницах, а на букву З – на сиреневых. В книге много забавных иллюстраций.
- Я вас просила на урок принести словари фразеологизмов. Наша школьная библиотека в этом нам помогла. А как быстро найти в этом словаре нужный фразеологизм?
(Надо посмотреть в оглавлении.)
- Откройте оглавление. А дальше?
(Может быть, искать на нужную букву. ) (Посмотреть на букву, с которой начинается фразеологический оборот.)
-Надо вспомнить место этой буквы в алфавите. Вот для чего надо было учить алфавит - от корки до корки.(…)
-Откройте страницу с этой буквой «о».
-Молодцы. Действительно, фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти быстро нужный фразеологизм, надо его чётко знать, т.к. это устойчивое сочетание слов. Менять в нем какие-либо слова нельзя.
(Вызвать к доске 1 ученика, с целью найти фразеологизм от корки до корки в «Большом фразеологическом словаре» авт. Розе. )
Наш фразеологизм от корки до корки находится на стр. *От корки до корки значит.. ( зачитывает по словарю)
- В нашем учебнике тоже есть словарь фразеологизмов. Сейчас мы с вами выполним упражнение 86 устно. Прочитайте задание.
(Читают задание: Познакомьтесь с фразеологическим словарём (учебник, с.154-155) .Прочитайте, как толкуются в нём значения словосочетаний брать на буксир, зелёная улица, висеть на телефоне, бить баклуши.
-Откройте стр.154-155 и прочитайте данные фразеологизмы. (Читают вслух по 1 человеку).
Брать на буксир – помогать отстающему.
Зелёная улица – путь без задержек.
Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.
- Чем же отличается фразеологизм от простого сочетания слов?
Ответы детей - затем 24слайд.
(Фразеологизм нужно запомнить.)
(В нём нельзя заменить какое-либо слово.)
- Например, можно повесить на гвоздик шляпу, пальто, а нос на самом деле нельзя никуда повесить, так просто говорят, когда человек огорчается.
5. Упражнения в употреблении фразеологизмов в речи.
а) Упр. 85. Стр.45. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).
Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой).
Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайца – душа в пятки. (Д.Мамин-Сибиряк)
Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В.Гаршин).
Вот и пошли они, куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака».)
Спишите любые два предложения. Подчеркните в них фразеологизмы.
Проверка. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значения.
Ответы детей с демонстрацией 26 слайда
Во весь дух – очень быстро бежать.
Душа в пятки – испугаться.
Вверх тормашками – вниз головой.
Куда глаза глядят – идти, не зная куда.
б) Упр.88 стр.46. Задание по вариантам.
Задание будете выполнять по вариантам. Первому варианту - списать простые словосочетания, выделить орфограммы. Второму варианту списать фразеологизмы и выделить орфограммы.
М..рской берег, друж..ть с товарищем, взяться за ум, х..р..шо работать, работать спустя рукава, управлять тракт..ром, остаться с носом, м..двежья берлога, м..двежья услуга, мягкая меб..ль, с гулькин нос.
( Одновременно, две ученицы работают у доски. Одна выписывает словосочетания, выделяет в словах орфограммы, другая – фразеологизмы, выделяет в словах орфограммы.)
Проверка: 1 вариант: Морской берег (орф. -безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, проверочное слово – море; парная согласная на конце слова), дружить с товарищем (орф. – правописание гласных после шипящих –ши, жи пиши с гласной и, словарное слово товарищ- тов- на иврите означает «хорошо»),
хорошо работать (орф. -- непроверяемые безударные гласные в корне слова), управлять трактором (орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова), медвежья берлога (орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова), мягкая мебель ( орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова).
2 вариант:
Взяться за ум, работать спустя рукава, остаться с носом, медвежья услуга, ( орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова) с гулькин нос.
Взяться за ум – заставить себя работать. Работать спустя рукава - плохо работать. Остаться с носом - остаться ни с чем. Медвежья услуга - такая услуга, которая вместо помощи приносит вред. С гулькин нос - Очень мало.
- Ко многим фразеологизмам можно подобрать фразеологизмы синонимы и антонимы. (Повторение правил)
-Я буду называть вам фразеологизм. А вы должны определить, к какому сочетанию слов, этот фразеологизм является синонимом, а к какому - антонимом.
На один зубок
У разбитого корыта
Кот наплакал
Капля в море
( Это синонимы к фразеологизму с гулькин нос.)
Лодыря гонять.
( Синоним к фразеологизму работать спустя рукава, а антоним к фразеологизму взяться за ум.)
Без царя в голове
( Антоним к фразеологизму взяться за ум)
-Русский язык очень богат меткими словосочетаниями. Они обогащают нашу речь, делают её привлекательнее, богаче, умнее. Знать фразеологизмы должен каждый. Фразеология – это величайшая сокровищница. В ней, как в зеркале отражается история русского народа, его трудовой опыт и нравственные ценности. Знайте и применяйте в своей речи фразеологизмы.
Закрепление.
а) Работа в тетрадях с печатной основой авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. стр. 20.
- Откройте тетради с печатной основой на стр.20. Упр.47.
Задание: Прочитайте. Составьте из данных слов все возможные словосочетания. Запишите.
Верный, язык, товарищ, гласный, русский, звук, длинный.
(Учитель показывает на слайде предложенные словосочетания, а девочки пишут их в тетрадях).
Верный товарищ, русский язык, гласный звук, длинный язык, русский товарищ.
-Какое из записанных словосочетаний является фразеологизмом?
(Длинный язык. ) (Так говорят, когда человек очень много болтает. )
- А что значит «болтает»?
(Говорят о человеке, который любит поговорить.)
Скороговорка.
Маланья – болтунья молоко болтала- болтала, да не выболтала .
б) Самостоятельная работа .
Упр.49.
Задание: Прочитайте. Соедините линиями каждое устойчивое словосочетание (фразеологизм) с его значением.
Набрать в рот воды - обманывать.
Сидеть сложа руки - победить.
Одержать победу - глядеть по сторонам.
Кривить душой - ничего не делать.
Ворон считать - молчать.
Проверка.
Обмен тетрадями с соседкой по парте.
в)Дополнительное задание для тех, кто справился :
-Девочки, если вы сможете раньше подруг выполнить это задание, то сделайте, бэвэ кашА ( это значит- пожалуйста на иврите )упр.48. Прочитайте. Что означают выделенные словосочетания? Спишите.
Каша в голове у дяди Саши, И ботинки просят каши.
(Каша в голове у дяди Саши – это значит путаются мысли.) (Ботинки просят каши – это значит, что они рваные.)
Обобщение:
-С каким понятием познакомились? (Мы познакомились с фразеологизмами.)
- Как их можно различить в речи?
(Эти выражения несут особый смысл, употребляются в переносном значении.)
- Какие фразеологизмы запомнили? (Кот наплакал, бить баклуши, сесть в калошу .(Называют фразеологизмы).
9. Рефлексия:
Продолжи фразу: Сегодня на уроке ….
Я узнала…
Я училась…
Я использую это для….
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активной на уроке, у меня все получилось, я все поняла.
Задумчивый – мне было интересно, но надо еще немножко поучить .
Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь
Домашнее задание:
- Прочитаете определение на стр.44, выполните упр. 87 Прочитайте задание к упр. 87.
-Прочитайте фразеологизмы. Подберите к словам из правого столбика соответствующие им по смыслу фразеологизмы. Запишите парами:
Падать духом - унывать.
- И можно начать думать о проекте «Каша – не только пища наша»
Итог.
Благодарность детям за работу.
Оценки. Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.