СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Соединительные гласные "о", "е" в сложных словах" 4 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Соединительные гласные "о", "е" в сложных словах" 4 класс УМК "Перспектива"»

Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах

Задачи:

  • Образовательные:

    • систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;

    • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

  • Развивающие:

    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

    • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

  • Воспитательные:

    • воспитывать навыки сотрудничества;

    • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

    • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;

  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

  • готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

  • устанавливать аналогии;

  • решать языковые задачи моделированием;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение находить общее решение;

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.

  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

  • выведение алгоритма действий;

  • формулирование общего вывода.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013

  • рабочая тетрадь;

  • карточки с заданиями для групповой работы;

  • ИКТ (презентация к уроку)


  1. Организационный момент

– Я хочу рассказать вам одну притчу: Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

– Как вы понимаете это выражение?

– Действительно, все в наших руках, дорогие дети. Уйдете ли вы сегодня со знаниями или без них.

– Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет русского языка.

– У кого сегодня хорошее, деловое настроение?

– Я желаю вам до конца урока его сохранить. Слайд 1

– Откройте тетради. Запишите дату 9 декабря, Классная работа

  1. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

На доске слова: Слайд

мышь мышь

мыши мышка

мышью мышонок

мышеловка

мышиный

мышковать

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Это разные формы одного и того же слова.

- Докажите.

- Отличаются только окончанием.

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.

- Докажите.

Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.

- Что такое корень?

- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слайд

- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь

-Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука

- Что заметили?

- Звуков меньше, чем букв.

- Почему?

-Мягкий знак звука не обозначает?

- Зачем пишем «Ь»?

-Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце.

- Назовите все шипящие звуки русского языка.

- [ж], [ш], [ч’], [щ’].

- Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?

- Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.

- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?

-е, ё, и, я, ю

- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?

- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.

- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?

- Мышеловка.

- Почему?

- Имеет два корня (мыш- и -лов-)-

- От каких слов образовано?

- Мышь и ловить

- Как называются слова, имеющие 2 корня?

-Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».

Вы догадались, с какими словами мы будем работать на уроке?

- «Сложные слова». Слайд 3

III. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?

-Дети записывают слово «птиц?ферма».

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- В написании соединительной гласной.

- Что такое соединительная гласная?

-Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Почему возникла трудность?

-Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Слайд

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «и»?

- Кто написал с буквой «е»?

- Кто написал с буквой «ы»?

- Кто написал с другой буквой?

- Почему выбрали именно эту букву?

Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».

-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?

- Нет.

- Почему? В чём проблема возникла?

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Какую задачу мы должны с вами решить?

- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? Слайд

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах (по цветам), в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

-Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.

  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.

  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) после…

- соединительная буква «о» пишется после…

- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.

-После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.

-После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске.

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).

Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (сталевар);

2) после шипящих и после «ц» (кашевар, птицелов);

- соединительная буква «о» пишется:

после твёрдых согласных (водолаз, самокат).

- Проверьте свои предположения с правилом на доске. Слайд

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?

- Соединительную гласную «е».

- Почему?

- После «ц» в сложных словах пишется «е». Слайд

- Молодцы! А помнить всегда это правило

вам поможет стихотворение – «запоминалка»:

Слайд

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!

Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором

Физминутка с Машей

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Работа в тетерадях.

- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:

- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.

Слайд

- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота

(Описание животного читает вслух кто-то из детей.)

- Землеройка!

Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.

Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.

Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,

подчеркиваю орфограмму: землеройка.

- Молодцы!

(Появляется картинка с изображением землеройки.)

Слайд

Млекопитающее с окаменелым панцирем,

обитающее в Америке.

- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)

Слайд

Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).

- Верно! (Появляется картинка.)

  1. Работа в парах.

- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.

Слайд

Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.

Слайд

Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.

Слайд

Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.

- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:

  1. Сверка по образцу.

утконос

меченосец

носорог

Слайд

VI. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику. (самостоятельно)

- А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Я неспроста сказала вам обратить внимание на слова из песни Маши «Про следы». Каких животных Маша упоминает в своей песне?

- Вот эти слова.

нособраз попукан

дикорог пелигай

ворова крокомот

коробей бегедил

- Что с ними не так? Назовите их правильно.

- Есть ли тут слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока?

Слайд

VIII. Итог урока

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Сколько корней бывает в слове?

- О каких соединительных гласных вы узнали?

- Когда пишется «е»? Когда пишется «о»?

– Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)

– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

– Добились ли мы поставленной цели?

Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе работа на уроке?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решении поставленных задач.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно ты работал в группе.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- На перемене сдайте карты самооценки


Домашнее задание – по выбору Творческое задание (по желанию): сочинить сказку, используя в ней сложные слова или упр. 194 на с.109 Слайд

Оценки

- Спасибо за урок!