Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
осознание значимости отобранного материала;
формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
устанавливать аналогии;
решать языковые задачи моделированием;
Коммуникативные УУД:
формировать умение находить общее решение;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
выведение алгоритма действий;
формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013
Организационный момент
– Я хочу рассказать вам одну притчу: Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
– Как вы понимаете это выражение?
– Действительно, все в наших руках, дорогие дети. Уйдете ли вы сегодня со знаниями или без них.
– Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет русского языка.
– У кого сегодня хорошее, деловое настроение?
– Я желаю вам до конца урока его сохранить. Слайд 1
– Откройте тетради. Запишите дату 9 декабря, Классная работа
Актуализация знаний. Постановка темы урока.
На доске слова: Слайд
мышь мышь
мыши мышка
мышью мышонок
мышеловка
мышиный
мышковать
- Что вы можете сказать о словах первого столбика?
- Это разные формы одного и того же слова.
- Докажите.
- Отличаются только окончанием.
- Что можете сказать о словах второго столбика?
- Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.
- Докажите.
Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.
- Что такое корень?
- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слайд
- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь
-Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука
- Что заметили?
- Звуков меньше, чем букв.
- Почему?
-Мягкий знак звука не обозначает?
- Зачем пишем «Ь»?
-Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце.
- Назовите все шипящие звуки русского языка.
- [ж], [ш], [ч’], [щ’].
- Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?
- Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.
- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?
-е, ё, и, я, ю
- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?
- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.
- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?
- Мышеловка.
- Почему?
- Имеет два корня (мыш- и -лов-)-
- От каких слов образовано?
- Мышь и ловить
- Как называются слова, имеющие 2 корня?
-Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».
Вы догадались, с какими словами мы будем работать на уроке?
- «Сложные слова». Слайд 3
III. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?
-Дети записывают слово «птиц?ферма».
- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?
- В написании соединительной гласной.
- Что такое соединительная гласная?
-Это буква, соединяющая два корня сложного слова.
- Почему возникла трудность?
-Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Слайд
- Кто написал с буквой «о»?
- Кто написал с буквой «и»?
- Кто написал с буквой «е»?
- Кто написал с буквой «ы»?
- Кто написал с другой буквой?
- Почему выбрали именно эту букву?
Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».
-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?
- Нет.
- Почему? В чём проблема возникла?
- Не знаем правила написания соединительных гласных.
- Какую задачу мы должны с вами решить?
- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? Слайд
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Ребята, я предлагаю вам работу в группах (по цветам), в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)
- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.
- Какие правила мы обязаны соблюдать?
-Не перебивать друг друга.
- Выслушивать мнение каждого члена группы.
- Принимать общее решение.
(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)
Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.
Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
Прочитай (произнеси) слово.
Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
Сделай вывод:
- соединительная буква «е» пишется:
1) после…
2) после…
- соединительная буква «о» пишется после…
- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.
-После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.
-После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске.
- Какой вывод вы сделали?
(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).
Вывод детей:
- соединительная буква «е» пишется
1) после мягких согласных (сталевар);
2) после шипящих и после «ц» (кашевар, птицелов);
- соединительная буква «о» пишется:
после твёрдых согласных (водолаз, самокат).
- Проверьте свои предположения с правилом на доске. Слайд
А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?
- Соединительную гласную «е».
- Почему?
- После «ц» в сложных словах пишется «е». Слайд
- Молодцы! А помнить всегда это правило
вам поможет стихотворение – «запоминалка»:
Слайд
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!
Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором
Физминутка с Машей
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в тетерадях.
- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:
- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.
Слайд
- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота
(Описание животного читает вслух кто-то из детей.)
- Землеройка!
Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.
Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.
Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,

подчеркиваю орфограмму: землеройка.
- Молодцы!
(Появляется картинка с изображением землеройки.)
Слайд
Млекопитающее с окаменелым панцирем,
обитающее в Америке.
- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)
Слайд
Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).
- Верно! (Появляется картинка.)
Работа в парах.
- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.
Слайд
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.
Слайд
Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.
Слайд
Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.
- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:
Сверка по образцу.
утконос
меченосец
носорог
Слайд
VI. Включение в систему знаний.
Работа по учебнику. (самостоятельно)
- А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Я неспроста сказала вам обратить внимание на слова из песни Маши «Про следы». Каких животных Маша упоминает в своей песне?
- Вот эти слова.
нособраз попукан
дикорог пелигай
ворова крокомот
коробей бегедил
- Что с ними не так? Назовите их правильно.
- Есть ли тут слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока?
Слайд
VIII. Итог урока
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
- Сколько корней бывает в слове?
- О каких соединительных гласных вы узнали?
- Когда пишется «е»? Когда пишется «о»?
– Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)
– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.
– Добились ли мы поставленной цели?
Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе работа на уроке?
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решении поставленных задач.
4. Оцени, насколько дружно и слаженно ты работал в группе.
- На перемене сдайте карты самооценки
Домашнее задание – по выбору Творческое задание (по желанию): сочинить сказку, используя в ней сложные слова или упр. 194 на с.109 Слайд
Оценки
- Спасибо за урок!