УРОК ПО ТЕМЕ: «СТРАНЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ.
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА».
Цель: Познакомить обучающихся со своеобразием природы, населения и хозяйства стран региона.
Задачи:
Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Южной Африки.
Раскрыть основные черты природы и населения ЮАР.
Рассмотреть с обучающимися виды хозяйственной деятельности в ЮАР, выявить их связь с природными богатствами страны и с историей заселения ее европейцами.
Продолжить формировать у них умение составлять комплексную характеристику государства; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами и другими источниками информации.
Основное содержание.
Разнообразие природы Южной Африки, ее изменение при движении с севера на юг и с запада на восток. Страны региона, их колониальное прошлое, современное состояние. Особенности расового и этнического состава населения, быт и культура народов Южной Африки. ЮАР — экономически развитое государство.
Основные термины и понятия.
Комплексная характеристика государства, широтная зональность, коренное и пришлое население.
Номенклатура.
Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, ЮАР, Претория, Кейптаун, Йоханнесбург.
Средства обучения.
Политическая, физическая карты Африки, карта провинций ЮАР, тематические карты атласа, настенная контурная карта, иллюстрации, план комплексной характеристики государства, подборка журналов «Эхо планеты», «Азия и Африка сегодня», «Вокруг света», мультимедиа учебник по географии для 7 класса.
Методы и формы учебной деятельности.
Объяснение причин разнообразия природы региона, проявления широтной зональности, ее нарушения.
Индивидуальная работа с текстом учебника.
Рассказ учителя о приемах составления комплексной характеристики страны; беседы с учащимися о странах Африки, выбор страны для комплексного описания
Беседа по результатам анализа карт различного содержания.
Составление наиболее интересного описания природы, населения и хозяйства ЮАР по плану.
Практические работы.
Составление на контуре ЮАР картографической модели, отражающей виды хозяйственной деятельности населения.
Составление комплексной характеристики ЮАР.
Считаю, что урок целесообразно провести в форме практического занятия.
Этапы урока
1. Ознакомление с целями и задачами урока.
2. Ознакомление учащихся с порядком проведения практического занятия.
Порядок проведения практического занятия.
1. Индивидуальная работа с картами и другими источниками географической информации по плану.
2. Составление комплексной характеристики государства.
3. Коллективное обсуждение итогов работы.
3. Подготовительный этап.
Вспомнить с учащимися местоположение географических объектов
Африки. Обобщить ответы обучающихся.
4. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Особенности природы Южной Африки.
2. Страны Южной Африки.
3. Южно-Африканская республика.
План комплексной характеристики государства
1. Название и столица.
2. Географическое положение:
а) в какой части материка расположено;
б) между какими градусами широты и долготы лежит;
в) примерная протяженность;
г) размеры в сравнении с другими государствами.
3. Особенности рельефа:
а) общая характеристика поверхности;
б) основные формы рельефа;
в) высшая точка (если возможно определить).
4. Полезные ископаемые.
5. Особенности климата:
а) климатические пояса;
б) средняя температура января и июля;
в) осадки (количество и режим).
6. Крупные реки и озера.
7. Природные зоны, их особенности:
а) типичные растения;
б) типичные животные.
8. Народы, населяющие страну.
9. Основные занятия людей:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности.
Выполнение заданий, фиксация результатов в форме, оговоренной
заранее (в виде комплексной характеристики государства – ЮАР и картографической модели, отражающей виды хозяйственной деятельности населения этой страны.).
5. Закрепление.
Беседа по вопросам.
Вопросы для закрепления.
1. Как изменяется природа Южной Африки при движении от побережья Индийского океана к Атлантическому? Почему?
2. Назовите страны Южной Африки.
3. Почему ЮАР — единственная промышленно развитая страна континента? Что способствовало развитию ее хозяйства?
6. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Кратко охарактеризовать работу класса на уроке, выставить оценки.
7. Домашнее задание: § 27, конспект в рабочей тетради.