Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Понятие о морфемике. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (слова и словоформы).
Вступительное слово.
– Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового «Первородство». (слайд 1)
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
– Обереги меня!
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
– Как вы поняли это стихотворение?
– О какой особенности слов говорит нам поэт?
– Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака –
из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова?
– Верно, слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».
– Выполним устно упражнение 483. («Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»). Что помогло нам расшифровать высказывание К. Г. Паустовского? (Обозначения морфем помогли определить правильную последовательность частей слов.)
– Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема -ш-. Сама по себе она не имеет смысла. (слайд 2)
– Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень -ш-? (Движение человека пешком.)
– Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла, и получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Формулировка темы и цели урока.
– Попробуйте определить тему и цель урока самостоятельно (слайды 3,4)
Тема: Слова и словоформы. Цель: Познакомиться с понятиями «слово» и «словоформа», определить их различие.
– Морфема – значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами.
Работа с учебником.
Упр. 485 (повторение спряжений (II спряжение); формы глагола).
Понятие словоформа.
Просклоняйте слово «авиация».
Упр. 488 (устно). Победа, победить, побежденный, победный, победоносный; беда.
Изначально слово «победитель» произошло от слова «беда» с приставкой по- и корнем -бед-, но сейчас приставка стала частью корня -побед-.
Значение слова «победитель» на основе знания его прежнего корня можно объяснить следующим образом: тот, кто преодолел беду.
Вывод: слово и словоформа (чем отличаются).
Домашнее задание (слайд 5):
Упр. 487 (списать, выбирая правильную букву; выделить морфему, в которой находится орфограмма).
2