СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование. Особое внимание обращено на групповую работу обучающихся, в ходе которой пятиклассники формулируют существенные признаки понятия "обращение" и пунктуационное правило.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением""»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№6»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан










на тему:

5а класс




Разработала и провела

учитель высшей категории

Зубаирова Ляйсан Фанилевна








2007



Цели урока.

  1. Образовательные:

  1. усвоить существенные признаки обращения;

  2. усвоить особенности пунктуационного оформления предложений с обращением.


  1. Развивающие:

  1. сформировать умение находить обращения в тексте;

  2. сформировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с обращением.


  1. Воспитательные:

  1. воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

  2. воспитание патриотических чувств у пятиклассников;

  3. воспитание умения сотрудничать, работать в группе.



Оборудование:

    • раздаточный дидактический материал;

    • сигнальные карточки;

    • мультимедийный проектор;

    • таблица-схема.



План урока.

  1. Приветствие. Организационный момент.

  2. Усвоение нового материала:

    1. проблемная ситуация;

    2. целеполагание;

    3. анализ языкового материала;

    4. формулировка понятия «обращение»;

    5. работа в группах.

  3. Формирование умений применять изученный материал.

    1. упражнение № 1 (аналитическое, устно);

    2. работа с сигнальными карточками (упражнение № 2);

    3. осложненное списывание (упражнение № 3);

    4. конструирование предложений на заданную тему (синтетическое, письменно).

IV. Подведение итогов.

  1. Объяснение домашнего задания.





Ход урока.


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Очень рада вас видеть у нас в гостях в гимназии№6! Садитесь! Сегодня у нас не совсем обычный урок, сегодня у нас урок-исследование. Пусть вас не пугает эта формулировка, потому что на уроке мы будем заниматься тем, чем и всегда : исследовать языковой материал. Прежде, чем приступить к любой исследовательской работе, нужно определиться с предметом исследования. Для этого посмотрите, пожалуйста, небольшую сценку.

Сценка.

Встретились однажды Слоненок, Мартышка и Удав.

Мартышка. Привет, Слоненок! Привет, Удав! Вы чего такие грустные?

Слоненок. Привет, Мартышка!

Удав. Мы не грустные, просто нам нечем заняться.

Мартышка. Как нечем заняться?.. А давайте пойдем в гости к крокодилу!

Вместе. Давайте!!!

Слоненок. Ой, глядите, наш друг Крокодил уплыл на другой берег и не видит нас.

Мартышка. А мы его сейчас позовем. Эге-ге-гей!

Слоненок. Мы пришли к тебе в гости.

Удав. Плыви к нам!

Мартышка. Почему он не отзывается? Ведь мы громко кричали…


Действительно, ребята, почему же крокодил не отзывается, ведь друзья кричали очень громко?

Потому что герои неправильно обращались к Крокодилу: они не называли его по имени.

Правильно, чтобы привлечь внимание Крокодила, друзья должны были к


нему обратиться, т.е. использовать в своей речи обращение. Хотите узнать, что было дальше?

Слоненок. Как же нам к нему обратиться?

Мартышка. Я придумала! Я придумала обращение: давайте назовем его по имени.

Все. Давайте! Крокодил!

Крокодил. Кто это там зовет меня? А, это мои друзья, поплыву-ка я к ним.

Какое новое понятие вам встретилось? Обращение.

(Презентация 1)

Обращение и станет предметом исследования сегодня на уроке. Какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

(Презентация 2 и 3)

усвоить…

  • существенные признаки обращения;

  • особенности пунктуационного оформления предложений с обращениями.

научиться…

  • находить обращения в предложении;

  • расставлять знаки препинания в предложениях с обращением.


Исходя из целей, которые вы сформулировали, какова тема урока?

(Презентация 4)

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Первая и основная цель нашего исследования – выяснить, что такое обращение. Посмотрите на доску.


Ребята, берегите природу родного края.

Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами…
Расти и процветай, любимый город!

Найдите слова или словосочетания, которые называют лицо или предмет, к которому обращаются с речью.

Ребята, мой край родной, любимый город.

Сформулируйте, что такое обращение.

(Презентация 6)

Обращение - слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.

Исследование, как вы понимаете, дело серьезное. В научно-исследовательских институтах существуют целые лаборатории, которые занимаются изучением какого-либо явления. Вот и мы с вами организуем лаборатории, каждая из которых будет заниматься изучением своей проблемы.


Обращение легко спутать с подлежащим. Выяснить, чем же отличается обращение от подлежащего, предстоит 1 лаборатории. Ответственная – Ахсанова Рамина.

Так же, как и однородные члены, обращение произносится с особой интонацией. Выяснить особенности интонационного оформления предложений с обращениями придется 2 лаборатории. Ответственная – Куриленко Анастасия.

Познакомиться с видами обращения сможет 3 лаборатория. Ответственная – Абдрахманова Вика.

Доказать, что обращение – смысловой отрезок, выпала честь 4 лаборатории. Ответственный – Гималетдинов Асхат.

И наконец, особенности пунктуационного оформления предложений с обращениями предстоит исследовать 5 группе. Ответственный – Пролипота Влад.

Все группы получили задания. Работу в группах организуют ответственные. Разговаривать нужно вполголоса. Не забудьте фиксировать результаты исследования на карточки, которые я вам раздала. Итак, начали.

Групповая работа закончена. Слушаем внимательно отчеты руководителей лаборатории.

Вы уже заметили, что обращение легко можно спутать с подлежащим. Как отличить подлежащее и обращение, расскажет Ахсанова Рамина.

Цель: выяснить, чем отличается обращение от подлежащего.


Дима прочитал книгу о животных.

Дима, прочитай книгу о животных.

Дима, ты прочитал книгу о животных?


  1. Прочитайте предложения вслух.

  2. Определите, какие это предложения по цели высказывания.

Сделайте вывод.

Предложения с обращением по цели высказывания, как правило,_______________________________________________________________.

  1. Разберите по членам предложения.

    • Каким членом предложения является слово «Дима» в первом предложении? Входит ли слово «Дима» из второго и третьего предложений в грамматическую основу предложений? Можно ли к нему задать вопрос? Сделайте вывод.

Обращение ______ является членом предложения, потому что к нему нельзя задать вопрос.


Таким образом, обращение ____ является членом предложения и, как правило, употребляется в _______________________________________________ и ___________________________________ предложениях.

Молодцы, 1 группа! Хорошо поработали! Обращение отличается от подлежащего еще и тем, что произносится с особой интонацией. Об особенностях интонирования предложений с обращениями поведает Куриленко Настя.


Цель: определить особенности интонирования предложений с обращениями.


Ребята, берегите природу родного края.

Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами…
Расти и процветай, любимый город!

Родина! Как ты весной хороша!


  1. Прочитайте предложения вслух.

  2. Повышается ли голос при произнесении обращения? Сделайте вывод.

При произнесении обращения голос _______________________________.


  1. Есть ли паузы в предложениях с обращениями? Где они находятся?

Сделайте вывод.

При интонировании обращение выделяется _____________________.


  1. Что происходит с интонацией после паузы: повышается или понижается? Сделайте вывод.

После паузы голос ____________________________________________.


Таким образом, при произнесении обращения голос _______________________________, обращение выделяется _______________________________, после которых голос _______________________________.


Такая интонация, ребята, называется звательной. Звательная интонация – важный опознавательный признак для этой пунктограммы.

Проверить, насколько усвоен вами материал, поможет следующее упражнение. Посмотрите на доску. Вам необходимо прочитать предложение

и выяснить, осложнено ли оно обращением.

  • Не трещите, морозы, в заповедном бору.

  • К утру мороз крепчал.

  • Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

  • Муравьи - санитары леса.

  • Черемуха душистая с весною расцвела.

  • Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.


Образец рассуждения. В 1 предложении слово «морозы» является обращением, так как оно называет явление природы, к которому обращаются с речью, произносится со звательной интонацией и не является членом

предложения, т.е. не зависит от сказуемого. Или с пом. сигналиков

Таким образом, сделайте вывод, как отличить подлежащее от обращения.

Обращение не является членом предложения и произносится со звательной интонацией.


О видах обращений нам расскажет Абдрахманова Вика.

Цель: выяснить, чем отличаются распространенные и нераспространенные обращения.


Не пугай, зима, весна скоро придет.(Пословица)

Уходи, зима седая…(А. Майков)


  1. Прочитайте предложения вслух.

  2. Выясните, чем является обращение (словом или словосочетанием) в каждом предложении?

  3. Сделайте вывод, какое обращение называется распространенным, а какое нераспространенным?

Если обращение состоит из ____________________________ слова, то оно называется нераспространенным.


Если обращение состоит из ____________________________, то оно называется распространенным.


Итак, говоря об обращениях, теперь вы можете указывать вид обращения.

Кстати, обращения из предыдущего упражнения распространенные или нераспространенные?

Нераспространенные.

Обращение в предложении несет определенную смысловую нагрузку. О чем это говорит?

Обращение – смысловой отрезок.

Докажет это Гималетдинов Асхат.

Цель: доказать, что обращение – это смысловой отрезок.

Родная планета! Цвети, зеленей! Мы любим тебя в переливах огней.(Л. Ошанин )

  1. Прочитайте предложения вслух. Найдите обращения.

  2. Вспомните, что такое смысловой отрезок.

  3. Докажите, что обращение – это смысловой отрезок.

    • Попробуйте опустить обращение, т.е. прочитайте предложение без обращения.

    • Изменилось ли смысловое значение предложения?

    • Выделяется ли этот отрывок интонационно?

    • Выделяется ли на письме знаками препинания?

    • Сделайте вывод.

Обращение – это смысловой отрезок, потому что с помощью обращения предложению придается ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


И, наконец, самый важный момент – особенности пунктуационного оформления предложений с обращением. Об этом расскажет Пролипота Влад.

Цель: определить особенности пунктуационного оформления предложений с обращениями.

Ребята, берегите природу родного края!

Берегите, ребята, природу родного края!

Берегите природу родного края, ребята!

Ребята! Берегите природу родного края!

  1. Прочитайте предложения вслух.

  2. Определите место обращения в предложении.

  3. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с обращением.

Таким образом,

    • если обращение находится в начале предложения, то запятая ставится _________________ него;

    • если обращение находится в середине предложения, то запятая ставится __________________________________________;

    • если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится _________________ним.


  1. В чем особенность последнего предложения? Как произносится обращение? В чем особенность пунктуационного оформления такого предложения?

Таким образом, если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _____________________________, а следующее слово пишется с ____________________________ буквы.


От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением?

От местоположения обращения.

(Презентация 8)

В следующем упражнении необходимо расставить знаки препинания в предложениях с обращением.

  • И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез. (Л. Татьяничева)

  • Русь моя люблю твои березы!

(Н. Рубцов)

  • Слава твоя – это наша слава Родина! (Р. Рождественский)

  • Россия Над твоими нивами пусть небо синее цветет! (А. Пришелец)


От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением? Какие виды обращений вам встретились?

Какая тема объединяет эти предложения? Что значит любить Родину? Составьте предложения, осложненные обращениями, о нашей Родине,

о Республике Башкортостан.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Для истинного патриота все дорого на своей Родине: и ее народ, и ее история, и ее культура, и язык, и завтрашний день. Будущее нашей Родины в наших руках. Помните об этом. Многие говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой. Нужно быть патриотом не на словах, а на деле.

Итак, вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы целей урока? Назовите существенные признаки обращения.

Домашнее задание на доске. Откройте дневники, запишите его. Спасибо за урок.


8