Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№6»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

на тему:
5а класс
Разработала и провела
учитель высшей категории
Зубаирова Ляйсан Фанилевна
2007
Цели урока.
Образовательные:
усвоить существенные признаки обращения;
усвоить особенности пунктуационного оформления предложений с обращением.
Развивающие:
сформировать умение находить обращения в тексте;
сформировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с обращением.
Воспитательные:
воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
воспитание патриотических чувств у пятиклассников;
воспитание умения сотрудничать, работать в группе.
Оборудование:
План урока.
Приветствие. Организационный момент.
Усвоение нового материала:
проблемная ситуация;
целеполагание;
анализ языкового материала;
формулировка понятия «обращение»;
работа в группах.
Формирование умений применять изученный материал.
упражнение № 1 (аналитическое, устно);
работа с сигнальными карточками (упражнение № 2);
осложненное списывание (упражнение № 3);
конструирование предложений на заданную тему (синтетическое, письменно).
IV. Подведение итогов.
Объяснение домашнего задания.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Очень рада вас видеть у нас в гостях в гимназии№6! Садитесь! Сегодня у нас не совсем обычный урок, сегодня у нас урок-исследование. Пусть вас не пугает эта формулировка, потому что на уроке мы будем заниматься тем, чем и всегда : исследовать языковой материал. Прежде, чем приступить к любой исследовательской работе, нужно определиться с предметом исследования. Для этого посмотрите, пожалуйста, небольшую сценку.
Сценка.
Встретились однажды Слоненок, Мартышка и Удав.
Мартышка. Привет, Слоненок! Привет, Удав! Вы чего такие грустные?
Слоненок. Привет, Мартышка!
Удав. Мы не грустные, просто нам нечем заняться.
Мартышка. Как нечем заняться?.. А давайте пойдем в гости к крокодилу!
Вместе. Давайте!!!
Слоненок. Ой, глядите, наш друг Крокодил уплыл на другой берег и не видит нас.
Мартышка. А мы его сейчас позовем. Эге-ге-гей!
Слоненок. Мы пришли к тебе в гости.
Удав. Плыви к нам!
Мартышка. Почему он не отзывается? Ведь мы громко кричали…
Действительно, ребята, почему же крокодил не отзывается, ведь друзья кричали очень громко?
Потому что герои неправильно обращались к Крокодилу: они не называли его по имени.
Правильно, чтобы привлечь внимание Крокодила, друзья должны были к
нему обратиться, т.е. использовать в своей речи обращение. Хотите узнать, что было дальше?
Слоненок. Как же нам к нему обратиться?
Мартышка. Я придумала! Я придумала обращение: давайте назовем его по имени.
Все. Давайте! Крокодил!
Крокодил. Кто это там зовет меня? А, это мои друзья, поплыву-ка я к ним.
Какое новое понятие вам встретилось? Обращение.
(Презентация 1)
Обращение и станет предметом исследования сегодня на уроке. Какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?
(Презентация 2 и 3)
усвоить…
научиться…
Исходя из целей, которые вы сформулировали, какова тема урока?
(Презентация 4)
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.
Первая и основная цель нашего исследования – выяснить, что такое обращение. Посмотрите на доску.
Ребята, берегите природу родного края.
Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами…
Расти и процветай, любимый город!
Найдите слова или словосочетания, которые называют лицо или предмет, к которому обращаются с речью.
Ребята, мой край родной, любимый город.
Сформулируйте, что такое обращение.
(Презентация 6)
Обращение - слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.
Исследование, как вы понимаете, дело серьезное. В научно-исследовательских институтах существуют целые лаборатории, которые занимаются изучением какого-либо явления. Вот и мы с вами организуем лаборатории, каждая из которых будет заниматься изучением своей проблемы.
Обращение легко спутать с подлежащим. Выяснить, чем же отличается обращение от подлежащего, предстоит 1 лаборатории. Ответственная – Ахсанова Рамина.
Так же, как и однородные члены, обращение произносится с особой интонацией. Выяснить особенности интонационного оформления предложений с обращениями придется 2 лаборатории. Ответственная – Куриленко Анастасия.
Познакомиться с видами обращения сможет 3 лаборатория. Ответственная – Абдрахманова Вика.
Доказать, что обращение – смысловой отрезок, выпала честь 4 лаборатории. Ответственный – Гималетдинов Асхат.
И наконец, особенности пунктуационного оформления предложений с обращениями предстоит исследовать 5 группе. Ответственный – Пролипота Влад.
Все группы получили задания. Работу в группах организуют ответственные. Разговаривать нужно вполголоса. Не забудьте фиксировать результаты исследования на карточки, которые я вам раздала. Итак, начали.
Групповая работа закончена. Слушаем внимательно отчеты руководителей лаборатории.
Вы уже заметили, что обращение легко можно спутать с подлежащим. Как отличить подлежащее и обращение, расскажет Ахсанова Рамина.
Цель: выяснить, чем отличается обращение от подлежащего.
Дима прочитал книгу о животных.
Дима, прочитай книгу о животных.
Дима, ты прочитал книгу о животных?
Прочитайте предложения вслух.
Определите, какие это предложения по цели высказывания.
Сделайте вывод.
Предложения с обращением по цели высказывания, как правило,_______________________________________________________________.
Разберите по членам предложения.
Обращение ______ является членом предложения, потому что к нему нельзя задать вопрос.
Таким образом, обращение ____ является членом предложения и, как правило, употребляется в _______________________________________________ и ___________________________________ предложениях.
Молодцы, 1 группа! Хорошо поработали! Обращение отличается от подлежащего еще и тем, что произносится с особой интонацией. Об особенностях интонирования предложений с обращениями поведает Куриленко Настя.
Цель: определить особенности интонирования предложений с обращениями.
Ребята, берегите природу родного края.
Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами…
Расти и процветай, любимый город!
Родина! Как ты весной хороша!
Прочитайте предложения вслух.
Повышается ли голос при произнесении обращения? Сделайте вывод.
При произнесении обращения голос _______________________________.
Есть ли паузы в предложениях с обращениями? Где они находятся?
Сделайте вывод.
При интонировании обращение выделяется _____________________.
Что происходит с интонацией после паузы: повышается или понижается? Сделайте вывод.
После паузы голос ____________________________________________.
Таким образом, при произнесении обращения голос _______________________________, обращение выделяется _______________________________, после которых голос _______________________________.
Такая интонация, ребята, называется звательной. Звательная интонация – важный опознавательный признак для этой пунктограммы.
Проверить, насколько усвоен вами материал, поможет следующее упражнение. Посмотрите на доску. Вам необходимо прочитать предложение
и выяснить, осложнено ли оно обращением.
Не трещите, морозы, в заповедном бору.
К утру мороз крепчал.
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.
Муравьи - санитары леса.
Черемуха душистая с весною расцвела.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Образец рассуждения. В 1 предложении слово «морозы» является обращением, так как оно называет явление природы, к которому обращаются с речью, произносится со звательной интонацией и не является членом
предложения, т.е. не зависит от сказуемого. Или с пом. сигналиков
Таким образом, сделайте вывод, как отличить подлежащее от обращения.
Обращение не является членом предложения и произносится со звательной интонацией.
О видах обращений нам расскажет Абдрахманова Вика.
Цель: выяснить, чем отличаются распространенные и нераспространенные обращения.
Не пугай, зима, весна скоро придет.(Пословица)
Уходи, зима седая…(А. Майков)
Прочитайте предложения вслух.
Выясните, чем является обращение (словом или словосочетанием) в каждом предложении?
Сделайте вывод, какое обращение называется распространенным, а какое нераспространенным?
Если обращение состоит из ____________________________ слова, то оно называется нераспространенным.
Если обращение состоит из ____________________________, то оно называется распространенным.
Итак, говоря об обращениях, теперь вы можете указывать вид обращения.
Кстати, обращения из предыдущего упражнения распространенные или нераспространенные?
Нераспространенные.
Обращение в предложении несет определенную смысловую нагрузку. О чем это говорит?
Обращение – смысловой отрезок.
Докажет это Гималетдинов Асхат.
Цель: доказать, что обращение – это смысловой отрезок.
Родная планета! Цвети, зеленей! Мы любим тебя в переливах огней.(Л. Ошанин )
Прочитайте предложения вслух. Найдите обращения.
Вспомните, что такое смысловой отрезок.
Докажите, что обращение – это смысловой отрезок.
Попробуйте опустить обращение, т.е. прочитайте предложение без обращения.
Изменилось ли смысловое значение предложения?
Выделяется ли этот отрывок интонационно?
Выделяется ли на письме знаками препинания?
Сделайте вывод.
Обращение – это смысловой отрезок, потому что с помощью обращения предложению придается ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
И, наконец, самый важный момент – особенности пунктуационного оформления предложений с обращением. Об этом расскажет Пролипота Влад.
Цель: определить особенности пунктуационного оформления предложений с обращениями.
Ребята, берегите природу родного края!
Берегите, ребята, природу родного края!
Берегите природу родного края, ребята!
Ребята! Берегите природу родного края!
Прочитайте предложения вслух.
Определите место обращения в предложении.
Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с обращением.
Таким образом,
если обращение находится в начале предложения, то запятая ставится _________________ него;
если обращение находится в середине предложения, то запятая ставится __________________________________________;
если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится _________________ним.
В чем особенность последнего предложения? Как произносится обращение? В чем особенность пунктуационного оформления такого предложения?
Таким образом, если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _____________________________, а следующее слово пишется с ____________________________ буквы.
От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением?
От местоположения обращения.
(Презентация 8)
В следующем упражнении необходимо расставить знаки препинания в предложениях с обращением.
(Н. Рубцов)
От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением? Какие виды обращений вам встретились?
Какая тема объединяет эти предложения? Что значит любить Родину? Составьте предложения, осложненные обращениями, о нашей Родине,
о Республике Башкортостан.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Для истинного патриота все дорого на своей Родине: и ее народ, и ее история, и ее культура, и язык, и завтрашний день. Будущее нашей Родины в наших руках. Помните об этом. Многие говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой. Нужно быть патриотом не на словах, а на деле.
Итак, вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы целей урока? Назовите существенные признаки обращения.
Домашнее задание на доске. Откройте дневники, запишите его. Спасибо за урок.
8