Тема урока: «Технологическая последовательность пошива цельновыкроенного платья»
Цель урока:
Познакомиться с технологической последовательностью пошива.
Научиться составлять план пошива цельнокроеного платья
Получить возможность научиться составлять план пошива цельнокроеного платья
Задачи:
Образовательная
Познакомить с технологической последовательностью пошива изделия
Научить составлять план пошив цельнокроеного платья
Дать возможность научиться составлять план пошива цельнокроеного платья
Развивающе-коррекционная
Воспитательная
Воспитывать усидчивость
Развивать внимательность
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.
Формы организации работы с учащимися: индивидуальная.
Оборудование урока: тексты, лекала, компьютер; опорный конспект; образцы
Ход урока.
Приветствие, отметка отсутствующих, организация внимания, настрой на работу. Проверка готовности к уроку (дневник, книга, тетрадь, ручка, карандаш, внешний вид, рабочее место, поза)
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Проверка домашнего задания
Расшифруйте слово, выбирая в каждой строке одну неповторяющуюся букву.
- Назовите предприятия, на которых изготавливают одежду? (фабрики, ателье, мастерские)
- Назовите этапы изготовления одежды (выбор модели, описание, конструирование, выбор материалов и оборудования, выбор обработки узлов и сборки изделия)
Один из этапов мы сегодня будем разбирать. Это технологическая последовательность пошива изделия.
- Как вы думаете, швея должна знать в какой последовательности изготавливается платье? (да)
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
- Познакомиться с технологической последовательностью пошива.
- Научиться составлять план пошива цельнокроеного платья
- Откройте тетради и запишите тему урока: «Технологическая последовательность пошива»
Изучение нового материала.
Словарь: конвейерный поток, неконвейерный поток, одномодельные и многомодельные потоки, несекционные и секционные потоки
Одежду изготавливают в швейных цехах ателье и на предприятиях в технологических потоках. По способу передачи деталей изделия от работника к работнику различают конвейерные (по ленте транспортирующего устройства) и неконвейерные (с помощью стеллажей, скатов и межстольев) потоки. В зависимости от выпуска изделий в смену потоки разделяют на три группы: малой, средней и большой мощности. В зависимости от числа изготавливаемых изделий потоки различают по моделям и видам и могут быть одномодельными и многомодельными. Несекционные потоки с непрерывным технологическим процессом. Секционные потоки. В которых технологический процесс расчленен по стадиям обработки изделия на секции (заготовительную, монтажную и отделочную). В заготовительной секции выполняют обработку отдельных деталей изделия (спинки, рукава, воротника, кармана, пояса). В монтажной производят сборку деталей: соединяют боковые и плечевые срезы, воротник с горловиной, рукав с проймой. В отделочной выполняют ВТО и пришивание фурнитуры. Самой распространенной формой организации изготовления одежды в ателье является бригадный метод работы. Число рабочих в бригадах от 4 до 35 человек. В зависимости от количества человек в бригаде различают бригады малой, средней и большой мощности. В бригадах малой мощности разделение труда происходит по видам работ (ручная, машинная, ВТО обработка). В средней и большой по обработке отдельных деталей и узлов, с широким использованием спец. оборудования, т.е замена ручных операций на операции выполняемые на специальных машинах.
Основой для составления технологической последовательности обработки является выбор методов обработки изделия по отдельным его узлам. Методы обработки выбирают на основании требований нормативно-технической документации, типовых методов обработки с учетом передовой технологии, оборудования и средств малой механизации. Основанием для выбора тех или иных методов обработки является сокращение при их применении затрат времени на обработку узла изделия и рост производительности труда. Сокращение времени достигается в результате замены ручных операций машинными.
Технологическую последовательность обработки изделий, изготавливаемых по индивидуальным заказам, составляют по форме:
Технологическая операция
Виды работ ( М- машинные, С\М-с пец. машинные, Р – ручные, У – утюжильные, Пр – пресс)
Разряд работ (определяют по тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий)
Норма времени на выполнение операции
Повторяемость в %
Норма времени с учетом повторяемости
Оборудование инструменты приспособления
Швейные изделия состоят из деталей. Согласно ГОСТ 22977-89 деталь швейного изделия - это часть швейного изделия, цельная или составная. Часть швейного изделия, состоящая нескольких деталей, называется узлом (карман, край борта, застежка брюк и др.).
К деталям одежды относятся детали из основного материала, подкладки, прокладочные детали.
Детали одежды подразделяются на две группы:
1)определяющие объемно-пространственную форму изделия - основные детали; к ним относятся перед, спинка, рукава, передние и задние части половин брюк, полотнища юбок;
2)не определяющие объемно-пространственную форму изделия; они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательное значение (обтачки, детали подкладки, прокладки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки и т.д.).
Контуры каждой детали называются срезами.
На рисунке 2 цифрами обозначены контурные конструктивные линии деталей одежды из основного материала.
Наименования срезов деталей приведены в таблице 1.
Детали одежды соединяют по срезам сопряженных деталей с учетом припусков на швы и необходимой посадки, распределяемой на участках между надсечками.
Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья зависит от модели изделия. Например, при изготовлении в условиях массового производства модели платья с рукавами, воротником и поясом обработка изделия может выполняться в такой последовательности:
Обработка мелких деталей.
а) обработка воротника
б) обработка карманов
в) обработка рукавов
г) обработка пояса
Обработка нижнего среза рукава
Обработка детали переда
а) стачивание вытачек
б) заутюживание вытачек, сутюживание слабины ткани в концах вытачек
в) обметывание боковых и плечевых срезов
г) соединение карманов с деталью
Обработка детали спинки
а) стачивание вытачек
б) заутюживание вытачек, сутюживание слабины ткани в концах вытачек
в) обметывание боковых и плечевых срезов
Соединение деталей переда и спинки по плечевым срезам
а) стачивание плечевых срезов
б) разутюживание шва
Соединение воротника с горловиной
Соединение деталей переда и спинки по боковым срезам
а) стачивание боковых срезов
б) разутюживание шва
Соединение рукавов с проймой
Обработка нижнего среза.
Выполнение ВТО и окончательная обработка изделия.
Прикрепление пояса к платью.
Физминутка
5. Практическая работа
Составление технологической карты обработки узла изделия. Приложение таблица.
№ п\п | Технологическая операция | Вид работ | Оборудование, инструмент, приспособления |
| | | |
Подведение итогов практической работы. Разбор типичных ошибок.
Закрепление материала.
Какие различают потоки по способу передачи деталей от работника к работнику?
Какие различают потоки в зависимости от количества выпускаемой продукции?
Чем отличаются несекционные и секционные процессы?
Какие работы производят в заготовительной секции?
Какие работы производят в монтажной секции?
Какие работы производят в отделочной секции?
Сколько человек может входить в состав бригады?
На основании чего выбирают методы обработки узлов изделия?
Что входит в технологическую карту на обработку изделия?
Как обозначают виды работ?
Подведение итогов урока
Рефлексия
Вам было интересно на уроке?
Вы узнали что-то новое?
Был ли доступен изучавшийся материал?
Вы его поняли?
Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
Домашнее задание
Повторить правила заполнения технологической карты на обработку изделия.
Ту на выполнение ручных, машинных и ВТО работ.