СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по актерскому мастерству. Тема: «Работа над созданием сценического образа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка ращитана для детей обучающихся на тетральном отделении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по актерскому мастерству. Тема: «Работа над созданием сценического образа»»

2016 г

Конспект занятия по актерскому мастерству.
Тема: «Работа над созданием сценического образа»

Цель: Научиться перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:
Формирование навыка творческой мобилизации
Знакомство с элементами актерского мастерства.
Развитие индивидуальных способностей.
Технические средства: 

1.Музыкальный центр.

2. Аудиокассеты, диски.

3.Телевизор


План проведения занятия:

1.Актерский тренинг.
2. Введение в тему.

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

4. Индивидуальные этюды.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.


Ход занятия.

1.Актерский тренинг. (15 мин):

Переходы

Это упражнение тренирует навыки рабочей собранности.

Педагог просит каждого ученика посмотреть на своих соседей и запомнить их цвет волос. Потом предлагает ученикам поменяться местами, например, чтобы крайним слева сидел студент с самыми темными волосами, рядом с ним с волосами светлее, а крайним справа – с самыми светлыми волосами. Шумное обсуждение не приветствуется, чем быстрее студенты сориентируются, куда кому надо будет перейти, тем лучше. По хлопку ведущего все быстро меняются местами. Действия должны быть четкими, уверенными, без суеты и лишних движений.

Также можно предложить пересаживаться по списку фамилий в алфавитном порядке, по росту и т. д.

Усложнением данного упражнения могут быть Переходы со стульями или Светофор.

Упражнение Переходы со стульями выполняется аналогично, только оговариваются варианты, как нести стулья: перед собой, над головой, сзади и т. д. Усложнение упражнения – по счету ведущего. Например, ведущий считает до десяти, за это время участники должны успеть совершить переход, при этом, не мешая друг другу, не сталкиваясь и не производя шума. Еще одно усложнение – выполнение задания под ритмичную музыку

Светофор

Преподаватель берет три цветных круга: красный, желтый и зеленый. Студенты продолжают Переходы или Переходы со стульями, но в дополнение, если ведущий показывает зеленый цвет, следует идти и мяукать, если желтый – застыть, красный – идти на месте. Если ведущий не показывает ничего, то участникам следует просто идти.

Творческая площадка

Упражнение выполняется индивидуально – «на сцене» около стола остается один участник, остальные со своими стульями переходят к ведущему в «зрительный зал». Это надо сделать быстро, без суеты и толкотни. Полукруг участников разрывается на 2 дуги, которые образуются по бокам «сцены» (сцена получается по середине), по принципу «Я вижу всех, все видят меня». То же самое выполняется на счет. Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в «зрительном зале» перед творческой площадкой – это будет два основных и очень удобных расположения стульев на занятиях. Но бывает еще одно расположение стульев на занятиях – это кольцо. 

Кольцо

Дети сидят полукругом. По счету на пять или на десять, ученики должны переместиться со стульями, чтобы получилось большое кольцо, причем сесть на стул следует точно с последним счетом. При этом расстояние между стульями должно быть одинаковым. Упражнение также должно выполняться слаженно, не мешая друг другу. Затем, по команде ведущего, снова перестраиваемся в полукруг, затем – снова большое кольцо. А теперь малое – стул к стулу. Можно также сделать среднее по величине кольцо.

Тренировка перемены расположения стульев на счет, например, большое кольцо на счет «десять», малое кольцо – на счет «пять» и т. д. Не забываем, что все должно быть четко, бесшумно, быстро, не мешая соседу.

Фигуры перестановок

Из исходной фигуры Кольцо, по счету перестраиваемся в квадрат, треугольник, восьмерку, лесенку, зигзаг и т. д. Помним, что в каждом упражнении  следует добиваться точного распределения движений по времени.

Лучшие места

Участники сидят полукругом. На счет десять участники должны превратить свой полукруг в два ряда стульев и сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами 3-4 метра. Сели. Затем ведущий велит запомнить всех учеников, сидящих напротив и своих соседей. Затем ведущий дает команду посмотреть напротив себя, выбрать (облюбовать себе удобное местечко напротив). Преподаватель называет любые числа, но по договоренности, например на счет «шесть», надо быстро пройти к выбранному месту и сесть. Всем ли удалось сеть на выбранное место? Нет. Теперь осмотритесь и запомните «новых» соседей. На счет «три» следует быстро вернуться на прежнее место. Упражнение можно усложнять аналогичным способом.

Волчок

Участники встают широким кольцом,  берут стулья и держат их перед собой, вытянув руки. По команде учителя студенты начинают идти со стульями по кругу. Педагог задает темп: быстрее, чуть медленнее, совсем медленно, а теперь быстро и т. д. При этом важно соблюдать правило, не зависимо от темпа, касаться соседа нельзя. При слове «стоп», все должны быстро сеть на стул лицом к ведущему.  

Хлопки

Дети сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

Отвечай!

Участник один за другим отвечают хлопком на хлопок ведущего, постоянно меняющего  силу ударов и темп. Характер хлопков студента должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению. Преподаватель своим хлопком, как будто спрашивает учеников о чем-то, а они отвечают хлопком в том же тоне и с той же силой удара, с какой «задается вопрос».

Усложнение. Преподаватель предлагает детям «поспорить» с ним, чем тише он хлопает, тем громче ученик должны отвечать, но чем громче прозвучит хлопок учителя, тем  тише ответ ученика. Если учитель отступает в споре, ученикам следует наступать и наоборот.

Двойные хлопки

Если участников больше пятнадцати, то упражнение Хлопки можно еще больше усложнить. Для этого выбирают двух ведущих и ставят внутрь кольца.

Сначала первый ведущий, должен медленно отбивать тяжелые хлопки, как удары колокола. Не спеша, постепенно разводя руки, приготовиться хлопнуть. Удар! Пауза. Во время паузы участник, отвечающий на удар первого ведущего, в том же темпе поднимает руки для ответного хлопка. Удар участника. Пауза. Удар ведущего. Пауза. Ответные удары должны идти кольцеобразно, по ходу часовой стрелки. Это означает, что после удара одного из участников, после паузы и удара ведущего должен хлопать левый сосед.

Ведущий должен постепенно изменять общий ритм, то замедлять, то возвращаться к исходному. Остановились.

Теперь удары другого ведущего. Он должен делать хлопки частые, быстрые и негромкие. Ответы на удары второго ведущего должны идти по кольцу в направлении против хода часовой стрелки. Остановились.

А теперь оба ведущих хлопают одновременно, а участники должны отвечать и одному и другому.

Усложнение этого упражнения можно сделать дополнительными командами каждого ведущего "Хоп!", после которых  должно изменяться направление хода ответных хлопков: те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.
Четкое выполнение данного упражнения свидетельствует о хорошо натренированном рабочем внимании и чувстве партнера, что очень важно для каждого актера.
 


Театральный поклон.
Пластическая разминка.
Речевая гимнастика.
2.Введение в тему.

Вопросы детям:


«Как вы считаете, кто занимается и в профессиональном и самодеятельном театральном коллективе – созданием сценического образа?»


«С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»


«Что вы знаете о системе Станиславского?»


3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

1) Знакомство с определениями.
МИМИКА - (греч. подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
Типы мимики
Типы мимики:
непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент)
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
как мимические жесты
жесты головы, рук и ног
походка
различный поворот корпуса тела.
2) Практическая работа.

1 Задание. 

Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).

Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.

Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.

ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
2 Задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
Индивидуальные этюды.
Вопросы для учеников:
«Чем отличается пластический этюд от зарисовки?»
«Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?
«Какие еще средства можно использовать для создания художественного персонажа?»

Задание для ученика.

Упражнения «Перевоплощения в образ»
Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.



2)Показ видео фрагментов – индивидуальные работы выпускников.
3)Практическое задание – Каждый ученик, индивидуально, должен попробовать сочинить историю по 3 основным событиям. 
4)Показ одиночных пластических этюдов
Подведение итогов.
Вопросы ученикам:
«Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
«Что вам непонятно в сочинении этюда и при работе над ролью?»
«Какие этюды сегодня не получились и почему?»
«Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
Дать оценку сегодняшнему занятию:
Удовлетворительно (рука на уровне пояса)
Хорошо (рука на уровне головы)
Отлично (рука выше головы)
Домашнее задание – доработать одиночные пластические этюды.