СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Хлеб всему голова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по познавательному развитию будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Хлеб всему голова»»

Конспект занятия для детей старшей группы на тему:

«Хлеб всему голова»


Программное содержание:

- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в прошлом и в настоящее время.

- Закреплять знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

- Упражнять детей в образовании родственных слов к слову «хлеб».

- Обогащать словарный запас (пословицы, названия профессий, сельхозтехники; места хранения зерна и производства хлеба).

- Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

- Развивать познавательный интерес, любознательность, память, логическое мышление.

- Расширять у воспитанников круг нравственных понятий.

- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Материал:

компьютерное оснащение (экран, проектор, презентация), камни, зерно, пшеничные колосья, кофемолка, посуда, влажные салфетки, спецодежда, продукты для теста (мука, вода, соль), мак, коробка с грунтом, палочки жёлтого цвета, кусочек запачканного хлеба, дощечки для лепки, противень, SD с аудио-файлами.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба, чтение литературных произведений: «Хлеб святой» автор И. Сенченко, «Лисичкин хлеб» автор М. Пришвин, «Хлеб» автор М. Глинская, «Ароматный хлеб» автор И. Ревю, чтение сказок «Колосок», «Как волк вздумал хлеб печь» и др.; рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса, рассматривание зёрен пшеницы;рассматривание иллюстраций, рассматривание репродукций  картин известных русских художников: М.Клодт «На пашне», А.Венецианов «На пашне. Весна», И.Шишкин «Рожь», Т.Мясоедов «Дорога во ржи», «Страдная», Т.Яблонская «Хлеб», А.Венецианов «Гумно», «Жницы»; лепка хлебобулочных изделий из солёного теста; разучивание стихотворений, пословиц и поговорок; экскурсия на кухню. Просмотр видеороликов о хлебе.




  1. Организационный момент

Ход занятия

СЛАЙД 1

Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в этом зале. Посмотрите, сколько у нас гостей!

СЛАЙД 2

Приветствие

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,-

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

СЛАЙД 3

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет.

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый.

Воспитатель: Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы с вами узнаем ещё много интересного.

- Ребята, когда я шла к вам, нашла на земле вот этот хлеб (выложить на стол испачканный землёй кусок хлеба). Кто-то его выбросил. За такой поступок становится очень стыдно. И тот, кто совершил это, обидел очень многих людей, которые трудились, чтобы хлеб к нам на стол пришел. Ребята, а вы бы так смогли поступить?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?

Дети: Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.

Воспитатель: Верно. «Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали всех гостей. Но мало кто из детей знает, какой нелёгкий путь «проходит» хлеб, чтобы прийти к нам на стол.

Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма о хлебе и проследить длинный, трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.

СЛАЙД 4

Показ I части фильма

Воспитатель: Ребята, а вы хотите вырастить своё пшеничное поле?

Дети: Да, хотим.

СЛАЙД 5,6

Воспитатель: Давайте из палочек выложим колосья (дети выкладывают на поле колосья). Все справились, молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение).

СЛАЙД 7


Физкультминутка

Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает - вот как весело играет!

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов.

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай!

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница.

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков!

Воспитатель: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло. Хлеб – дар матушки земли. У меня в руках коробка, в которой земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

Дети: Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая.

Воспитатель: Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?

Дети: Вода, солнечный свет, воздух.

СЛАЙД 8

Воспитатель: Давайте вернёмся к фильму и посмотрим, что же происходит дальше (продолжение фильма)

Воспитатель: Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол. А вы знаете пословицы о хлебе?

СЛАЙД 9

Дети:

Хлеб – всему голова.

Много снега – много хлеба.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Без хлеба - нет обеда.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб – достаток и богатство.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем, а поможет нам колосок. (образование родственных слов к слову «хлеб»). Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы.

Вопросы: Назови хлеб ласково

Дети: Хлебушек.

Воспитатель: Крошки хлеба какие?

Дети:  Хлебные.

Воспитатель: Как называется квас из хлеба?

Дети: Хлебный.

Воспитатель: Посуда для хлеба

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Кто выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб.

Воспитатель: Кто печёт хлеб?

Дети: Хлебопёк.

Воспитатель: Назови завод, где выпекают хлеб

Дети: Хлебозавод.

Воспитатель: Как называются изделия из теста?

Дети: Хлебобулочные.

СЛАЙД 10

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте проведём   эксперимент. Как можно из зерна сделать муку? (рассуждения детей).

Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука.

СЛАЙД 11

- Таким способом в древние времена люди делали муку.

- Сейчас на помощь человеку пришла чудо-техника. Посмотрите, у меня есть кофемолка, которая похожа на современную мельницу. Давайте засыпем в неё немного зерна и включим. Что произошло? Каким способом удобнее делать муку? 

(Ответы детей).

СЛАЙД 12

Воспитатель: Сейчас мы все превратимся в пекарей, и будем печь булочки.

Пекари всегда перед работой моют руки. Я протру руки влажной салфеткой и замешу тесто для приготовления булочек. (Воспитатель начинает работу, поясняя последовательность действий, наливает воду, солит её, насыпает муку, месит тесто, дети щупают руками. Делит тесто на части. Из одной части формует булочку, а другую часть делит по количеству детей).

Объяснение и показ действий воспитателем.

- Давайте приготовим наши пальчики, которые будут нашими помощниками.

Дети выполняют движения стоя.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём (движение согласно тексту).

Тесто жмём, жмём, жмём.

Булочки мы испечём.

Тесту тесно - мало места (обхватить ладонью кулак).

«Ох, пустите», - шепчет тесто (указательный палец к губам).

Ладно, пустим, впечь давай! (вытянутые раскрытые ладони, соединённые вместе, зовущие движения).

Воспитатель: Подойдите к столу, протрите руки влажными салфетками (Дети подходят к столу, на котором лежат влажные салфетки, протирают ими руки, и приступают к работе).

Воспитатель: Пальчики готовы, приступайте.

Каждый ребёнок берёт кусочек теста и лепит из него булочку. Дети размещают булочки на противень и отправляют на кухню для выпечки. После завершения деятельности дети вытирают руки салфетками.

СЛАЙД 13

Воспитатель: Ребята! Пока булочки пекутся, мы с вами расскажем стихотворения, которые учили раньше.

«Слава хлебу!» С. Погореловский

В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, 
Вырастай богатырем.



Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал — пришел.

«Васильки во ржи» Т. Шорыгина
Смотрят в небо васильки
Синими глазами.
Золотятся колоски,
Ходит рожь волнами.
Расстилаются поля
Без конца и края.
Хлебом кормит нас земля
Матушка родная.

Стук в дверь, заходит повар, на подносе у неё булочки. Повар здоровается, беседует с детьми.

Повар: Дети, вот булочки ваши готовы, посмотрите, какие они красивые, мягкие.

Воспитатель: Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания. А как нужно обращаться с хлебом?

Дети:

- обращаться нужно бережно, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом;

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания;

- его нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол, его поднимали и просили прощение за это;

- хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь.

СЛАЙД 14-17

Воспитатель: Верно, молодцы! И в заключении послушайте притчу «золотой самородок». Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался. Поднял и понёс к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 рублей ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5000 рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10000 рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому старику, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый человек, стоит целого состояния. Но не гордись, ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба.

- Ребята, какой вывод вы можете сделать?

Дети: Дороже всего на свете хлеб.

Воспитатель: Правильно. Хлеб – результат взаимодействия многих людей и как много надо сделать, чтобы он пришёл к нам на стол. Занятие наше закончено.

СЛАЙД 18 СПАСИБО ВНИМАНИЕ!

8