СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков математики в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.

Категория: Математика
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков математики (28-36) в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков математики в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.»

Урок 28
Единицы измерения массы: тонна, центнер
(учебник, с. 45)

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с единицами измерения массы: тонна, центнер, развитию умений соотносить единицы измерения массы, сравнивать их, решать текстовые и геометрические задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами измерения массы: тонна, центнер, условным обозначением; научатся записывать, соотносить единицы измерения массы, сравнивать их, решать текстовые и геометрические задачи, выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/user/oksana167/file/3652047

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Единицы измерения массы: тонна, центнер

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная

П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в со

Устные ответы, наблюдения учи-

теля, выполненные задания
(устные вычисле

2. Устный счет:

1) Нахождение значения выражений.

Задание 238 (вынести на доску).

8 300 : 10 – 30

36 · 1 000 + 20

400 : (460 – 360) · 4

200 : (310 – 300) : 5

61 000 – 1

49 099 + 1


Выполняют задание.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Перевод единиц измерения

3 км 60 дм = … м 2 м 20 см = … дм

7 км 100 см = … м 90 м 50 см = … дм

90 км 300 см = … м 75 м 60 дм = … дм

5 км 450 дм = … м 17 м 70 см = … дм

8 км 3 500 см = … м 60 м 5 дм = … дм

Выполняют задания


ответствии с поставленной учебной задачей для ее решения.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

ния, перевод единиц измерения)

IV. Изучение нового материала

Игра «Магазин»

– Давайте поиграем. Представьте, что вы пришли в магазин за покупками. Я продавец продовольственных товаров. Что мне необходимо для работы?

– Конечно, нам не обойтись без весов и гирь.

– Какие гири нам необходимы?

– Какие единицы измерения массы вы знаете? Какая из них самая маленькая?

(Запись на доске и в тетрадях: 1 кг = 1000 г.)

– Рассмотрите средний рисунок на полях учебника (с. 45). Выполните задание устно.

– Какой будет масса арбуза?

– Но в магазины привозят и большие массы грузов, познакомьтесь с ними, прочитав теоретический материал на странице 45 вверху.

– Какая из новых единиц самая большая? Почему? Как ее записывают кратко?

– Как называется другая единица?

– Что такое центнер? Как записать кратко?
(Запись на доске и в тетрадях.)

1 ц = 100 кг

1 т = 1 000 кг

















– Тонна.


– Центнер

Фронтальная

Знание единиц измерения массы (кг, г, т, ц)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

200–203 (с комментированием).

Выполняют устно.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Применение знаний о еди-ницах измерения.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

204 (под руководством учителя).

1) 100 : 5 = 20 (п.) – луком.

2) 20 : 2 = 10 (п.) – салатом.

3) 20 + 10 = 30 (п.) – луком и салатом.

4) 100 – 30 = 70 (п.).

Ответ: 70 парников заняты огурцами.

207. Как можно найти одну из сторон прямоугольника, если известны площадь и другая сторона?

Ширина – 4 см.

Длина –? см.

Записывают краткое условие, составляют план решения и записывают решение.








Решают самостоятельно.

Один ученик может решать на закрытой доске.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию
в ситуации затруднения.

К – применяют изученные правила общения, осваивают навыки сот-рудничества в учебной

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовой арифметической задачи, задачи с геометрическим содержанием, примеров)

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



1) 36 : 4 = 9 (см) – длина.

2)= (9 + 4) · 2 = 26 (см).

Ответ:= 26 см.



деятельности; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета


2. Решение
примеров.

206

Решают самостоятельно.


3. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– С какими новыми единицами измерения массы мы познакомились?

– Что вы о них узнали?

– Какие знания вам понадобились сегодня
на уроке?

– Что понравилось на уроке?

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 45, № 205, 208

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 29
Таблица единиц массы

(учебник, с. 46)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц массы, решать примеры на деление с остатком, уравнения, текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу единиц массы, решать примеры на деление с остатком, уравнения, текстовые задачи, выполнять действия в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Таблица единиц массы

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


С. 46

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами

и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); используют математические термины, символы и

Устные ответы, наблюдения учи-

теля, выполненные задания (решение

2. Устный счет:

1) Решение
задач.

211.

Читают задачу, а затем объясняют, что обозначают данные ниже выражения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Решение уравнений.

213.

– В каких уравнениях х равен 270?

100 + х = 370 х + 330 = 500 1 · х = 270

х – 270 = 630 400 – х = 130 270 – х = 0

Выполняют задания.

Фронтальная.

знаки.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познава-

задач, уравнений, устные вычисления)


3) Решение «круговых примеров» (вынести на доску)

90 · 5 450 : 3 120 · 6

720 : 8 30 · 4 150 : 5

Выполняют задания

Фронтальная

IV. Изучение нового материала

Составление таблицы единиц массы

– Вспомните, какие единицы массы изучили, назовите их, начиная с наименьшей.

– Предлагаю записать таблицу единиц массы, опираясь на учебник (с. 46). Подумайте, как легче запомнить

Отвечают на вопросы.


Записывают в тетрадь таблицу единиц массы

Фронтальная

Знание единиц измерения массы

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

209.

Практическое задание: взвесить 1 кг лука
(яблок, картофеля и т. п.) и посчитать количество.

210 (под руководством учителя).

1 кг – 25 тет.

1 ц – ? тет.

1 т – ? тет.

1) 25 · 100 = 2500 (тет.) – из 1 ц.

2) 25 · 1 000 = 25 000 (тет.) – из 1 т.

Ответ: 2 500 тетрадей из 1 центнера,
25 000 тетрадей из 1 тонны.

Задание внизу страницы.

1 сутки – 3 смены.

1 смена – 12 т и еще 6 т.


Выполняют задание.



Записывают решение
в тетрадь.








Решают с комментированием.

Фронтальная, индивидуальная.

Решение текстовых арифметических задач, выполнение практического задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



1 сутки –? т.

10 суток –? т.

1) 12 + 6 = 18 (т) – 1 смена.

2) 18 · 3 = 54 (т) за 1 сутки.

3) 54 · 10 = 540 (т).

Ответ: 54 кг за 1 сутки, 540 т за 10 суток.




тельный интерес к изучению учебного предмета.



Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку

на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение логических задач.

«Самый легкий и тяжелый».

Какой самый легкий и какой самый тяжелый груз можно взвесить, если имеются гири 1 г, 3 г, 5 г?

215.

S = 8 · 8 = 64 см2

64 : 4 = 16 см2

Ответ: площадь треугольника 16 см2.

Решают самостоятельно.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Устные ответы,
записи
в тетради (выполне-ние деления с остатком, решение уравнений)


2. Деление
с остатком.

213

Решают самостоятельно.


3. Решение уравнений.




4. Задания из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

– Что осталось непонятным?

– С какого задания хотелось бы начать следующий урок математики?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний –

отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 46, № 214, 216

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 30
Единицы времени. Год

(учебник, с. 47)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, находить значения буквенных выражений, решать примеры на деление с остатком, текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся называть единицы времени, решать задачи
с величинами – единицами времени, сравнивать единицы времени, находить значения буквенных выражений, решать примеры на деление с остатком, текстовые задачи, выполнять действия в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3413706

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Единицы времени. Год

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

– Отгадайте ребусы.

Слушают учителя.
Принимают участие
в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.



– Число, счет

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответ-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (решение задач,
использование


2. Устный счет:

1) Арифметический диктант.

– Решите задачи:

1. Высота лошади 1 м 6 дм, а верблюда –
на 6 дм выше. Выразите высоту верблюда
в сантиметрах.

2. Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



тонн весит кит?

3. Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.

4. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?

5. Рост слона 3 м 5 дм, а жираф на 8 дм выше. Найдите рост жирафа.

6. Самый большой самородок золота весил 50 кг 287 г. Сколько в нем граммов?

– Вставьте пропущенные названия единиц измерения длины и массы так, чтобы получились верные равенства.

1… = 10…

1… = 100…

1… = 1000…



ствии с поставленными

целями и задачами; используют математические термины, символы и знаки.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать
в коллективе, уважают мнения других участни-ков образовательного процесса; формулируют
и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; слушают собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изуче-

знаний о

единицах измерения длины и массы). Знание единиц измерения времени.


2) Обобщение

знаний о единицах времени.

– Сегодня мы будем работать с единицами времени. Давайте вспомним, какие единицы времени мы с вами уже изучили?

– Верно. Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звездный, солнечный, лунный, календарный
(365, 366 дней) годы.

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке.
(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)


– Мы изучили такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки.

Фронтальная.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Сутки – единица времени, равная 24 часам
(за это время Земля обращается вокруг сво-
ей оси).



нию учебного предмета


3. Работа
со статьей учебника (вверху).


Работают с учебной статьей.

Индивидуальная.


Работа
с учебной статьей.

4. Выполнение задания.

217.

Устно отвечают на вопросы задания.

Фронтальная.


Выполненное задание.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

IV. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

218 (под руководством учителя).

– Сколько дней в июне, июле и в 1 неделе?

1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки.

2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе.

3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.).

Ответ: 92 дня длились каникулы.

219.

k : 4 – с : 6

Логические задачи.

1. За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле

После чтения задачи записывают краткое условие.



Самостоятельно записывают решение
задачи.






Самостоятельно (с последующей провер-

Фронтальная, индивидуальная.

П – владеют логическими действиями; осуществляют сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль,

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовой арифметической задачи, примеров)

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



1 картофелина?

2. В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал

Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Поэтому я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?

кой) составляют и записывают буквенное выражение.





– Белов – брюнет, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый.


волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – согласовывают

свою позицию с позицией

участников по работе в группе, в паре, корректно отстаивают свою позицию.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают

ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета


2. Решение примеров.

220, 221

Выполняют самостоятельно.


3. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какие знания вам понадобились на этом уроке?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

– Какие подобные задания вам хочется еще раз выполнить?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домаш-
нее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 47, № 222

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 31
Время от 0 часов до 24 часов

(учебник, с. 48)

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с 24-часовым отсчетом времени в сутках, развитию умений переводить единицы времени
и определять время по часам, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): ознакомятся с 24-часовым отсчетом времени в сутках; научатся называть единицы времени и определять время по часам, решать задачи с величинами – единицами времени, сравнивать единицы времени, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/user/ruban45/blog/319448

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; модель циферблата

Основные понятия и термины

Единицы времени. Сутки

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – делают выводы
по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия;
замечают допущенные ошибки; осознают прави-

Устные ответы, наблюдения учителя, вы-

полненные задания (решение уравнений, знание еди-

2. Устный счет:

1) Выражение
в указанных единицах времени.

226.

Выполняют задания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Решение уравнений

227.

100 · х = 45 000

4 000 : х = 100

х – 190 = 400

х · 10 = 45 000

х : 100 = 4 000

х + 190 = 400


Выполняют задания

Индивидуальная

ло контроля и успешно

используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

ниц измерения времени)

IV. Изучение нового материала

1. Практическая работа.

Демонстрирует модель часов.

– На сколько равных частей разделен циферблат часов?

– Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки?

– Верно. Сколько часов в одних сутках?

– Верно. Но на циферблате часов стоят цифры от 1 до 12. Поэтому, если идет первая половина суток, то говорят: 4 часа ночи, 7 часов утра, а если идет вторая половина суток,
то говорят: 4 часа дня, 7 часов вечера. Это
неудобно, поэтому на железной дороге, почте и телеграфе, на радио и телевидении используют не 12-часовой, а 24-часовой счет времени в сутках.


– На 12 равных частей.


– 2 полных оборота.


– В одних сутках 24 часа.

Фронтальная.

Работа
с моделью часов.


2. Работа
со статьей учебника

С. 48 (вверху)

Читают объяснения

Индивидуальная

Работа
с учебной статьей

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

223–225.

Устно отвечают на вопросы.

Фронтальная.

П – владеют базовыми предметными понятиями и логическими действиями.

Выполненные задания.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Выполнение дви-жений
соглас-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

228.

1 ц = 100 кг

1)100 – 16 = 84 (кг)

Ответ: на 84 кг масса сушеных яблок меньше массы свежих.

229.

– Что надо найти сначала в задаче?

– А что узнаем потом?

Бутылка с маслом – 600 г.

Бутылка – 100 г.

10 бутылок –? г.

1) 600 – 100 = 500 (г) – в 1 бутылке.

2) 500 · 10 = 5000 (г).

Ответ: 5000 г = 5 кг в 10 бутылках

Решают самостоятельно (с последующей проверкой).




– Мы сначала узнаем, сколько граммов масла
в одной бутылке.

– Узнаем, сколько граммов масла в десяти та-ких бутылках.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ;
выдвигают гипотезы и их обосновывают; устанавливают причинно-следственные связи; используют математические термины, символы и знаки.

Р – осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи.

К – согласовывают свою позицию с позицией
участников по работе
в группе, в паре, корректно отстаивают свою позицию.

Л – осуществляют смысло-образование

Устные ответы, записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач)


2. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что нового узнали на уроке?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопрос

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 48, № 230

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 32
Решение задач на время

(учебник, с. 49)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений решать задачи на время, находить заданную долю числа, выполнять устные и письменные вычисления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи, находить заданную долю числа, выполнять устные и письменные вычисления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3488339

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Единицы времени

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-

деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

– Разгадайте ребусы.

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.







– Время, задача

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюде-

ние учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


– На основе ответов ребусов сформулируйте тему и цель урока

Определяют тему
и цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(устные


2. Устный счет:

1) Задание
«Цепочка».

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Выполнение заданий.

234.

– Чему равна треть суток? половина суток? четверть часа? три четверти года?

235.

– Чему равна одна пятая часть сантиметра? Одна десятая часть квадратного сантиметра?

Выполняют задания.

Индивидуальная.

и произвольно строят речевое высказывание;

подводят под понятие.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осо-

знают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют
и аргументируют свою позицию.

Л – осознают свои возможности в учении; спо-

вычисления, зна-

ние единиц измерения величин)


3) Задание «Верны ли неравенства?».

22 м 1 сут.

230 ц 23 т

3 км

2 ч

2 сут.

5 см 500 мм


Выполняют задания.

Индивидуальная.



4) Головоломка

– Переставляя цифры, сделайте равенство
верным.

73 – 25 = 58


Фронтальная.



Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

IV. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

– Мы продолжаем работать с единицами
времени. Будем учиться решать задачи, в которых нужно узнать с помощью арифметических действий, когда началось какое-то событие или когда оно кончилось, сколько времени оно продолжалось.

232.

1) 12 ч 30 мин – 10ч = 2 ч 30 мин.

2) 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин.

233.

(1)

1) 35 + 5 = 40 (с.).

Записывают решения задач.

Дополняют условия
и записывают решения задач с последующей проверкой.

Индивидуальная.

Решение текстовых арифметических задач
на знание единиц измерения времени.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



2) 35 + 40 = 75 (с.).

3) 112 – 75 = 37 (с.).

Ответ: 37 страниц занимает третий рассказ.

(2)

2 ч = 120 мин.

1) 120 : 3 = 40 (мин).

2) 40 + 20 = 60 (мин).

3) 120 – 60 = 60 (мин).

Ответ: 1 час двигались туристы пешком.



собны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета


2. Работа
над геометрическим материалом

237 (чертеж на полях).

СВМ – прямой.

АВМ – острый.

АВС – тупой.



DOB и COM – тупые.

ВОС и DOM – острые

По чертежу выписывают отдельно названия прямых, острых и тупых углов с вершиной в точке В, а потом с вершиной в точке О

Индивидуальная

Знание
и определение видов углов

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

– Вам удалось достичь цели?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домаш-
нее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 49, № 236, 238

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 33
Единицы времени. Секунда
(учебник, с. 50)

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с единицей времени секундой, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени секундой; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем.

методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.prodlenka. org/metodichka/viewlink/877.html

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; метроном, модель часов (циферблата).

Основные понятия и термины: единицы времени, секунда.

организационная структура (сценарий) урока

I. Организация начала урока.

Учите, дети, математику!

Вникайте тщательнее в суть…

Гоните лень, освойте тактику –

Учить предмет не как-нибудь.

Прилежно слушайте учителя,

Следя за тем, что на доске,

Задания делайте усидчиво

И не шушукаясь ни с кем.

– Этот совет нам пригодится сегодня на уроке.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Скажите, над какой темой мы работаем? (Единицы времени.)

– Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на прошлых уроках по данной теме. Познакомимся с новой единицей времени. Будем развивать навыки устного и письменного счета, продолжим работать над решением задач и простейших неравенств.

III. Устный счет.

1. Устные вычисления.

– В данной таблице зашифрована тема урока, расшифруйте ее.

464

9

4600

443

437

6

380









а – 3800 : 100 

н – 453 – 6 

у – 678 – 235 

с – 358 + 6 


е – 80 : 16 + 4

д – 600 · 10 : 1000

к – 92 ∙ 50

Раз – секунда пролетела,

Оглянуться не успела.

Шестьдесят секунд промчались –

И минуткой оказались.

Ну а шестьдесят минут

Целый час с собой ведут.

Час за часом двадцать раз

И четыре про запас –

Сутки полные проходят,

День и ночь с собой уводят.

2. Выполнение заданий на нахождение числа по его доле.

– Чему равна треть суток? (8 часов.)

– Чему равна половина суток? (12 часов.)

– Четверть часа? (15 минут.)

– 3/4 часа? (45 минут.)

– 3/4 года? (9 месяцев.)

3. Решение задач на смекалку.

1) Когда мотоциклист проехал 90 км и еще половину всего пути, то оказалось, что он приехал на место назначения. Сколько километров он проехал? (180 км.)

2) Какое (четное или нечетное) число получится, если сложить по порядку 6 натуральных чисел? (Нечетное.)

IV. Практическая работа: работа с моделью часов.

– Посмотрите на часы. Сколько у них стрелок? (3.)

– Назовите их. (Часовая, минутная, секундная.)

– Понаблюдаем, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась с места, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

– Чему равно деление минутной стрелки? (1 минута.)

– Что сделала за это время минутная стрелка? (Прошла 60 делений.)

– Какой можно сделать вывод?

1 мин = 60 с.

– На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)

– Он похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту. А сколько это секунд? Секундную стрелку в секундомере можно остановить. (Рассмотреть секундомер и другие виды часов.)

V. Работа с учебником (с. 50).

– Правы ли мы были, когда формулировали правило, что в 1 минуте 60 секунд?

VI. Работа с метрономом.

– Посмотрите на этот прибор, его называют метроном. Предлагаю в такт метроному назвать хором числа, начиная с 21… Я засекаю по секундомеру 10 секунд, после чего говорю: «Стоп!»

– Сколько вы назвали? (10.)

– Сколько двузначных чисел можно назвать в 1 секунду?

– Что можно сделать за 1 секунду? (1–2 шага.)

– Что можно успеть за 1 секунду. (Скорость движения звука, скорость космического корабля.)

– I космическая скорость – 8 км/с.

– II космическая скорость отличается от первой на 3 км/с. Какова она? (11 км/c.)

– У корабля есть и III космическая скорость. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звездным мирам. Она больше I космической скорости в 2 раза. Какова она? (16 км/c.)

VII. Закрепление нового материала.

1. № 239 (устно). (Выразить 1 мин. 45 с. – в секундах.)

2. № 275.

– Решите задачу, используя краткую запись:

32 сним. – за 2 с.

? сним. – за 10 с.

Решение:

1) 32 : 2 = 16 (сним.) – за 1 секунду.

2) 16 · 10 = 160 (сним.).

Ответ: 160 снимков за 10 секунд.

Физкультминутка

От зеленого причала


Оттолкнулся теплоход.

Встать из-за парты.

Раз-два.


Он назад шагнул сначала.

Шаг назад.

Раз-два,


А потом шагнул вперед.

Шаг вперед.

Раз-два.


И потом поплыл по речке,

Волнообразные движение руками.

Набирая полный ход.

Ходьба на месте.

VIII. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задачи № 277 с объяснением. (После чтения задачи, записать краткое условие в таблице.)

Масса 1 ящика

Количество
ящиков

Масса
всех ящиков

Яблок – по 9 кг

Слив – ? кг

10 ящ.

8 ящ.

?

?

170 кг

Решение задачи:

1. 10 · 9 = 90 (кг) – яблок.

2. 170 – 90 = 80 (кг) – слив.

3. 80 : 8 = 10 (кг) – в 1 ящике.

2. Работа в парах (№ 276 – поставить знаки «» так, чтобы получились верные неравенства). Взаимопроверка.

3. Решение примера на порядок действий.

900 – (600 – 130 · 4) : 10 + 140 : 5 · 2 = 948.

4. Решение уравнений № 244 по вариантам.

Верхняя строка – I вариант.

Нижняя строка – II вариант.

IX. Работа с тестами.

(У каждого ученика карточка с тестами.)

1. Вырази 3 минуты в секундах.

а) 300 с;

б) 30 с;

в) 3000 с;

г) 180 с.

2. Сколько минут в 5 часах?

а) 500 мин;

б) 300 мин;

в) 150 мин;

г) 50 мин.

3. Сколько месяцев в 4 годах?

а) 28;

б) 38;

в) 48;

г) 50.

4. Какая из следующих записей верная:

5 мин 6 с = 56 с;

5 мин 6 с = 506 с;

5 мин 6 с = 306 с;

5 мин 6 с = 36 с.

X. Подведение итогов.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие единицы времени знаете?

– Какую роль играет время в жизни человека? (Приучать себя жить по установленному режиму, уметь высчитывать, сколько времени ему понадобится на то, или другое занятие, что он успеет сделать за данный отрезок времени и т. д.)

– Какие задания вам показались слишком сложными? Как будем устранять затруднения?

Домашнее задание: с. 50, № 242, 245.

Урок 34
Единицы времени. век

(учебник, с. 51)

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с единицей времени веком, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на время, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в числовых выражениях

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени веком; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Единицы времени. Век

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Рано солнышко встает

И спешит скорей в обход.

– Как, ребятушки, живете?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: «Подъем!»

Мы уроки проведем

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение

учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


С. 51

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями.

Р – ориентируются в учебнике; понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи;

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(знание
и использование правил


2. Устный счет:

1) Работа с таблицей.

252 (вынести на доску).

– Заполните таблицу.

Цена

60

90



15

Количество

4

5

6

7


Стоимость



420

560

90


Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Вспомните и объясните, как можно узнать цену (количество, стоимость), если известны две другие величины.



планируют и контролируют учебные действия.

К – задают вопросы
для уточнения, четко
и аргументированно высказывают свои оценки
и предложения; могут
работать в коллективе, уважают мнения других

участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

нахождения це-

ны, количества, стоимости по двум известным величинам)

2) Работа с равенствами

– Поставьте вместо вопросов знаки действий так, чтобы получилось верное равенство:

50 000 ? 1 000 ? 100 = 5 000.

70 000 ? 100 ? 1 000 = 7 000

Выполняют задания

Фронтальная

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с самой крупной единицей измерения времени, в народе ее называют «столетие».

– Как вы думаете, сколько лет она объединяет?

– Еще ее называют «век». Чему равен 1 век?

– 1 век равен 100 годам.

– А в каком веке мы с вами живем?

– Веками измеряются длительные периоды
в истории городов, стран, жизнь некоторых деревьев и животных.




– 100 лет.

– 100 годам.


– Мы живем в XXI веке.

Фронтальная.

Представление
о веке.


2. Работа
со статьей учебника

– Откройте учебник на странице 51 и прочитайте статью

Читают статью

Индивидуальная

Работа
с учебной статьей

V. Первичное закрепление

Работа по
учебнику.

246.

– Рассмотрите чертеж. Найдите заданные точки на числовом луче.

Находят нужные точки.

Устно выполняют задания.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера.

Выполненное
задание.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Практическая деятельность

1. Работа с геометрическим материалом.

248–250.

251.

1 дм = 10 см

S = 10 · 1 = 10 см2

P = (10 + 1) · 2 = 22 см

Чертят прямоугольник, находят площадь и периметр.

Индивидуальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – владеют навыками конструктивного взаимодействия

Использование знаний о нахождении площади и периметра прямоугольника

2. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– С какой новой единицей времени вы познакомились?

– Что понравилось на уроке?

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 51, № 253

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 35
Таблица единиц времени

(учебник, с. 52)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, определять верные и неверные неравенства, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, определять верные и неверные неравенства, выполнять действия в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3415920

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Таблица единиц времени

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Предлагает решить головоломку со спичками «Из шести три».

– Перед вами фигура, составленная из 17 спичек. Вы видите в ней 6 одинаковых квадратов. Задача состоит в следующем: нужно убрать 5 спичек, не перекладывая остальных, так, чтобы осталось 3 квадрата.

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.



Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная

П – проводят анализ, синтез; извлекают необходимую информацию

Устные ответы, наблюде-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Устный счет:

1) Сравнение величин.

– Сравните и вставьте знаки «» или «=».

1 сут. 20 ч … 120 ч 2 ч 30 мин … 230 мин

4 мин 2 с … 42 с 3 мес … 100 сут.

Выполняют задания.


из текстов; устанавливают математические отношения между объектами.

Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения.

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолюбием.

ния учителя, выполненные задания
(сравнение единиц измерения времени, решение задачи)


2) Работа с величинами.

– Определите, к какому веку относится соответствующий год.

988 г. – … в. 1380 г. – … в.

1703 г. – … в. 1812 г. – … в.

Выполняют задания.



3) Работа с равенствами.

– Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

80 · 4 – 3 · 6 = 480. 9 · 20 – 16 : 2 = 108.

40 : 10 + 8 · 5 = 60. 54 : 3 · 2 + 4 : 4 = 10.

Выполняют задания.



4) Беседа.

– Ответьте на вопросы:

– В каком году мы живем?

– Какой идет век? В каком году вам было 5 лет?

– В каком году вам исполнится 18 лет?

– Четверть века – сколько это лет?

Отвечают на вопросы.



5) Решение задачи

– Решите задачу.

Саша выполняет домашнее задание за 40 мин, а его брат – за 1 ч 15 мин. На сколько минут меньше работает Саша, чем его брат?

Устно решают задачу


IV. Повто-рение изу-ченного материала

1. Составление таблицы единиц времени.

– Назовите все единицы времени, которые изучили.

Называют единицы времени.


Знание единиц измерения времени.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Фиксирование таблицы
в тетради.


Под руководством учителя записывают таблицу единиц времени, данную на странице 52.




Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений

соглас-
но инст-рукции

V. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

254, 255.

Устно выполняют задания.

Фронтальная, индивидуальная

П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – владеют навыками конструктивного взаимодействия; формулируют
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют познавательный интерес к предмету

Решение текстовых арифметических задач, примеров

256 (под руководством учителя).

• Привез –? т.

Выгрузил – 3 м. по 6 т.

Осталось – 62 т.

1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил.

2) 62 + 18 = 80 (т).

Ответ: 80 т привез всего.

• Привез – 80 т.

Выгрузил – 3 м. по 6 т.

Осталось –? т.

1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил.

2) 80 – 18 = 62 (т).

Ответ: 62 т осталось.


Записывают краткое условие задачи, составляют план решения задачи и решают ее самостоятельно.



Составляют и решают обратную задачу самостоятельно (с последующей проверкой).

2. Решение примеров

257

Проверяют, верны ли неравенства

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Чему научились на уроке?

– Какой материал повторили?

– Где и когда вы можете применить свои знания на практике?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. До-машнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 52, № 258, 259

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 36
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились»
*
(учебник, с. 53–57)

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять вычислительные навыки, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, осуществлять перевод одних единиц измерения в другие, решать текстовые задачи, находить периметр и площадь фигуры, использовать чертежные инструменты для построения геометрических фигур.

Тип урока: проверка знаний и способов действий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся применять вычислительные навыки, составлять равенства и неравенства из данных выражений, находить периметр и площадь фигуры, переводить одни единицы измерения в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить периметр и площадь фигуры, использовать чертежные инструменты для построения геометрических фигур.

Метапредметные (критерии сформированности/оценкикомпонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

* Урок строится по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на страницах 53–57, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.

На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) (с. 58–59) на уроке отводится 10–12 минут.