

Внеклассное занятие по русскому языку
3 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Автор
Иващенко Т.В.,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ №11
Г.Новороссийск
Цели:
Развивать речь учащихся, расширить словарный запас, развивать мышление;
научить пользоваться толковым словарем, этимологическим словарем, словарем иностранных слов;
воспитывать интерес к изучению русского языка;
Оборудование: картинки портфелей, мультимедийная установка, компьютер, экран, карточки с рисунками сюжетов фразеологических оборотов, словари: толковый , этимологический, словарь иностранных слов, призы –словари, книги о русском языке.
Учащиеся разделены на две команды . Команды придумывают себе название, выбирают капитанов.
1 конкурс
«Чей портфель тяжелее»
Командам выдаётся лист с рисунком портфеля. Участники игры в течение 30 секунд должны заполнить «портфель»
словами - существительными, начинающимися на одну букву алфавита.
1 команда « В»
2 команда «Р»
2 конкурс
«Подбери глагол по смыслу»
Командам поочерёдно зачитываются фразеологизмы.
Надо определить соответствующий им глагол. Ответ должен следовать немедленно.
1 команда
Повесить нос - (приуныть)
Вставлять палки в колёса - (мешать)
Надуть губы – (обидеться)
Пускать пыль в глаза - ( хвастаться)
Наступать на пятки – (догонять)
2 команда
Втирать очки – (обманывать)
Зуб на зуб не попадает – (замёрзнуть)
Пальчики оближешь - (вкусно)
Прикусить язык – (замолчать)
Нашёл дорогу к сердцу – (понравился)
3 конкурс
Подбери фразу к картинке
1 команда
Сделать из мухи слона.
Чувствовать себя не в своей тарелке
2 команда
1.Намотай на ус.
2. Лить крокодильи слёзы.
4 конкурс
«Самый толковый капитан»
Учитель предлагает капитанам по три слова. Задача команд точно и лаконично объяснить значение каждого слова.
Члены команд ищут в этимологическом словаре этимологию заданных слов и зачитывают истолкование всей аудитории.
1 команда
Калькулятор, алгебра, белокурый.
2 команда
Каникулы, астрономия, долговязый.
Разрядка
Вспомните себя в младенческом возрасте, когда все вы были «слотворцами» . Объясните значение слов,
отвечая по очереди.
Как ребёнок понимает слово насупились?
(наелись супа)
Если ребёнок просит стрижки, что нужно ему дать? (ножницы)
Ребёнок называет слово «рукти». Что это?
(ногти на руках)
Что означает слово «близоглазый»? (близорукий)
Если сестрёнка называет себя всадницей, что она имеет ввиду? ( то что она ходит в детский сад)
Братик просит у вас «пальчатки». Что вы ему дадите? (перчатки)
В русском языке много иностранных слов - это естественно. Но употреблять их нужно осторожно, не употребляя невпопад , тем самым засоряя русский язык.
5 конкурс
Конкурс «Толмачей» - так называли переводчиков на Руси.
Найдите в словаре иностранных слов значение данных вам в задании.
1 команда
Арбитр, вернисаж.
2 команда
Валюта, доцент.
Шутливый конкурс «Загадки – шутки»
Какое государство можно носить на голове. (Панама)
Какая Европейская столица стоит на скошенной траве (Париж на Сене)
Какой город летает? (Орёл)
Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
Какая Земля никогда не старится? ( Новая Земля)
Какое крыло никогда не летает? (автомобильное)
6 конкурс
«За кем последнее слово?»
Команды выстраиваются напротив друг друга. Учитель бросает мяч первому члену команды вместе со словом «друг». Задача игрока передать мяч в другую команду дав определение к этому слову «верный». Главное условие – мяч должен пройти через всех игроков, а определения нельзя повторять. Проигрывает команда, оставившая мяч у себя.
7 конкурс
Сквозная буква - подобрать слова по схеме.
Подведение итогов
Победившей команде присваивается звание «Самой «языкастой». А всем участникам игры вручаются призы – словари, книги о русском языке.