1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на совместную образовательную деятельность | Беседа Демонстрация Эмоциональное стимулирование | Воспитатель предлагает детям сесть за столы - Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Ответы детей - Буратино, верно! Давайте с ним поздороваемся! Дети здороваются с Буратино. Буратино: Здравствуйте, ребята! Со мной случилась интересная и непонятная история. Хотите я вам расскажу? Ответы детей - Вчера у меня закончилось мое любимое варенье, я решил, что нужно сходить в магазин. Я пришел в магазин, взял варенье и пошел к выходу. Я почти уже подошел к двери магазина, как меня остановил охранник. Он меня ругал, а потом и вовсе забрал варенье. Я так и не понял, что сделал плохого этому охраннику. - Ребята, как вы думаете, за что охранник поругал Буратино? Ответы детей - Да ребята, всё верно, охранник поругал Буратино, потому что он не заплатил за варенье. - Что значит «заплатить»? - Это значит взамен покупки отдать деньги. - Ребята, а вы знаете что такое деньги? Ответы детей - Ребята, а давайте по подробнее узнаем, что же такое деньги и какие они бывают. И расскажем об этом Буратино. Вы согласны? | Дети отвечают на вопросы и внимательно слушают воспитателя | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность |
2.Основная часть. 2.1. Беседа о деньгах Задачи: Обогатить словарный запас дошкольников основными финансовыми понятиями: «монета, купюра, номинал» Развивать у детей представления о достоинстве монет и купюр. Воспитывать бережное отношение к деньгам; Развивать у детей осознание роли денег в жизни людей | Беседа Объяснение Демонстрация Чтение художественного слова | Дети сидят на стульчиках Как вы думаете, где мы можем узнать что-нибудь про деньги? - Газета, книги, энциклопедии, интернет, спросить у взрослых - Правильно. Давайте прочтем в энциклопедии, что же такое деньги Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это? - Правильно, деньги – это средство обмена, потому что их меняют на необходимый товар. Деньги на свет появились давно Но назначенье у них всех одно: Их меняют на товар, Идут с ними на базар Чтоб товары получить, За них надо заплатить. -Ребята, давайте с вами посмотрим на столы. Что у нас лежит на столе? -Деньги -Верно, это деньги. А они чем то различаются? - Да, на столе лежат бумажные деньги и деньги металлические - Молодцы ребята, все верно. Бумажные деньги называются купюрами, а деньги металлические – монетами. Такие деньги имеют разный номинал – рубли и копейки. Давайте с вами посмотрим в энциклопедию и узнаем что такое номинал. Номинал-это обозначенная стоимость денежного знака. Например на монете пять рублей, есть цифра 5, это и называется номиналом. - Ребята, рубли бывают и металлические и бумажные, а копейки только металлические. - Давайте с вами внимательно посмотрим на бумажные купюры. Как вы думаете, что отличает бумажные купюры друг от друга? - Ответы детей -Да, все верно, посмотрите внимательно, на каждой бумажной купюре, изображена своя достопримечательность и написан город, где находится достопримечательность Дети рассматривают купюры через лупу -Ребята, как вы думаете как слепые люди расплачиваются бумажными купюрами? Может быть есть какой-то знак? Дети смотрят через лупу и предполагают где находятся - Да, ребята, есть специальный знак для таких людей. Они, как слабовидящие люди, очень хорошо чувствуют все пальцами. И для них придумали специальный знак, он находится в правом нижнем углу, это коричневые полоски и точки. Попробуйте потрогать их, они немного ощущаются -Ребята, посмотрите на купюру через свет и снова положите на стол. -заметили что-нибудь интересное? - На купюре есть водный знак и он служит для того, что бы распознать фальшивая это купюра или настоящая. А находится он с краю купюры! -Ребята, проверьте, наши купюры настоящие? Дети рассматривают купюру -Верно наши купюры настоящие, значит ими можно расплачиваться в магазине! Надо найти ещё банковский знак и рассказать о нём! -Ребята, давайте с вами положим купюры обратно на стол, и начнем рассматривать монеты. Как вы думаете чем различаются копейки от металлических рублей? -Ответы детей -Все верно, но самый главный различающий друг от друга знак, это – на рублях изображен герб России, двуглавый орел, а на копейках, изображен Георгий Победоносец. Так же хочу сказать, что копейки намного меньше рубля, что бы получить один рубль нужно отсчитать сто копеек. -Предлагаю вам поиграть в игру «Отдели копейки от рублей». Нужно в одну группу сложить копейки , а в другую рубли. У меня есть целая куча монет, давайте их разложим Дети раскладывают монеты в две группы. -Какие вы молодцы, правильно все разложили. -Давайте с вами положим все наши деньги на столы, а лупы в мешочки, чтобы не разбить стекла. Буратинопредлагает нам с вами немного отдохнуть, давайте встанем со своих мест и будем повторять за мной. | Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы воспитателя, Рассматривают деньги, называют особенности и различия друг от друга | Дети знают что такое номинал, купюра, монеты. Дети представляют достоинство монет и купюр. Дети узнали об особенностях денег, и их видах Дети проявляют бережное отношение к деньгам; Дети осознают роль денег в жизни людей; |
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Показ Чтение художественного слова | «Будем денежки считать!» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы | Дети повторяют за воспитателем | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности |
2.2 Игра «Магазин» отдел 1 «Все для праздника» Задачи: Продолжать учить детей понимать номинал монеты и цену товара. Учить находить монету заданного номинала, обменивать её на товар. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Разве эта задача решается? Развивать у детей знания о соотнесении цены и номинала | Объяснение Игра Упражнение Инструкция | Дети стоят на ковре. Рядом находятся столы с товарами,касса. - Ребята, а вы каждый день ходите в магазин? - Ответы детей - Давайте с вами тоже отправимся в магазин вместе с Буратино. - Вот мы с вами пришли в магазин. Мы находимся в отделе «Все для праздника». А кто работает в магазине? - Ответы детей - Как много работников вы назвали, но у нас сегодня будет работать только продавец-кассир и это буду я. Вы не против? А вы ребята будете покупателями. У каждого из вас есть монеты, и вы будете ими оплачивать товар. - Ребята, смотрите, в магазине есть воздушный шар, который стоит 5 рублей, и монета у нас есть тоже 5 рублей, мы можем оплатить шарик одной монетой 5 рублей, это значит что цена товара, в нашем примере это воздушный шар, совпадает с номиналом нашей монеты. Сейчас Буратино подойдет ко мне и оплатит воздушный шар. Он мне даст ровно 5 рублей. Воспитатель показывает пример - Ребята, теперь посмотрите на товар в магазине и оплатите его у меня на кассе. Дети берут по любому, понравившегося товару и оплачивают, так что бы цена товара совпадала с номиналом монеты. -Ребята, мы скупили все товары в этом отделе! Смотрите, открылся еще один отдел, давайте посмотрим что же там продают! | Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, и начинают играть | Дети научились находить монеты заданного номинала, научились обменивать монеты на товар. Дети проявляют дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; Дети демонстрируют знания о соотнесении цены и номинала |
2.3 Игра «Магазин» Отдел 2 «Канцелярские товары» Задачи: Учить составлять цену товара номиналами нескольких монет, называть общую цену товара, количество монет и количество монет определённого номинала Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Разве эта задача решается на этапе? Развивать у детей знания о соотнесении цены и номинала | Объяснение Игра Упражнение Игровая ситуация Инструкция | Воспитатель предлагает пройти детей в другой отдел. Дети стоят на ковре. Рядом находятся столы с товарами,касса -Мы с вами находимся в отделе «Канцелярские товары». Я предлагаю вам купить товар, за 8 рублей. -Попробуйте поискать монету такого номинала. Дети ищут монету, но не находят ее. -Не нашли? Давайте тогда подумаем, как можно купить этот товар без такой монеты! Ответы детей -Верно ребята, давайте попробуем разложить 8 рублей с помощью номинала других монет. Например, мы возьмем 3 монеты, одну монету по 5 рублей, одну монету по 2 рубля и одну монету по 1 рублю и тогда у нас получится 8 рублей. После этого я подойду к кассе и скажу, что у меня 3 монеты, из них одна монета по 5 рублей, одна монета по 2 рубля и одна монета 1 рубль. У меня получилось 8 рублей Надо попробовать ещё несколько комбинаций! 8 рублей... -Как здорово у вас получилось! Теперь попробуем разложить 6 рублей. Как вы это сделаете? Ответы детей. -Ребята, выберете себе товар и попробуйте разложить монеты, чтобы получилась цена товара, и не забудьте потом оплатить товар на кассе! Дети выбирают товар, раскладывают монеты, оплачивают товары. | Дети внимательно слушают воспитателя, запоминают как считать монеты, играют в магазин, раскладывают монетыс помощью номинала других монет. | Дети научились составлять цену товара номиналом и нескольких монет, умеют называть общую цену товара, количество монет и количество определённого номинала. Дети проявляют дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; Дети демонстрируют знания о соотнесении цены и номинала |
3.Подведение итогов ОД. Задача: формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод | Беседа Поощрение | Воспитатель подводит итог занятия. -Ребята, у нас с вами получилось объяснить Буратино, что за товар в магазине нужно платить деньги? Где находятся дети? (Ответы детей) -Ребята, а о каких деньгах мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) -А у вас возникли какие-нибудь сложности или затруднения? (Ответы детей) -А как мы их преодолели? (Ответы детей) -А кто скажет, какие новые слова мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) | Дети слушают воспитателя, участвуют в диалоге.Подводят итог занятия. | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |