СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока-исследования по литературному чтению в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока-исследования по литературному чтению в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»»»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»









Конструкт урока - исследования по литературному чтению в 3 классе на тему:

«И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»»











Разработчик:

студентка 4 «КП» группы

Ткачук В. Е.







Камышлов, 2020

УМК – «Школа России»

Класс – 3

Предмет – Литературное чтение

Тема урока – «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»»

Тип урока – открытие новых знаний

Цель урока – формирование бережного отношения к природе, уважения к другим посредствам литературного произведения И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек»


Задачи:

Планируемые результаты:

  • обучающие:

  • расширить знания о жизни и творчестве И.С. Соколова-Микитова;

  • познакомить с новым произведением «Листопадничек»


  • предметные:

  • имеют представление о жизни и творчестве И.С. Соколова-Микитова;

  • знакомы с произведением Листопадничек»

  • развивающие:

  • развитие учебно-познавательного интереса на уроке

  • развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать);

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

  • способствовать развитию коммуникативных навыков: умению слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем и учащимися, работать в парах

  • метапредметные

УУД

  • Регулятивные:

  • проявляют интерес к уроку

  • принимают и сохраняют учебную задачу

  • контролируют и оценивают свою деятельность на уроке

  • Познавательные:

  • умеет анализировать, выделять главное, производить сравнение, строить аналоги, обобщать, доказывать

  • Коммуникативные:

  • демонстрируют умение слушать и слышать других;

  • включаются в диалог с учителем и учащимися;

  • умеют работать в парах

  • воспитательные:

  • воспитывать культуру учебного труда (уважительное отношение к старшим, дисциплинированность на уроке, порядок на рабочем месте);

  • формировать систему нравственно-этических ценностей: доброту, бережное отношение, на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях

  • личностные:

  • соблюдают культуру учебного труда (уважительно относятся к старшим, дисциплинированы на уроке, соблюдают порядок на рабочем месте)


Принципы обучения и воспитания:

  • принцип деятельности; принцип систематизации и последовательности; принцип психологической комфортности;

  • принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка; принцип самостоятельной деятельности и активности ребёнка; принцип сотрудничества педагога и обучающихся.

Методы и приемы обучения:

  • словесные методы (прием – рифмованное начало урока, закончи предложение, верное-неверное утверждение, беседа на всем протяжении урока)

  • практические методы (прием – чтение правила, работа в тетради, самостоятельная работа на карточках, взаимопроверка)

  • метод стимулирования и мотивации учения (прием – похвала)

  • репродуктивный метод (прием – упражнение)

  • здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка)

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, видео, учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3кл., 2ч., таблицы, карточки с текстом











Ход урока


Этапы урока по ФГОС

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности и выявление места и причины затруднений

Мотивация



Словесный метод (прием: рифмованное начало урока)




Словесный метод (прием: закончи предложение)










Метод стимулирования и мотивации учения

(приём: похвала)


Практический метод (прием: зашифрованные слова)


Фронтальная форма работы


- Здравствуйте, ребята. Хочу начать наш урок с четверостишия:

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Сегодня у нас необычный урок. Вы будете в роли исследователей.

- Какие оборудования нужны исследователям?


- Какими оборудованиями мы будем пользоваться сегодня на уроке?

- Совершенно верно.

- Вы готовы превратиться в исследователей?

- На уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

- Я вам предлагаю отгадать загадки и узнать тему исследования. Каждая загадка — это первая буква в слове. В слове 13 букв. Я называю вам загадку, например, это слова ребенок. Первую букву я записываю в клетку и так с остальными буквами. Итак, начинаем. (слайд)

1)Она ласкает, утешает

И отведет беды огонь.

Любой малыш всегда узнает

Любимой мамочки...

2)Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

3)Он пыхтит, как паровоз,

Важно книзу держит нос.

Прошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться

4)Есть у нас в квартире

Волшебное окно,

Что происходит в мире,

Покажет нам оно

5)Дрова обнимаю,

Жар получаю,

В дыму утопаю

6)Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся

7)Дома по улице идёт,

На работу нас везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

8)Шея длинная такая,

Хвост крючком. И не секрет.

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет!

9)Голубой шатёр

Весь мир накрыл

10)Стоит над рекою,

Трясёт головою

11)Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдёте вы

12) Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина

13)Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.


- Ребята, назовите слово, которое у нас получилось.

- Давайте сформулируем гипотезу.

- Посмотрите на доску, с каких слов она будет начинаться?

- Подумайте и сформулируйте гипотезу.



- В конце урока мы узнаем, верная была гипотеза или нет.

- Какова тема нашего исследования?


- Сформулируйте цели исследования.

(приветствуют учителя)








- Различные емкости, колбы, микроскопы, лупа

- Тетрадь, ручка, карандаш



- Да












-ладонь


- иней




- самовар




- телевизор



- огонь




- пальцы




- автобус




- двойка


- небо


-ива


- червяк


- ежевика




- карандаш


- листопадничек



- Если…, то..

- Если произведение называется «Листопадничек», то в нем говорится про листопад



- И.С Соколов- Микитов «Листопадничек»

- изучить произведение «Листопадничек»

5 мин

2

Построение проекта выхода из затруднения


Исследование

Словесный метод (прием – беседа)




Наглядный метод (прием – план исследования произведения)



Исследовательский метод (прием: заполнение таблицы)





Индивидуальная форма работы.























Здоровьесберегающая технология (физминутка)




- Посмотрите внимательно на доску, вы видите план, по которому мы будем сегодня работать.

План исследования произведения.

1. Кто такой И.С Соколов- Микитов?

2. Какие произведения он писал?

3. В чем заключается основная мысль произведения «Листопадничек»?

- Для того, чтобы ответить на вопросы плана, проведем исследование.

- Прочитайте первый вопрос.

- Что мы должны о нем узнать?

- То есть мы должны узнать его биографию.

- Для этого каждому из вас я даю карточку с биографией писателя, ваша задача прочитать ее и выделить главное в тексте.

- Если вам все понятно, можете приступать к работе.

- Кто закончил, покажите вашу готовность.

- Молодцы, ребята, в конце исследования вы прочитаете нам его биографию. А сейчас мы переходим ко второму вопросу, прочитайте его.

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видео, в котором мы можете узнать, какие произведения писал И.С Соколов- Микитов, но не просто смотреть, ваша задача выписать в таблицу названия его произведения.

- Если все понятно, можете приступать к работе.

- Вы посмотрели видео. Успели записать названия его произведения?

- Молодцы. Нам осталось ответить на последний вопрос. Прочитайте его.


- Вы можете сразу ответить на этот вопрос?

- Почему?

- Верно. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос мы будем читать это произведение.

- Прежде чем читать давайте найдем незнакомые слова в тексте. Почитайте про себя. (слайд)

- Нам встретилось слово настлана, что это?

Настлана – настелена

- Какое ещё слово нам встретилось?

Ходко - быстро

- Я буду читать произведение, а вы должны внимательно следить.

- После будете читать вы.

- Мы прочитали произведение, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Не лениться, а трудиться.










- И.С Соколов- Микитов?

- Когда родился, чем занимался









- Какие произведения он написал?







- Да



- О чем произведение «Листопадничек»

- Нет

- Мы не читали это произведение









15 мин

3

Реализация построенного проекта

Обмен информацией

Словесный метод (прием – беседа)



Фронтальная форма работы





- Начнем отвечать на вопросы плана с последнего вопроса.

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?




- Почему зайчат называют листопадничками? Аргументируйте свой ответ.

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края?


- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?



- Как автор относится к этому поступку героя?

- А вы?




- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?



- Чем питались бобры?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров?


-Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

- Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? - Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами в парах.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.

- А сейчас подведём итог нашей работы.

- Какова тема произведения?


- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

- Давайте ответим на первый вопрос плана. Кто такой И.С Соколов- Микитов?

- Какие произведения написал?


- Молодцы, все верно.




- автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев


- потому что родились осенью





- он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям

- и убежал ….

- он его осуждает

- жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный


- бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно


- ветками ивы

- у них в хатке темно и сыро).


- надёжен. Вода-среда их обитания

- боялся холодной воды, не умел плавать и нырять

- заботился о бобрятах





- осень


- надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни.




- прозаик, публицист, основная тема произведений – природа

- «Солёная земля», «Листопадничек» и другие



8 мин

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация информации



Практический метод (прием – тест)


Парная форма работы

- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста.

- Вспомните произведение, которое мы сейчас читали и выберете правильный ответ в тесте.

- Работаем в парах. Приступайте к работе.

- Подпишите листочки и отдайте мне.

- Молодцы.

(работа в парах)


5 мин




5

Включение в систему знаний, повторение

Связывание информации


Практический метод (прием – таблица)


Фронтальная и индивидуальная формы работы

- Чтобы закрепить, что мы узнали, поработаем индивидуально, каждый из вас получает карточку, в которой написано задание для вас.

- Прочитайте задание про себя.

- Если все понятно, можете приступать к работе.

- Подпишите листочки и сдайте мне.

- Молодцы.


(выполняют задание)

5 мин

6

Рефлексия УД на уроке

Подведение итогов, рефлексия

Словесный метод (прием – слово учителя)


Практический метод (прием – оценивание свой работы на уроке)


Фронтальная форма работы

- Наше исследование подходит к концу.

- Давайте вспомним гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока: «Если произведение называется «Листопадничек», то в нем говорится про листопад». Подтвердилась наша гипотеза?

- О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?

- С каким автором вы познакомились на уроке?

- Что вы о нем узнали?

- С каким рассказом вы познакомились на уроке?

- Хотелось бы завершить наш урок половицей к этой сказке:

Где родился там, и пригодился.

В гостях хорошо, а дома лучше

- Оцените свою деятельность на уроке.

- У вас на партах лежат листочки красного и зеленого цветов. Если вы считаете, что хорошо сегодня поработали и вам было все понятно, поднимите зеленый листочек. Если считаете, что вам не все было понятно и нужно повторить материал дома, то поднимите красный листочек.

- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок. До свидания.





- Нет

- О зайце, листопадничке

- И.С. Соколов-Микитов

- высказывают что узнали

- Листопадничек



2 мин


Приложения.

Приложение 1. Тест

ФИ ____________________


1)Сколько зайчат родилось у зайчихи??

а)3

б)5

в)2


2)Как охотники называют осенних зайчат?

а) осеннички

б) листопаднички

в) подлистопадники


3)Когда птицы собрались к отлёту?

а) ранней осенью

б) поздней осенью

в) а предзимье


4)Как называется домик у бобров?

а) хатка

б) норка

в) избушка


5)Сколько этажей в бобровой хатке?

а)3

б)2

в)4


Приложение 2. Таблица

Пословицы


1)Самая трудная дорога та, которую не знаешь.

2)Берегись бед, пока их нет.

3)Друзья познаются в беде.

4)Много спать - дела не знать.

5) Уменье силу одолеет.

6)Не всё коту масленица.

7)Без му́ки нет и науки.

8)Хорошие речи хорошо и слушать.

9)На чужой стороне Родина милей вдвойне.

10)Всякой вещи - своё место.

11)От правды никуда не денешься.

12)Верному другу цены нет.

13)Была бы охота, заладится всякая работа

Персонаж


________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________