СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет организовать работу по развитию четкости речи.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»»»

Урок № 10 «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»»

Методический комментарий
УМК «Школа России»

Класс – 1

Предмет –Литературное чтение Тема: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 1 урок

Цель урока: познакомить учащихся с юмористическими произведениями.

Задачи:

  • Обучающие

  • Формировать навыки выразительного чтения.

  • Формировать умения, произношения звуков Р, Р’, Ш, Ж через выполнение упражнения «Лошадка»

  • Воспитательные

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, умение слушать других.

Развивающие – развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

Развивать четкость речи обучающихся посредством использования артикуляционных упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Межпредметные связи

русский язык

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

  2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

  3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

  4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.

  5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребенком.

  6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.



Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Приветствуют учителя

1 мин

2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

- Речевая гимнастика

«Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз.

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?

– Любите ли вы смеяться?

Повторяют за учителем

2 мин

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

- Учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи»; учащиеся читают слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».

– Ура! Как раз

Потехи час! –

Расхохотался Дикобраз, –

Ха-ха!

– Хи-хи! – сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил,

Ха-ха! Хи-хи!

–Хе-хе! – откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. –

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна –

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас –

Везде настал потехи час!

– Что означает слово «потеха»?

– Объясните пословицу «Делу время, а потехе час».

– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

Отвечают на вопросы

3 мин

4

Открытие новых знаний

Артикуляционная гимнастика

- Давайте выполним артикуляционную гимнастику

«Лошадка»

Присасывать кончик языка к нёбу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Проделать 10 — 15 раз.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

1. При выполнении упражнения необходимо сидеть прямо не облокачиваясь

2. При выполнении упражнения необходимо четко следовать указаниям учителя

3. При выполнении упражнения следует расположить зеркало так что бы было видно рот.

4. При выполнении упражнения следует быть внимательным и не мешать одноклассникам.

- Сейчас я вам покажу как выполнять данное упражнение.

Обратите внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Теперь повторяйте за мной. Давайте повторим упражнение несколько раз.

- Поднимите руки те у кого имеются затруднения в выполнении упражнения.

- У кого получается помогите своим одноклассникам.

- Как вы думаете выполняя данное упражнение употребление каких звуков мы тренируем?

- Почему?



– Прочтите диалог авторов учебника с читателями на с. 4 (часть 2).

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?

– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

– Чем помогают такие произведения?

– Что такое юмор?

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о чём (о ком) расскажет нам автор?

– Прочтите слова, записанные на доске, шёпотом, тихо, громко:

хохот         смех

хохотал         смешил

хохотала         смеялись

хохотушка         смешинка

захохочет         посмеялись

перехохочет         пересмеёт

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Токмаковой.

– Вы любите играть в весёлые игры?

– В чём суть игры «Хохотушки»?

– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей















Следят за тем как учитель выполняет упражнение.




Выполняют упражнение совместно с учителем


Поднимают руки


Помогают одноклассникам

Р, Р’, Ш, Ж

Потому что когда мы произносим эти звуки наш язычок в таком же положении


25 мин

5

Закрепление изученного на уроке

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».

– Как называется этот рассказ?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к нему.

– Как вы думаете, о ком этот рассказ?

– Где будут происходить события?

– Прочтите рассказ вслух по цепочке.

Учащиеся читают.

– О ком этот рассказ?

– Как звали девочку?

– Где встретились Маша и волк?

– Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.

– Понял ли волк, что говорит ему девочка?

– Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?

– Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.

– Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

– Что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки?

– Подготовьте выразительное чтение по ролям.


















Учащиеся читают по ролям.

10 мин

6

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами

Различные формы оценивания

– Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?

– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

– Что обозначает слово «юмор»?

– Как называется новый раздел?

Отвечают на вопросы

3 мин