1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку | Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Андреевна, я сегодня у вас проведу урок окружающего мира. Посмотрите на свое рабочее место, готово ли оно к работе? На столе должна лежать книга и пенал. Сегодня у нас интересный и красивый урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие. Чтобы нам все сегодня удалось, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и пожелаем удачи. Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн? | Личностные УУД: проявляет положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию |
Актуализация знаний, выявление проблемы и постановка учебных задач. | | Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть в роли исследователей. А вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чем идет речь? 1)Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле…(Ушки) 2) Он и заснуть не даст подчас, и невзначай разбудит нас. (Шум) 3)Что за чудо-коромысло После дождичка повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветная дуга Что зовется … (радуга) 4) Призывая на урок, заливается... (Звонок) 5) Заблудившийся грибник издаёт призывный… (Крик) Так что же мы будем исследовать сегодня, как вы думаете? Тема нашего урока «Почему радуга разноцветная?» Скажите, кто из вас видел радугу? Какие чувства вызывало у вас это явление природы? Почему и как она появляется в небе? Если мы не знаем этого точно, значит, перед нами стоит такая задача. Нам нужно: 1) узнать, что такое радуга; 2) выяснить, всегда ли можно увидеть радугу после дождя; 3) запомнить расположение цветов в радуге. | |
2. Первичное усвоение новых знаний Задача: создать условия для формирования знания о радуге | Словесный (беседа; педагогическое требование;) Наглядные методы (демонстрация). Метод закрепления и повторения изученного материала (повторение) Метод развитии псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы) | Приступаем к нашему исследованию. Что мы сначала должны узнать? 1.Исследовательская работа. Что такое радуга? Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. А кто из вас знает, как образуется радуга? Давайте посмотри фрагмент фильма о том, как образуется радуга. После просмотра будем обсуждать и делать выводы, как настоящие исследователи. Как же появляется радуга? Таким образом, на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.. Что такое радуга? Радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце. Открываем учебник на странице 41 и ещё раз прочитаем, как получается радуга. Прочитайте про себя. Теперь вслух прочитает Катя. А теперь Катя выделит главные слова в определении. Все согласны, что это главные слова? Теперь запомним их и повторим определение, не подглядывая в учебник. 2. Исследование второй гипотезы: «Всегда ли можно увидеть радугу после дождя?» Скажите, всегда ли можно увидеть радугу во время или после дождя? (если нет, то – верно, если да, то – давайте вспомним хмурые осенние дни, когда солнце светит совсем мало, то появляется ли радуга? (НЕТ). А если мы вспомним солнечные летние дни, то что мы замечаем после дождя? (РАДУГУ)) Да, действительно, радугу мы можем видеть только тогда, когда во время дождя светит солнце. 3. Исследование третьей гипотезы. Радуга состоит из 7 цветов, и они расположены в определенном порядке. Скажите, может быть, кто-то из вас знает, сколько цветов в радуге? А в каком порядке они стоят? Они всегда стоят в таком порядке или порядок цветов может меняться? Давайте это сейчас с вами выясним. Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами плавный. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальная фразы - в ней первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов, на 40 странице прочитайте. Теперь вслух прочитает Маша: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. | Личностные УУД: проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль Коммуникативные УУД: проявляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяет цели, умеет с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение | Словесный (объяснение). | Что бы немножко отдохнуть, проведем физминутку. Встаньте со своих рабочих мест. Повторяйте движения за мной Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг - маховое движение). Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.) Домами (Руки сложены над головой крышей.) И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой.) И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.) Присаживайтесь на свои места | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль. |
3. Первичное закрепление Задача: закрепить знания о расположении цветов в радуге | Словесный (объяснение). Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (работа в парах; Метод взаимной проверки ) | Чтобы закрепить знания цветов радуги и их расположение, проведем вот такую работу У вас на парте лежат цветные полоски. Возьмите их и в учебнике на странице 41 расположите так, что бы получился кусочек радуги. Сделайте то же самое, закрыв листом бумаги слова слева. Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибку. У кого всё получилось, поднимите руку. Молодцы! Таким образом, мы закрепили наши знания цветов радуги и их расположение. | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, взаимоконтроль Познавательные УУД: проявляет умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, строить рассуждения Коммуникативные УУД: проявляет умение работать в парах, умение вести диалог |
4.Самостоятельная работа Задача: Проверить самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Словесный: (объяснение) Практический: (самостоятельная работа) | 4. Исследование четвертой гипотезы. Белый цвет можно получить обратно из радуги. Ребята, давайте проведем еще одно исследование. Сейчас мы сделаем своими руками радугу и убедимся в том, что когда все цвета радуги смешиваются, то получается белый цвет солнечного света. Для этого у вас на парте лежит круг, вырезанный из белой бумаги. Он разделен на части, их столько же, сколько цветов в радуге. Вам нужно раскрасить его теме же цветами, что и в радуге, в той же последовательности. Затем возьмите карандаш и посередине круга при помощи карандаша сделайте дырку и наденьте на карандаш наш бумажный круг. Кому нужна помощь, поднимите руку, я подойду Теперь, когда всё готово, возьмите карандаш и начните быстро-быстро его крутить. Что вы увидели? Таким образом, мы убедились в том, что когда все цвета радуги смешиваются, то получается белый цвет солнечного света. | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль, взаимоконтроль Коммуникативные УУД: проявляет сотрудничество с учителем |
5.Рефлексия учебной деятельности Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построение и применение нового знания | Словесный: (беседа) Методы эмоционального стимулирования: (поощрение) Метод закрепления и повторения изученного материала (повторение) | Ребята, наше исследование подходит к концу, давайте вернемся в наш класс и подведем итоги. Что мы сегодня исследовали? Что мы узнали о радуге? Что вы можете о ней рассказать? На что похожа перевернутая радуга? (на улыбку) Посмотрите, сама природа нам улыбается, а что же мы должны сделать в ответ? Давайте улыбнемся ей в ответ и пообещаем ее любить, беречь и защищать! Скажите, а вы слышали такое выражение «Радужное настроение»? Что оно означает? Покажите с помощью смайлика, какое у вас сейчас настроение, нарисуйте веселый смайлик, если у вас хорошее настроение, урок вам понравился, вам было интересно и вы всё поняли, и грустный смайлик, если настроение плохое, урок вам н понравился, вы ничего не поняли на уроке? Очень хорошо Радуга – это удивительное явление природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что такое радуга, какие цвета в ней и когда мы можем ее увидеть. Вы молодцы! Я вас благодарю за урок, вы старались, с вами было приятно работать! | Коммуникативные УУД: проявляет умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль |